Новые образовательные стандарты предполагают формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ. Важными характеристиками качества образования являются формирование позитивной Я-концепции у обучающихся, то есть, принятие себя, позитивное отношение к себе, ощущение собственной ценности. Я-Концепция формируется через социальные контакты, через способность взаимодействовать с другими людьми, умения адекватно воспринимать и принимать получаемую информацию, а также правильно ее передавать и усваивать/
Наши обучающиеся живут в своём закрытом обособленном мире поэтому общение со слышащими в реальной жизни затруднено. У обучающихся с нарушением слуха имеются психологические и социально-коммуникативные барьеры в общении. Они связаны с психологическими сложностями. такими как замкнутость, стеснительность, тревожность, нежелание и неумение сотрудничать со слышащими. Большой ущерб развитию ребенка наносит социальная изоляция. Боясь, что над ними будут смеяться их сверстники, дети отстраняются от взаимодействия с социумом, лишая себя речевой практики и практики межличностных отношений.
У большинства людей с нарушениями слуха наблюдаются дефекты произношения, что делает речь маловнятной. Голос обычно глухой или высокий, интонация малоразвита и невыразительна. Речь дополняется жестикуляцией. Слышаших людей раздражает такая речь и общение прерывается.
Нередко ошибочные ответы или затруднения в ответах слабослышащего вызваны незнанием лексических значений отдельных слов, незнакомой формулировкой высказывания, непривычной артикуляцией и бедной мимикой лица собеседника;
Людям с нарушением слуха трудно воспринимать и понимать продолжительный монолог; так же испытывают значительные трудности в ситуации диалога и полилога.
При ответе на вопрос: «Все ли понятно?» человек с нарушением слуха чаще ответит утвердительно, даже если он его не понял;
Формирование коммуникативных умений - это необходимость, продиктованная потребностями современного общества. Все, чему обучаются школьники, они приобретают для того, чтобы использовать в будущей жизни.
Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения.
Существуют интересные методы работы по формированию социально коммуникативных навыков обучающихся с нарушениями слуха.
Важную роль в ситуации коммуникации для обучающегося с нарушениями слуха играет нахождение в слухоречевой среде, предполагающей активное устное общение между детьми. В школе организуются мероприятия, направленные на социализацию лиц с нарушениями слуха: Занятия в областной спортивной школе олимпийского резерва «Олимпиец», участие в спортивных соревнованиях городского и регионального уровня, участие в совместных со слышащими мероприятиях, где происходит общение в естественной ситуации.
Развивая один из самых сложных социально-коммуникативных навыков - умения выступать публично,в школе проводятся речевые конференции в виде театрализованных представлений. С младшими классами это сказки, а в старших классах отрывки из литературных произведений. Проводится коррекция коммуникативных действий: каждая реплика проигрывается ребенком, используется мимика, жесты, речь, действия.
Навыки правильного речевого поведения развиваем через упражнения, основанные на моделировании проблемных ситуаций речевого общения, ролевых тренингов, дидактических и сюжетно-ролевых игр.
В обучении, прежде всего, используются ситуации из тех сфер коммуникации, к участию в которых необходимо подготовить учащихся: Я и моя школа; Моя семья; Мои друзья; Беседуем дома; Занимаемся спортом; Животные рядом с нами; Прием гостей; Общаемся на улице; В транспорте; В театре; Я заболел и др. На протяжении длительного времени проигрывают одни и те же сюжеты, например, доктор и пациент, продавец и покупатель, однако содержание и действия постепенно меняются.
Интересны социальные истории (автор метода Кэрол Грей, разработана для аутистов) - короткие рассказы, содержащие описание конкретных ситуаций и сопровождающиеся иллюстративным материалом. Они включают в себя специфическую информацию о предстоящих событиях: чего стоит ожидать и как следует себя вести. Каждая социальная история достоверно описывает социальную ситуацию, особенности коммуникации в ней.
Так же этой целью на занятия отбираются тексты с речевыми конструкциями, необходимыми для общения. Это замечательный материал Королёвой « Слушаю и говорю», «Слушаю, чтобы понять» для развития умений воспринимать и понимать на слух предложения и тексты. Рабочие тетради для разных классов по развитию письменной речи у кохлеарно имплантированных обучающихся - авторы Е.С.Хименкова, И.А.Николаева Кроме этого, используются различные модели речевого общения - от упрощённых до самых сложных.
Большое внимание в развитии коммуникативных навыков играет диалогическая речь.
Диалог способствует формированию навыков вопросно-ответной формы речи, способностью выслушать сообщение и выразить к нему своё отношение. Постоянное и целенаправленное варьирование речевого материала в диалогах имеет большое значение для развития способности комбинирования, перефразирования, инициативности высказывания.
Здоровье (1 класс)
Что у тебя болит?
У меня болит голова, насморк.
Ты был у врача?
Ещё нет.
Иди к врачу.
Эта же тема в старших классах.
Здоровье (9 класс)
Здравствуйте, я сегодня не приду в школу, потому что заболела.
- Чем ты заболела?
- У меня высокая температура, болит горло, сильный насморк.
- Ты вызвала врача на дом?
- Да, врач придёт после обеда.
- Хорошо. Лечись и выздоравливай.
Речевой материал не заучивается, благодаря частому повторению употребление шаблонных фраз становится автоматическим.
При подобных видах работы возрастает речевая активность детей, так как обучающиеся получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Целеноправленная работа в школе над формированием социально коммуникативных навыков обучающихся с нарушениями слуха имеет важнейшее значение для формирования личности, оценки своих успехов и неудач, осознания своего места в обществе.
Используемая литература
- Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. СПб., 1999.
- Аксенова Л.И. и другие. Специальная педагогика. - М.: Академия. 2002.
- Барабанов Р.Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей [Текст] / Р.Е.Барабанов// Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т.2. - С. 174-176.
- Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. - М., 2000.
- Колтуненко И.В. Развитие речи глухих школьников. - М.: Просвещение. 2000.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования
- (Методическое пособие) Серия: Инклюзивное образование. Выпуск 7. Москва 2011.
- Леонгард Э.И. Формирование у детей устной речи. М., 1971.
- Лубовский В.И. Специальная психология. - М., 2003.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М.:Школа-Пресс. 1997.
- Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2002.
- https://psychlib.ru/mgppu/periodica/KP032009/IOs-077.htm#$p77]
- https://fgosreestr.ru/
- https://elib.bspu.by/bitstream/