Особенности адаптации детей с ОВЗ в условиях группы ранней помощи

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование, Дополнительное образование, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: адаптация, ОВЗ, взаимодействие с родителями


«Равенство - это великая формула людей»
(А.Барбюс)

Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие речевую патологию, нарушения познавательной сферы, ДЦП, расстройство аутистического спектра и т.д. требуют постоянного присутствия и контроля со стороны окружающих его людей. Первое социальное общество, в которое попадает ребенок - это ДОУ и первая проблема, с которой сталкивается семья ребенка - инвалида - это нелегкий процесс адаптации. [3;1] Адаптация - это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: распорядку дня, помещению, педагогам, другим детям. В группе ребенка ждут новые требования и правила, к которым каждый ребенок адаптируется по-разному.

Статья будет полезной для специалистов, педагогов, работающим с детьми дошкольного возраста и детьми с ОВЗ, родителей детей с ОВЗ.

Ребенку, приходящему в другую среду, помимо своей «родной», к которой он привык, в которой чувствует себя спокойно, уверенно, нужно постепенность для привыкания к незнакомому его окружению, условиям. Ребёнок с ОВЗ - особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности - всё делать за него, приучать к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни. У таких детей нет опыта общения со сверстниками и взрослыми. Они очень привязаны к своим близким людям. Им конечно не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах. Такие дети очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому саду, чем обычные дети. Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными особенностями малыша.[3;4]

У многих детей нарушается аппетит, сон, изменяется эмоциональный фон (наблюдаются негативизм, агрессия, слезы), поведение. Воспитателям полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно. Поэтому адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей, педагогов, специалистов группы ранней помощи.

Основные задачи группы ранней помощи направлены на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, включение детей в среду сверстников и их интеграцию в общество, а также на повышение компетентности родителей и окружающих ребенка лиц.

Группа ранней помощи работает по следующим направлениям:

  • развитие самого ребенка (развитие общих умений для полноценной жизни, дальнейшего обучения, развитие специальных знаний, умений, навыков);
  • приспособление окружающей среды (ребенок сможет пользоваться всем, чем пользуются другие при помощи вспомогательного оборудования);
  • обучение окружающих людей (направленное на работу с родителями ребенка с ОВЗ, членами семьи на изменение отношения к ребенку, имеющего то или иное нарушение, его принятие) [1;2]

Для максимального эффекта в процессе социализации ребенка, важна коррекция и компенсация дефектов развития. Специально организованные условия по адаптации детей помогают преодолеть стрессовые состояния воспитанников. Социализация «особого» ребенка напрямую зависит от пед.просвещения родителей, своевременной коррекционной работы с ними, от желания взаимодействовать со специалистами, слышать и слушать их. [3;5]

В схеме, изображенной ниже, указан процесс интеграции специалистов группы ранней помощи, а именно воспитателя, узких специалистов, логопеда, врача, психолога ребенком с ОВЗ и его законными представителями в ходе коррекционно-развивающей работы. Успешная адаптация детей с ОВЗ возможна только при сотрудничестве родителей и сотрудников группы ранней помощи.[2;3]

Специалистами группы ранней помощи внимательно изучаются медицинские документы ребенка, проводится предварительная беседа с законными представителями об особенностях ребенка, его диагнозе, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации в новых условиях рядом с другими детьми и взрослыми.

У каждого ребенка, имеющего тяжелые нарушения развития, всегда есть возможности для установления контакта. Чтобы ребенок обратил внимание взрослого и ответил на обращение к нему, необходима работа педагога, в процессе которой, общение должно быть доверительным.

Вся адаптационная работа осуществляется в игровой форме. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность двигаться насколько это возможно, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Чтобы уменьшить воздействие стрессовых факторов, ребенок посещает группу первое время 1-2 часа, затем, если ребенок начинает чувствовать себя более комфортно, время пребывания в группе постепенно увеличивается. С первого дня пребывания ребенка с ОВЗ в группе ранней помощи, воспитателем группы заводится адаптационный лист, в котором отмечается, какое у ребенка в этот день настроение, аппетит, взаимодействие с детьми и взрослыми. Когда ребенок уже остается на тихий час, в адаптационном листе отмечается засыпание, длительность сна. Впоследствии отмечается степень адаптации ребенка в группе ранней помощи - легкая, средняя или тяжелая. С ребенком проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия по плану, прогулки, дидактические и игры разной подвижности, закаливающие процедуры, медицинские мероприятия, физиопроцедуры, галотерапия, прием лекарственных средств, назначенные врачом группы, иппотерапия, разнообразные позиционные оборудования и т.д. и все это с учетом его индивидуальных особенностей, его интереса, возраста и диагноза.

В процессе работы с ребенком, специалистами не фиксируется внимание на особенностях ребенка, отношение к ребенку ровное, ласковое, спокойное, но в то же время предъявляются разумные требования. В процессе взаимодействия с ребенком в группе воспитатель хвалит его, подчеркивает достигнутые успехи - это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.[3;8]

С родителями или законными представителями ребенка проводится постоянная работа (беседы, консультации, индивидуальные встречи, анкетирование и т.д.) для того, чтобы они были достаточно информированы, просвещены в вопросах помощи своим детям. Организационная работа выстраивается так, чтобы родители могли не просто оценить успехи своих детей, но и сами принять активное участие в том или ином мероприятии. Для многих родителей такая активность становится открытием возможностей своих детей. Сами родители пробуют свои силы в научении своих же детей чему-либо.[3;10]

Специалистами группы ранней помощи на постоянной основе изучается специальная методическая литература по вопросам работы с детьми с ОВЗ, работы с родителями, адаптации детей к ДОУ.

Примером успешной адаптации в группе ранней помощи приведу мальчика В., (диагноз - расстройство аутистического спектра), который пришел в группу и отказывался садиться за стол не только для приема пищи, но и для игр и занятий. Также отказывался контактировать со взрослыми группы. Но в процессе работы, подбора определенных методов и приемов в работе с ребенком и его законными представителями, В. начал садиться за стол заниматься, играть, принимать пищу. Также более спокойно стал «принимать» взрослого группы «рядом».

Таким образом, одним из важнейших факторов успешной адаптации ребенка с ОВЗ к условиям группы ранней помощи, является грамотно организованная работа специалистов группы, правильно подобранные методы и приемы воздействия в процессе нахождения ребенка в группе, его адаптации к новым условиям, новому окружению. А также учет его индивидуальных особенностей и способностей, и безусловно, постоянное взаимодействие с законными представителями ребенка.

Используемая литература

  1. arprussia.ru (Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи) [Электронный ресурс].
  2. infourok.ru Федюнина Н.А. Презентация «Социальная адаптация детей с ОВЗ в ДОУ» [Электронный ресурс]
  3. nsportal.ru \ Магаляс О.М. Презентация «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду», 2021 [Электронный ресурс]