Знакомство с окружающим миром начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие - непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Восприятие невозможно без участия органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Поэтому для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения и тогда в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок знакомится с многообразием форм, красок и других свойств предметов, а также с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все это.
Наиболее благоприятным для сенсорного развития является ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.
Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности.
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, он не возникает сам по себе, его формирование достаточно трудоемкий процесс и от взрослых зависит, каким он будет - успешным или наоборот.
Главными задачами педагога являются:
- Научить ребенка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.
- Научить ребенка обследовать предметы.
- Формировать у ребенка умение использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Необходимо тщательно подбирать и использовать разнообразные формы, методы и приемы для работы с детьми по сенсорному восприятию.
Хочется продемонстрировать вам возможности использования сенсорной коробки, ее многофункциональность, практичность, доступность. Я предлагаю вам познакомиться с дидактическими играми, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Изготовленные руками родителей и воспитателей необычные яркие игры позволят ребенку раскрыть свой потенциал, используя разные анализаторы.
Что же такое сенсорная коробка? И чем она полезна для развития детей дошкольного возраста. Сенсорная коробка - это любая емкость с разнообразным наполнителем. Это так называемая «мини-песочница», только в отличие от песочницы, наполнителем сенсорной коробки может быть любой материал, пригодный для детской игры.
Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственно-образное мышление, концентрацию внимания, усидчивость, координацию движений, любопытство, воображение, фантазию и творческие способности.
В работе с детьми раннего и младшего возраста используют сенсорные коробки большого диаметра: тазы, большие коробки, большие пластиковые контейнеры, что позволяет нескольким детям играть, не мешая друг другу.
Сенсорные коробочки маленького диаметра используются для индивидуальной работы с детьми. Каждую коробку создают по какому-либо сенсорному принципу: цвету, форме или фактуре.
Для игры с сенсорной коробкой используют различные предметы. Для детей раннего и младшего возраста крупные: совочки, сито, ведерки и различные емкости, кубики, грабли, а для детей постарше - мелкие: палочки от мороженого, игрушки из киндер сюрпризов и т.д.
Наполнителем может быть: песок, различные крупы, макароны, бумага разной фактуры, природный материал и бросовый материал (орехи, шишки, пробки, крышки, ткань, галька, камушки и т.д.)
Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста - это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игры детей с такими коробками надо находиться рядом или принимать непосредственное участие в игровых действиях.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Наполнение сенсорной коробки зависит от возраста детей, темы, занятий, преследуемых целей. В работе с детьми создаются сенсорные коробки по тематическому принципу, то есть так, чтобы дети смогли организовать игру по сюжету, соответственно и предметы для игры подбираются тематические.
Чтобы ребенок лучше запомнил цвета сенсорные коробки можно использовать в одном цвете. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет всегда находится перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.
Сенсорная коробка «Посади цветок» для тех детей, кто научился справляться с совком, можно наполнить горшок песком и посадить в него цветок. Это прививает у детей любовь к природе, желание быть к ней ближе.
Сенсорная коробка «Осень». Наполнителем этой коробки могут быть предметы из природного материала (осенние листья, шишки, каштаны орешки, крупа- фасоль: белая и коричневая). Дополняет картину фигурки животных (белочка, ежик), которых можно покормить.
Сенсорная коробка «На берегу океана». Для этой игры мы применили специальный песок соответствующих цветов (синий и желтый), а также ракушки, камушки, фигурки рыб, морских животных. Детям нравится зарывать в песок камушки, а потом их находить, а в импровизированном море играть с рыбками.
Сенсорная коробка «Летняя лужайка». Сенсорная коробка наполнена пшеном для фона, на котором находятся соты (из детской мозаики), дети могут при помощи совочка наполнять эти соты, подражая насекомым - пчелкам. Играя с пластиковыми насекомыми, ребенок может справиться со страхом перед ними.
Сенсорная коробка для рисования. Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в небольшой контейнер с невысокими бортами насыпать тонким слоем манку, соль или сухой песок. Рисовать можно как пальчиком, так и палочкой. А еще можно на крупе, песке делать отпечатки фигурками или формочками.
Сенсорная коробка «Наша Ферма». В ней мы использовали фигурки домашних животных и птиц, искусственный настил, сено, зернышки для птиц, деревья из бумаги, камушки. Дети обожают кормить животных, используя солому и корм. Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных.
Таким образом, использование сенсорных коробок в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное - заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной деятельности.
Специальные занятия по сенсорному развитию детей в раннем возрасте очень важны. Их основная задача - накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.