Данный конспект поможет педагогам, которые применяют в своей работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста цветные счетные палочки Кюизенера.
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по математике с помощью цветных счетных палочек Кюизенера.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить порядковый и количественный счет в пределах 10;
- продолжать формировать у дошкольников представления о четырехугольниках;
- развивать умение ориентироваться в пространстве.
Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- поддерживать у детей стремление к познанию и дальнейшему обучению в школе;
- воспитывать интерес к математике;
- формировать дружеские отношения между детьми.
Материалы и оборудование:
- цветные счетные палочки Кюизенера по количеству детей;
- кукла Маша в школьной форме;
- маленький школьный рюкзачок с заданиями;
- цветная дорожка к палочкам Кюизенера;
- магнитная доска;
- картинка с изображением паровозика по количеству детей;
- демонстрационный набор палочек Кюизенера на магнитах;
- карточки-схемы с изображением цифр от 1 до 5.
Ход НОД
Воспитатель приглашает детей познакомиться с девочкой Машей (кукла). Кукла одета в школьную форму, на спине у нее маленький рюкзачок.
- Ребята, как можно назвать девочку Машу?
- Правильно, школьница, ученица.
- Почему, вы так решили?
- Да, действительно, Маша заканчивает первый класс школы. Она носит школьную форму, у нее есть ученический рюкзак, в котором хранятся школьные принадлежности. Но, сегодня Маша пришла к нам в гости, чтобы проверить знания наших дошкольников. В своем рюкзачке Маша принесла задания для наших детей. Давайте посмотрим на первое задание.
Воспитатель достает из рюкзака куклы картинку с изображением лесенки из цветных счетных палочек и предлагает детям пройти к столам, на которых стоят наборы палочек Кюизенера и картинки с изображением чисел от 1 до 10.
- Ребята, Маша уже хорошо умеет считать. Давайте, и мы покажем ей, что тоже успешно считаем от одного до десяти и знаем все цифры.
Дети выстраивают цветную лесенку из палочек.
- Ребята, покажите мне, пожалуйста, самую короткую палочку, самую длинную.
- Поднимите верх палочку, которая расположена между оранжевой и вишневой.
- Покажите ступеньку лесенки, которая длиннее сиреневой, но короче вишневой.
- Поднимите вверх палочку, которая короче желтой, но длиннее голубой.
- Дети теперь поиграем в другую игру с палочками. Я буду показывать вам палочку, а вы мне картинку с изображением числа, которое соответствует данной палочке.
Воспитатель показывает розовую палочку, дети картинку с цифрой 2.
Игра повторяется 3-4 раза. Затем наоборот педагог показывает картинку с цифрой, а дети поднимают соответствующую палочку.
- Ребята, вы молодцы. Нам с Машей понравилось, как вы справились с первым заданием.
Воспитатель звенит колокольчиком и приглашает дошкольников на перемену.
- Сейчас мы с вами отдохнем и поиграем в подвижную игру. Нам помогут наши любимые цветные палочки и разноцветная дорожка. По моей команде вы должны взять в руки палочку и быстро занять место на соответствующем цветном квадратике. Все игроки называют свою цифру в квадратике.
Игра повторяется 2-3 раза. Каждый последующий раз дети меняют цвета палочек.
- Ребята, наша перемена закончилась и нам нужно достать у Маши из рюкзачка второе задание.
Педагог достает картинку с изображением геометрических фигур.
- Дети, Маша хочет узнать, как вы хорошо различаете и называете геометрические фигуры.
- Возьмите четыре голубые палочки и сделайте квадрат.
Дети выполняют задание на столах.
Воспитатель конструирует фигуры вместе с детьми на магнитной доске при помощи цветных палочек на магнитах.
- Рядом выложите другой квадрат при помощи четырех сиреневых палочек.
- Как еще можно назвать эти фигуры? (Четырехугольники).
- Почему их называют четырехугольники? (У них 4 угла).
- Какой квадрат больше голубой или сиреневый?
- Почему?
Дети сравнивают стороны двух квадратов и выясняют, что сторона сиреневого квадрата длиннее голубого.
- Ребята, какую же фигуру называют квадратом? (Квадрат - это четырехугольник, у которого все стороны равны).
С помощью воспитателя дети выкладывают из палочек другие четырехугольники - прямоугольник, ромб, трапецию.
Воспитатель поздравляет детей с выполнением второго задания и приглашает на переменку. Педагог рассказывает дошкольникам, что Маша никогда не опаздывает в школу, потому что идет по знакомому маршруту и никуда не сворачивает по пути. Дети играют на цветной дорожке в игру «Маршруты». Педагог выставляет на магнитной доске маршрут из цветных квадратиков, а дети должны пройти его по дорожке, называя числа. Маршруты могут усложняться и состоять из 3, 4, 5 квадратиков. Для каждого ребенка воспитатель предлагает свой маршрут. Если ребенок ошибается, другие дети и педагог помогают ему пройти маршрут правильно.
Воспитатель достает из рюкзачка куклы Маши третье задание - картинку с изображением паровозика и предлагает поработать сцепщиками вагонов. Каждому ребенку выдается картинка с изображением паровозика, палочки Кюизенера играть роль вагончиков. Воспитатель предлагает прицепить к паровозику вагончики 10, 1, 3.
Дети должны выбрать палочки соответствующих цветов. Игра повторяется 3-4 раза. Вагончиков может быть больше, можно предложить детям прицепить вагончики по возрастанию номера или по убыванию. Воспитатель поздравляет детей с удачным выполнением третьего задания и предлагает поиграть в подвижную игру « К паровозику цепляйся». Из числа детей выбирается машинист. Все остальные - вагончики. По команде воспитателя ребята должны достать из приготовленной коробки одну цветную палочку и соответствующую ей картинку с цифрой и построиться по порядку друг за другом. В коробке должно быть столько палочек и картинок с цифрами, сколько детей принимает участие в игре. Игра повторяется 2-3 раза. Каждый следующий раз дети должны менять палочки и картинки.
После окончания игры, дети вместе с воспитателем достают из рюкзачка Маши последнее задание. Это картинки-схемы с изображением цифр от 1 до 5. Воспитатель интересуется у дошкольников, почему имен эти цифры оказались в школьном рюкзачке. Педагог объясняет, что именно такие оценки ставят ученикам в школе. Самая низкая оценка - единица, а самая высокая - пятерка. Воспитатель вручает каждому ребенку картинку со схемой, по которой дети должны выложить оценку.
Педагог благодарит детей за то, что они хорошо знакомы с числами, цифрами, геометрическими фигурами, быстро и дружно выполнили все задания школьницы Маши. Дошкольники прощаются с Машей и приглашают ее приходить к ним в гости в следующем учебном году.