Формирование успешности учащихся через научно-исследовательскую деятельность с применением ИКТ

Разделы: Химия


Ни у кого не вызывают сомнений важность своевременного обнаружения одарённого ребёнка и дальнейшего развития его способностей.

Развитию общей одарённости школьников может способствовать целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. Решая эту проблему, для таких учащихся составляем индивидуальную образовательную программу (ИОП) на основе их интересов и образовательных запросов и фиксирующих образовательные цели и результаты. Реализация индивидуальной образовательной программы опирается на мотивацию и решению выбранных учащимся исследовательских проблем, задач; включает в условиях познавательной деятельности механизм саморазвития личности со всеми присущими ему процессами в интегрированном виде: самопознания, саморегуляции, самоопределения, самообразования, самоорганизации, самореализации. При этом возможно сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм исследовательской деятельности учащихся. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно-практической конференции или каком-либо конкурсе. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя в рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо и на которое он с охотой будет тратить своё личное время.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать свои способности, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Связано это с тем, что для таких школьников характерны стремление к максимально глубокой проработке изучаемой темы, высокая концентрация внимания, способность к длительной работе в одном направлении, устремлённость к высокому уровню результатов деятельности. Опираясь на такие качества одарённых учащихся, учитель может предоставить им возможность самореализации через исследовательскую деятельность по предмету.

Началом исследовательской работы с учащимися следует считать выбор её темы. Данный вопрос требует особого рассмотрения. Изучение новинок научной литературы, серьёзных публикаций, монографий и т.п. - одна из сложнейших сторон этой деятельности как для учащегося, так и для учителя. Так как работа в исследовательском режиме занимает длительный период времени, важно, чтобы проблема, выбранная для написания реферата или научной работы, не потеряла актуальности для школьника, захватила, увлекла его. Необходима корректная и оригинальная формулировка темы исследования. Это позволит школьнику построить свою работу нетрадиционно, рассмотреть проблему с нестандартной точки зрения.

Далее важно продумать форму реализации и представления результатов исследования. Мы выработали определённые требования к написанию творческих работ.

Необходимо показать актуальность разрабатываемой темы.

Содержание работы должно быть интересным, обязательно научным, изложенным оригинально, нестандартно, нешаблонно.

Работа должна содержать выводы, к которым пришёл учащийся в процессе исследовательской деятельности.

В работе должны быть своеобразная изюминка, притягивающий к себе внимание фрагмент выступления.

Следует обращать внимание на оформление работы, наглядность приводимых примеров, фактов.

Работа по возможности должна быть практико-ориентированной.

Приведу конкретные примеры. При изучении темы «Растворы. Процесс растворения», учащиеся 10 класса заинтересовались технологией выращивания кристаллов. В итоге ученица Самаркина Д. вырастила чудесные кристаллы в домашних условиях из растворов солей, что в последствии ей послужило темой исследовательского реферата «Кристаллы». На основании собранного материала о кристаллах, их практического применении была изготовлена коллекция различных кристаллов, которые можно применять на уроках химии как наглядное пособие при прохождении соответствующей темы и слайдовая презентация.

При написании работы по теме «Влияние культуры знаний на отношение к курению» ученица 11-го класса Комиссарова У.. провела открытые эксперименты «Действие табачного дыма и никотина на тараканов, рыбок и семена гороха». Работа получилась интересной, содержательной, а главное - в ней была предложена программа действий по изменению отношения к курению учеников нашей школы. Девочка с данной работой выступала на классных часах с разъяснительной работой о вреде курения, провела конкурс плакатов и рисунков.

Исследовательская работа - это не только условие успешной самореализации творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками - сверстниками и взрослыми. С работами, выполненными в школьной лаборатории, школьники выступают не только на городской, но и на краевых конференциях, что способствует приобретению опыта выступления перед публикой, умений чётко излагать свои мысли, анализировать, обобщать, делать выводы.

Любовь к исследовательской деятельности, привитая со школьной скамьи, находит своё продолжение и в студенческие годы. Практика организации исследовательской деятельности позволяет сделать вывод о больших возможностях данного подхода в развитии детской одаренности, сохранении и раскрытии в каждом учащемся его индивидуальности, неповторимости, творческих способностей.

Использование компьютера на уроке должно быть целесообразно и методически обоснованно, а не служить данью велению времени. Не стоит использовать компьютер там, где более эффективны другие средства обучения. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

И самое главное, применение компьютерных технологий не должно заменять практический эксперимент и объяснения учителя, а дополнить их, глубже понять суть практической работы, научить творчески мыслить, расширить кругозор по данной теме.

Но подготовка уроков, методических пособий с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Создание только одного УМК к уроку, теме, исследовательской работе требует достаточно много времени. И ещё одно, сейчас многие дети имеют дома компьютер и владеют им намного лучше своих учителей-предметников. Учителю не хватает знаний по работе с компьютерными технологиями. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, сайтов и пополняет методическую копилку.

Создание исследовательских и проектных работ, электронных пособий, слайд-презентаций - это увлекательный творческий процесс, который интересен и ученику, и учителю. А лучшей наградой служит возрастающий интерес ребят к предмету.

Литература

  1. А.Ярулов «Технология индивидуально-ориентированной системы обучения» Методическое пособие. Красноярск, 2001.
  2. Е.В.Нечитайлова «Информационные технологии», стр.13-15, Химия в школе, №3-2005; 3.С.П.Новиков «Применение новых информационных технологий в образовательном процессе», Педагогика, №9-2003.
  3. Е.Л.Харчевникова «Овладение учителем школьными технологиями», Начальная школа, №2-2003.
  4. Л.И.Дранишникова «Об организации исследовательской деятельности одаренных детей», Химия в школе, №4, 2008.