Сценарий интерактивной школьной музейной экскурсии «Один день из жизни советского школьника»

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Краеведение, Дополнительное образование

Классы: 6, 7, 8

Ключевые слова: музейный урок


Экскурсия рассчитана на учеников 6-8-х классов.

Цель экскурсии: познакомить учащихся с атрибутами советского времени, создать запоминающийся образ школьника 70-80-х гг. ХХ в.

Задачи: сформировать представление о советском периоде в истории нашей страны; обеспечить условия для самостоятельного исследования экспонатов музея; создать возможность погрузиться в атмосферу жизни советских детей.

Методические рекомендации: данная разработка может быть использована для проведения уроков истории, классных часов, музейных уроков, школьных викторин и конкурсов.

Вид экскурсии: интерактивная музейная.

Продолжительность: 1 час.

В конце экскурсии каждый участник получает грамоту или сувенир (советскую открытку, значок, календарик и т.п.).

Сценарий интерактивной школьной музейной экскурсии

Экскурсовод: Детство - счастливая пора в жизни каждого человека. Сегодня мы узнаем, какое детство было у советских школьников и проживем один день с учеником 6 класса.

За каждый правильный ответ вы получаете пазлы из которых в конце экскурсии соберете картинку советского плаката.

1. Утро советского школьника начиналось с утренней гимнастики.

Задание: под звуки радиопередачи выполнить 2-3 упражнения утренней зарядки.

В музей ученики заходят под позывные радиопередачи «Пионерская зорька».

2. Сбор в школу: школьная форма и портфель.

Какой дресс-код был в одежде советских учеников? Какие аксессуары были обязательны? Что было в портфеле ученика 6 класса?

Задание: Перечислить и найти в экспозициях музея основные атрибуты школьной формы (примерить школьный пиджак, школьный фартук, завязать банты, надеть гольфы). Найти основной атрибут шестиклассника (пионерский галстук), завязать его по схеме и отдать салют.

Перечислить и найти в экспозициях музея школьные принадлежности, на скорость сложить их в портфель.

Отгадать и найти в экспозиции школьные принадлежности и предметы быта: клякспапир (промокательная бумага, «промокашка»), «ксерокс» советского школьника (копировальная бумага, «копирка»), советский калькулятор (счеты, логарифмическая линейка), ранец (школьный портфель), утреннее средство личной гигиены, представляющее собой химически осажденный мел с активными добавками (зубной порошок), найти номинал монеты, на которую можно было купить пирожок с повидлом в школьной столовой (3 копейки).

Дополнительный вопрос: какую роль играет утюг в пионерской атрибутике? (Всех пионеров объединяла глажка пионерского галстука. С утра галстук стирали и еще мокрым тут же гладили, так как знали: стоит оставить его сушиться естественным способом - потом не разгладишь).

3. Школьная жизнь. В школе действовали октябрятская, пионерская и комсомольская организации, воспитывающая юных борцов за дело коммунистической партии.

Задание:

  1. Перечислить и найти атрибуты и символы пионерии (горн, барабан, пионерский галстук, пилотка, пионерский значок, отрядный флажок)
  2. Найти в экспозиции продолжение первого правила октябрят «Октябрята - будущие…» (пионеры)
  3. Продолжить лозунг: «Пионер - всем ребятам…» (пример)
  4. Продолжить девиз: «Бороться и искать, найти и не…» (не сдаваться)
  5. Каким орденом украшено пионерское знамя?
  6. Кто изображен на октябрятской звездочке?
  7. Что обозначает аббревиатура ВЛКСМ?
  8. Спеть куплет гимна пионеров «Взвейтесь кострами».
  9. Отгадать загадку: «Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, ребят созывает» (барабан) и промаршировать под барабанную дробь.
  10. Школьные уроки. Литература. В школьные годы все писали сочинения по картинам.

Задание: Отгадать, как называются самые известные картины из иллюстрации советских учебников. (Приложение 1)

4. Математика. Решение задачи.

Задание: Эту задачку мог решить любой советский школьник. А вы справитесь? (Приложение 2)

5. Природоведение.

Задание: Заполнить дневник погоды на сегодня. (Приложение 3)

6. Перемена. На перемене ребята играли в разные игры.

Задание: Поиграть в игру «Города». Найти в экспозиции атрибуты детских игр и отгадать их назначение: резинка («Резиночки»), мел («Классики»), мяч («Вышибала», «Съедобеное - несъедобное», «Пять имен»), кольцо («Колечко»).

7. После школы ребята занимались в многочисленных кружках. Мы посетим кружок юного радиолюбителя.

Задание: закодируйте азбукой Морзе слово «пионер». (Приложение 4)

8. В советское время было принято что-то коллекционировать. Это были значки, марки, конфетные фантики, календарики, открытки, фото артистов.

Задание: соотнеси названия видов и предметов коллекционирования (найти в школьной экспозиции): филотаймия - календарики, филокартия - открытки, филателия - марки, фалеристика - значки, нумизматика - монеты, сакулумистика - фантики.

9. Лозунги сопровождали всю жизнь советских детей, они помогали быть ответственными и самостоятельными.

Задание: Придумать современные лозунги советским плакатам. (Приложение 5)

10. Самыми счастливыми воспоминаниями лета были пионерский лагерь и пионерские походы (конкурс выполняется в пилотках).

Задание: придуматьназвание и девиз отряда, продекламировать речевку.

Задание: Отгадать, что в рюкзаке юного туриста.

Вот предмет на букву «эС»,
Мировой деликатес -
Для любого медвежонка
Сладкая, как мёд. (Сгущёнка)

Мне везде найти дорогу
Помогает верный друг.
Точно он всегда покажет:
Это - север, это - юг. (Компас)

Этот дом в поход берут,
На спине его несут. (Палатка)

Я горячее храню
И холодное храню.
Я и печь и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)

Днем он спит,
А как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Фонарик)

Варианты заданий:

  1. Перед вами альбом «Дела дружины», в него надо записать все важные дела за сегодняшний день.
  2. Нарисовать стенгазету на актуальные вопросы.
  3. Нарядить бумажную куклу.
  4. Посмотреть отрывок из фильма и найти в экспозиции книгу и назвать ее автора, по которой поставлен фильм («Тимур и его команда»).
  5. Написать письмо пионерам 2035 года.
  6. Отгадать сигналы пионерского горна и барабана.
  7. Прочесть клятву пионеров.
  8. Спеть пионерские песни под караоке.
  9. Сделать запись перьевой ручкой.
  10. В конце экскурсии создать карту символов советского детства.

Приложение 6

Литература

  1. Галкина, Т.В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы / Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск № 4 /2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-kommunikativnyy-fenomen-ekskursii-kakbazovoy-muzeyno-pedagogicheskoy-formy
  2. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение. Раздел 2. Экскурсионная методика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs24.htm
  3. Иванова О.В. Формы взаимодействия музеев и общеобразовательных организаций в условиях информационного общества // Ценности и смыслы. 2018, № 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-vzaimodeystviya-muzeev-i-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva
  4. Макеева, И.А. Воспитательный потенциал музейной экскурсии: теоретико-прикладные аспекты [Текст] / И.А.Макеева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М., Буки-Веди, 2012.
  5. Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г. Преподавание основ музейного дела в школе. М., 2016.
  6. Методика организации экскурсий для школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://musobr.wordpress.com
  7. Муштавинская И.В., Загащев И.О. Интеллектуальный конструктор: ступени к проекту. М., Русское слово, 2021.
  8. Несговорова, Г.П. Современные информационно-коммуникационные и цифровые технологии в сохранении культурного и научного наследия и развития музейного дела. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iis.nsk.su/files/articles/sbor_kas_13_nesgovorova.pdf
  9. Селезнёва, Т.В. Музейная педагогика как одна из составляющих технологий, используемых для формирования целостной картины мира. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://novaya-shkola.su/pedagogam/sredne-obsche-obrazovanie/kabinet-direktora/muzeinajapedagogika-kak-odna-iz-sostavljayuschih-tehnologii-ispolzuemyh-dlja-formirovanija-celostnoi-kartinymira.html
  10. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. Учеб. пособие/Л.М. Шляхтина.- 2-е изд. стер. - М., Высш. шк., 2009. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://restoreforum.ru/books/arhiv/muzeevedenie/1102-shljahtina-lm-osnovy-muzejnogo-delateorija-i-praktika
  11. Экскурсоведение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kmvline.ru/lib/exkursoveden/29.php
  12. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. - 4-е изд., испр. и доп.