На доске:
Тема урока: "Путешествие по Древней Греции. Микены и Троя".
План урока:
- Возвышение Микен, акрополь.
- Причины Троянской войны: миф и реальность.
- «Яблоко раздора»
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, подготовка учащихся к работе
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте познакомимся. Меня зовут Мария Викторовна, и я сегодня проведу у вас урок истории. А вы наверное ученики 5 класса? Но вы не просто ученики, вы сегодня будете в роли знатоков истории, поскольку вы самые активные, целеустремленные, умные и эрудированные.
Что же вас сегодня ждет?
На сколько я знаю вы начали путешествие по Древней Греции и сегодня мы его продолжим.
А для этого вам потребуется выполнить несколько несложных заданий. За выполнение каждого вы будете получать шарик для украшения нашей елочки. Ведь скоро новый год и всем нам хочется чего-то волшебного.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Греки и критяне»
- На прошлом уроке вы отправились в путешествие по Древней Греции. Для того, чтобы вспомнить основные факты ее истории, почерпнутые вами прежде, давайте сыграем в игру «Крестики-нолики». Приложение 1
Условия игры: учителем зачитываются поочередно утверждения по пройденной теме.
Задача: определить - верно это утверждение или нет. Если верно, в соответствующую клеточку ставится 0 (нуль), если неверно - X (крестик).
По окончании игры проверяется правильность выполнения учащимися задания.
Вопросы для игры:
- Греческие племена жили на Балканском полуострове.
- Со всех сторон кроме северной Грецию омывают моря.
- Самый крупный остров Древней Греции - остров Крит.
- Греция страна покрытая равнинами и степями.
- Минотавр это чудовище с телом человека и головой быка.
- Лабиринт - это дворец критских царей.
- Эгейское море названо в честь царя Эгея.
- Цари Крита славились военным флотом.
- Критское царство погибло в результате извержения вулкана и землетрясения.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Х
|
Х
|
0
|
0
|
Х
|
0
|
Х
|
Х
|
Х
|
Переход к изучению новой темы. Это была разминка а теперь переходим к работе.
- Кто же занял лидирующее место среди греческих городов-государств после гибели Критского царства в XV веке?
1. Рассказ учителя. После падения Крита один из самых богатых и могущественных городов Древней Греции, расположенный в Южной Греции занимает место лидера. Город был расположен на скалистом холме в 15 км от моря. Здесь был возведен акрополь.
Что же это за город? Давайте попробуем узнать. Приложение №1
Этот город МИКЕНЫ. Совершено верно. Но как у любого сильного у г.Микены был соперник. Кто же это? Разгадаем следующее слово. ТРОЯ.
Молодцы вы справились с первым заданием. Микены и Троя именно так и звучит тема нашего урока. Запишите ее в тетрадь.
Рассмотрим карту на доске.
- Что же мы сегодня узнаем?
- Какими были древние города Микены и Троя.
- Почему мы их изучаем вместе?
- Что стало причиной их конфликта?
- Работа с иллюстрациями в учебнике на стр. 121
- Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От этих ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух вертикально поставленных камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней - треугольная плита, в которой высечены два льва. Львы стоят на задних лапах, а передними опираются на основание колонны. Будто грозные стражи, смотрели они на всех входящих в крепость.
- Запись в тетради: акрополь - крепость, обнесенная прочными стенами для защиты от морских пиратов и нападения со стороны других греческих городов-государств.
На рисунке на стр. 122 мы видим золотую маску. Такую маску накладывали на лицо умерших царей. Мы не знаем имени царя, чей портрет воспроизведен, но мы видим суровое скуластое лицо с бородкой и усами. Так выглядели владыки Микен. Молодцы.
Кроме золотых масок в ходе раскопок были найдены много документов. Какие данные о Древней Греции дают нам эти документы? Обратите внимание на отрывок одной из них у вас на столе. Приложение 2
2. Работа с историческим документом
Раздаточный материал на партах:
Надписи из архива Пилосского дворца
а) Списки рабынь и их детей.
- Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.
- Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.
- Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4
- Банщиц (женщин) 38, девочек…
- Подсобных работниц (женщин) 4…
- Служанок (женщин) 32, девочек 26…
- Швей (женщин) 38, девочек 20…
3. Беседа с учащимися по источнику
- Какие выводы мы можем сделать на основе данного отрывка о древнегреческом обществе? У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.
- Кто по составу в основном были рабы в Микенах и почему? (женщины и дети; В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства, когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе)
Вот вы справились еще с одним заданием. Молодцы.
III. Физкультминутка
Игра «Ипподром» (играющие имитируют слова учителя)
Учитель:
- Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой)
- На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям)
- Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам)
- Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь)
- По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь)
- Трибуны ликуют (девочки кричат: Давай- давай! Эге-гей!, мальчики кричат: «Ого-го!» и свистят
- Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).
- Финиш! Награждение победителей! (ученики вытирают пот, имитируют надевание венка на шею)
4. Рассказ учителя. После ослабления Крита и его заселения греки расселяются и на другие острова и вступают в борьбу за власть над всем Эгейским побережьем. Эта борьба приводит к столкновению с могущественной Троей - городом на побережье Малой Азии.
- Запись в тетради: 1200 г. до н.э. - Троянская война
И снова непростое задание для знатоков. Скажите, пожалуйста, сколько лет назад началась Троянская война? Правильно 3222 года назад.
Вот и снова знатоки подтверждают свой статус.
- Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Однако позже в саму Грецию вторглись воинственные племена, которые разрушили многие греческие города. Произошел упадок хозяйства, забыта письменность. И тогда люди стали передавать истории из уст в уста, добавляя свое и приукрашивая события.
Как я уже сказала ученые называют причиной начала Троянской войны желания захватить побережье Эгейского моря.
- Но в Древней Греции была другая версия. Несовсем правдивая и немного приукрашенная. А как сегодня принято называть неправду и непроверенные факты? Фейк
Так что же стало фэйком Троянской войны в Древней Греции? Давайте познакомимся еще с одним документом «Миф о Начале Троянской войны».. Приложение 3
А сейчас внимание господа знатоки! Перед вами черный ящик! Внима находится предмет, который смог рассорить прекраснейших женщин, лишь из-за того что на нем было написано. Что это за предмет? ЯБЛОКО
Молодцы! Теперь обратите внимание на доску перед Вами «яблоко раздора». У вас на столах есть карточки (Приложение 4). Возьмите их. Это крылатое выражение берет свое начало из истории древней Греции. Что же означает крылатое выражение «яблоко раздора»?
Почему возникло этот выражение?
- Запись в тетради: яблоко раздора - источник ссоры.
Ну вот вы справились с последним заданием. Что подтверждает то что вы действительно знатоки.
5. Закрепление изученного материала
Крита --- ↓ Микены --- ↑ Акрополь --- Львиные ворота --- Троя --- Троянская война --- яблоко раздора
IV. Домашнее задание
Пересказ & 25.
V. Рефлексия
Ну что ж господа знатоки вы сегодня справились со всеми заданиями. Давайте посчитаем сколько шариков мы смогли повесь на нашу елочку? Правильно 5, а это значит вы все поработали на 5. Приложение 7