Какие приемы мнемотехники можно применять на уроках английского языка?

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, мнемотехника


Мнемотехника - это совокупность методов и приемов для эффективного запоминания информации и увеличения объема памяти.

Мнемотехники помогают памяти работать более оптимально и быстро извлекать нужные данные.

Упражнения мнемотехники основаны на разных способах запоминания информации: ассоциации, визуализация, восприятие на слух, пространственные приемы, кинестетическое представление, связывания и упрощения.

Все они помогают построить ассоциативные цепочки с уже имеющейся информацией и таким образом запомнить новые данные.

На уроках английского языка можно использовать целый ряд мнемонических приемов.

1. Метод ассоциации

Ассоциация - это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним. Ассоциации могут возникать по различным признакам: цвету, вкусу, форме, звучанию, действию, назначению, количеству.

Для запоминания английских слов надо создать яркую необычную ассоциацию со словами. Можно использовать прием лексических ассоциаций. Например, чтобы запомнить слово palm - ладонь, можно представить ладонь с изображением пальмы - то есть мы связываем 2 образа и отчетливо представляем картинку в нашем воображении. Потом обязательно произносим английское слово вслух несколько раз, чтобы привязать еще и звуковой образ слова. Для запоминания слова оwl - можно представить сову в ауле.

Можно использовать прием фонетических ассоциаций - его суть состоит в том, что к запоминаемому иностранному слову необходимо подобрать созвучное слово из русского языка или небольшую фразу, и уже к ним подобрать смысловую ассоциацию. Например, keep it (кипит), cup (кап).

Буквенный код, когда для запоминания необходимого материала, мы образуем смысловые фразы из начальных букв запоминаемой информации, например, в детстве нас учили запоминать цвета радуги по первым буквам каждого слова в считалке «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Для активизации лексических единиц можно использовать метод оживления, который позволяет представить сюжет в зрительных образах

Рифмы - создание рифмовок или небольших стихотворений с запоминаемым материалом

Метод римской комнаты

Суть метода заключается в том, что запоминаемые объекты нужно мысленно расставлять в хорошо знакомом помещении в строго определенном порядке. Потом надо представить это помещение чтобы вспомнить иностранные слова, которые вы заранее «поместили» допустим на стол в комнате.

Правило Миллера

В 20 веке психолог Джордж Миллер обнаружил интересную закономерность - в среднем, кратковременная память человека способна вместить 9 двоичных чисел, 8 десятичных чисел, 7 букв алфавита или 5 односложных слов.

Эффект края

Немецкий ученый Герман Эббингауз выявил, что большинство людей обычно лучше запоминают информацию, находящуюся вначале и в конце структурного ряда.

Метод ментальных карт Бьюзена

Этот метод заключается в изображении структуры информации при помощи блок-схем. Этот способ называют по-разному: mind maps, диаграммой связей, ассоциативной картой.

Используя разные приемы мнемотехники, можно повысить эффективность обучения иностранным языкам. Каждый ищет свой способ запоминания, но мы должны показать разные пути достижения цели, наполнив процесс обучения положительными эмоциями, доброжелательной атмосферой, чтобы возникло желание раскрыться и использовать воображение и личный опыт для достижения высоких результатов.