Вопросы для обсуждения
- Почему у ребенка возникают приступы агрессии?
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Поощрение и наказание в семье
- Преодоление детской агрессии.
Уважаемые родители!
Тема нашей встречи серьезна «Детская агрессивность. Преодоление детской агрессии». Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Агрессивное поведение в детском возрасте - достаточно частое явление. Стоит ли нам говорить об агрессивном поведении? Вы правы, стоит. Давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.
Агрессия в обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). Агрессия ребёнка может быть направлена: на окружающих людей вне семьи, на близких людей, на животных, на себя.
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу отобрать игрушку, предмет и т.д.). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на причинение человеку боли.
Очень часто агрессию путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы. Оно не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и социальных сетях.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
- Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
- Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей неприемлема, т.к. у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детское агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к одиночеству, отсутствию желания общаться с родными людьми.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за проступком;
- объяснено ребенку;
- оно не жестокое;
- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся
Если тебя наказывают, то как… |
Если тебя поощряют, то как… |
Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают |
|
|
|
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
И по традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка;
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение;
- Обсуждайте с ребёнком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться - это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вреда другим;
- Укрепляйте у ребенка ответственность;
- Чаще привлекайте ребенка к домашним делам;
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть;
- Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим ребенком;
- Повиновение, послушание и исполнительность будет там, где они предъявляются разумно;
- Дети - это наше отражение. Они копируют наше поведение. Уделяйте им больше времени.