Образ Гамлета в русской поэзии ХХ века

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 9


Порвалась дней связующая нить.
Как мне обрывки их соединить!..
В.Шекспир. «Гамлет»

Ход урока

1. Начало

Ученик читает монолог Гамлета на английском языке (можно не весь). Сразу после чтения включаем эпизод из фильма Г.Козинцева - Гамлет (И.Смоктуновский) "читает" монолог.(ЭКРАН)

Учитель: «Гамлет» для России - особая пьеса. Гамлет в трагедии говорит, что театр - это зеркало, в котором отражаются века, сословия и поколения, и цель театра - держать зеркало перед человечеством. Но и сам «Гамлет» - это зеркало. Кто-то сказал, что это зеркало, поставленное на большой дороге. И мимо него идут люди, поколения, народы, сословия. И каждый видит себя. Применительно к русской истории это особенно верно. Гамлет - это то зеркало, в котором Россия всегда стремилась увидеть свое лицо, стремилась через Гамлета понять себя. Мы в праве говорить о феномене «Русского Гамлета», который сыграл совершенно особую роль в развитии концепции вечных образов в культуре нашей страны. Не случайно во многих шекспировских энциклопедиях и справочниках нашей стране посвящены отдельные статьи.

- Почему так? Что в образе Гамлета оказалось таким привлекательным для русского сознания? Вспомним, на что должен решиться Гамлет: отомстить за отца или вызвать на поединок мировое зло? (предполагаемый ответ: он стремится восстановить порванную связь времен, вправить вывихнутое время).

- Я думаю, именно поэтому Гамлет близок нам: русский человек, мыслящий и рефлексирующий, стремится решать мировые проблемы.

Мы начали урок со знаменитого монолога. О чем он? Жить или не жить. Если жить, значит, действовать, решиться вступить в схватку со злом. О каком зле идет речь? (убит отец; убит коварно родным братом; мать, не"сносив обуви, в которой шла за гробом", вышла замуж за убийцу своего супруга; придворные - льстецы, университетские друзья - предатели).

Во времена Шекспира существовала так называемая "трагедия мести", но Шекспир вкладывает в такую трагедию совершенно другое содержание - какое? (Гамлет не просто должен отомстить, а свою задачу он видит в восстановлении справедливости, зло должно быть выявлено и наказано, а не просто пролита кровь).

Что же останавливает Гамлета? О чем пьеса? Почему не сразу происходит развязка?

- Гамлет - человек эпохи Возрождения, для него человек - высшая ценность, его жизнь - ценность. Он верит в любовь, дружбу, гуманизм. Его разум не приемлет насилия, жестокости, зла. Но нужно взять оружие, нужно плести интриги (пьеса "Мышеловка"), притворяться сумасшедшим, т.е. выбирать то же самое оружие, что и его враг. Можно ли избежать? Гамлет стремиться к этому: он надеется, что Король, увидев пьесу, признается в преступлении. Но нет. Король выдал себя своим поведением только Гамлету и Горацио. И тогда Гамлет принимает окончательное решение.

Вот эта решительность или для кого-то нерешительность Гамлета, его сомнения, порожденные разочарованием в окружающем мире и становятся объектом критики.

2. Мы остановимся на двух точках зрения

1. В.Г.Белинский «"Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838) СЛАЙД

Белинский выдвинул новую точку зрения на медлительность и безволие Гамлета. Критик считал, что принц необыкновенно умен, его душа чувствительна, ничто не может укрыться от его всепроницающего взора, но «должность палача была ему не по натуре, а между тем судьба сделала его палачом…». Внутренний мир Гамлета, по его мнению, не статичен, а все время видоизменяется. От оправданий своей медлительности с отмщением он переходит к ее полному осознанию. На поединок же с Лаэртом герой отправляется уже без всякого душевного исступления, лишь только грусть наполняет его. Белинский подчеркивал близость шекспировского героя к представителям своего поколения, которое после поражения восстания декабристов пребывало в состоянии рефлексии. Недаром спустя два года в статье о «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова критик высказал мнение, что в своем Печорине русский поэт явил своему читателю национальный вариант шекспировского героя.

2. Одной из самых известных и в России, и на Западе стала статья И.С.Тургенева СЛАЙД

«Гамлет и Дон-Кихот» (1860). В ней он противопоставляет знаменитых литературных героев: в то время как Гамлет колеблется и сомневается, Дон-Кихот полон решимости бороться против мирового зла и «моря бедствий», с которыми они оба столкнулись. Оба они рыцари, воодушевленные гуманистическим принципом самоопределения. Однако у них есть одно кардинальное различие, которое выражается, по мнению писателя, в их взгляде на вопрос о жизненном идеале. Таким образом, для Гамлета цель собственного бытия существует внутри него самого, тогда как для Дон-Кихота - в ком-то другом. Тургенев считает Гамлета эгоистом, которому чувства и мысли важнее самих действий. Он центр мира. По Тургеневу, шекспировский герой не уверен в существовании добра: «Отрицание Гамлета сомневается в добре, но во зле оно не сомневается и вступает с ним в ожесточенный бой» . Действительно, несмотря на скептицизм, принца сложно обвинить в равнодушии, а это уже является его достоинством.

КЛАССУ:

Учитель: Итак, каков же Гамлет? Герой нерешителен, так как мировоззрение и воспитание не позволяют применять "оружие врага"?

ИЛИ Гамлет решителен, но его останавливают сомнения в преступности Клавдия (оно не доказано), сомнения в выбранном пути, и решимость наступает, когда совершенно осознанной становится трагедия собственной жизни - чтобы победить зло, необходимо умереть и стать причиной смерти других людей?

ИЛИ Гамлет - эгоист? Поэтому он носится со своими чувствами, как курица с яйцом?!
Маленький тест: какая точка зрения вам близка?

Ответственность Гамлета за исход событий, предчувствие этой трагедии - вот что делает Гамлета "нерешительным". (и близким нам)

3. Познакомимся сегодня с несколькими стихотворениями, написанными в 20 веке. Как 20 век воспринял Гамлета? Кем стал Гамлет для русской поэзии и русского читателя?

Работа с понятиями

Реминисценция (слайд) Реминисце́нция (лат. reminiscentia «воспоминание») - элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.

Трагедия Шекспира стала текстопорождающим художественным произведением. Вечный образ сомневающегося Гамлета вдохновил русских писателей и поэтов на создание интереснейших образов (гамлетизм)

слайды:

1. Вечные образы - термин литературоведения, искусствознания, истории культуры, охватывающий переходящие из произведения в произведение художественные образы. Можно выделить ряд свойств вечных образов (обычно встречающихся вместе):

2.

? содержательная емкость, неисчерпаемость смыслов;
? высокая художественная, духовная ценность;
? способность преодолевать границы эпох и национальных культур, общепонятность, непреходящая актуальность;
? поливалентность - повышенная способность соединяться с другими системами образов, участвовать в различных сюжетах, вписываться в изменяющуюся обстановку, не теряя свою идентичность;
? переводимость на языки других искусств, а также языки философии, науки и т.д.;

3.? широкая распространенность.

Примеры использования вечных образов разными авторами пронизывают всю мировую литературу и другие искусства: Прометей (Эсхил, Боккаччо, Кальдерон, Вольтер, Гёте, Байрон, Шелли, Жид, Кафка, Вяч. Иванов и др., в живописи Тициан, Рубенс и др.), Дон Жуан (Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Бальзак, Дюма, Мериме, Пушкин, А.К.Толстой, Бодлер, Ростан, А.Блок, Леся Украинка, Фриш, Алешин и мн. др., опера Моцарта), Дон Кихот (Сервантес, Авельянеда, Филдинг, очерк Тургенева, балет Минкуса, фильм Козинцева и др.)

4. Александр Блок "Я - Гамлет..."

Учитель: Шекспировский Гамлет наиболее полно выражает трагический разлад героя со временем и с самим собою. Вот почему именно этот герой принят романтиками как романтический. Позднее его примет в себя как органически свое, сродное, Александр Блок.

Справка биографическая (ученик): Первой важной любовью в жизни Блока была Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь известного ученого. Семьи дружили, имения находились рядом. Летом 1903 года?? затевается любительский спектакль. Блок берется за «Гамлета» Блок - Гамлет, Любовь Дмитриевна - Офелия.. Сначала исполнитель роли Гамлета выходит к публике, чтобы пересказать краткое содержание трагедии. А потом открывается занавес и следуют монологи. Когда Блок в «Быть или не быть?» доходит до обращения к Офелии, само это имя звучит магически. В обыкновенном сенном сарае, где сооружены подмостки, возникает атмосфера подлинности, какая не всегда присутствует в настоящем театре с его профессиональной рутинностью.

Блока занимает тема Гамлета и Офелии. Свои отношения с Л.Д.Менделеевой он видит в свете этого литературного мифа. Если вначале это скорее романтическая маска, игра в Гамлета на домашней сцене и в жизни, хотя уже тогда в какой-то мере предчувствие и пророчество, то позднее маска становится лицом: поэту было суждено прожить и пережить судьбу Гамлета. Стихотворение написано в 1914 году, к этому времени Блок и Менделеева расстались.

Послушаем стихотворение. О чем оно? Почему Блок обратился к вечному образу Гамлета? (стихотворение читает подготовленный ученик)

Я - Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце - первая любовь
Жива - к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.

Обсуждение стихотворения (обратите внимание на первую строку; почему "холодеет кровь", какие сети плетет коварство, какую роль играет Офелия, что с ней лучилось, чем заканчивается стихотворение)

5. Анна Ахматова "Читая Гамлета"

Справка: Ахматова приходит в поэзию с удивительной интонацией - ее лирическая героиня словно ведет личный дневник, поэтому читатель становится прямым свидетелем любви, разочарований, жизненных ситуаций. За несколькими строками прочитывается целый роман, чья-то история, чья-то судьба.

Читаем стихотворение и обсуждаем его(стихотворение читает подготовленный ученик)

У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.

2.

И как будто по ошибке
Я сказала: «Ты…»
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор…
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестёр.

О чем? Кто лирическая героиня? Что из пьесы она "переносит" в свою жизнь?

6. Марина Цветаева «Диалог Гамлета с совестью»

Без справки, она нам здесь не нужна. Учитель читает стихотворение.

- На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, - но сна и там нет!
- Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
- Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
- Но я её любил
Как сорок тысяч…
- Меньше,
Всё ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
- Но я её -
(недоумённо)
любил?

Цветаева не решает вопрос, любил Гамлет Офелию или нет. Сам лирический герой остается в сомнениях по поводу собственных чувств. По мере дальнейших размышлений полная уверенность в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности.

В самом конце стихотворения Гамлет вопрошает сам себя:

На дне она, где ил.
- Но я ее -
(недоуменно)

Если обратить внимание на саму форму стихотворения, то можно заметить, что она напоминает драматическую. Стихотворение построено на основе внутреннего диалога лирического героя. Ссылка на это дается уже в самом названии - «Диалог Гамлета с совестью». В стихотворении есть и еще один признак драмы - авторская ремарка к словам персонажа.

Стихотворения М.Цветаевой отражают авторский взгляд на «Гамлета», отношение к персонажам трагедии. При этом поэт создает совершенно отличные от шекспировских образы и сюжеты - своего рода альтернативную шекспириану. В зависимости от восприятия Цветаевой трансформируются образы Гамлета, Офелии, королевы Гертруды. Офелии приписываются несуществующие и даже невозможные в контексте пьесы Шекспира диалоги с Гамлетом, а рефлексия Гамлета направляется не на эпохальные проблемы, а на личные чувства и переживания.

7. Борис Пастернак. "Гамлет"

Справка: Стихотворение посвящено действующему лицу трагедии - Гамлету. Этого героя Пастернак высоко чтил как представителя «коренных направлений человеческого духа». Гамлет был дорог поэту своим служением идеалам добра и справедливости. «Зрителю, - писал поэт, - предоставляется судить, как велика жертва Гамлета, если при таких видах на будущее он поступается своими выгодами ради высшей цели» - борьбы с ложью и злом.

Нельзя понять смысл стихотворения «Гамлет» без учёта времени его написания. В 40-е годы вышли постановления коммунистической партии о запрете на отдельные произведения литературы, музыки, кинематографии, они коснулись жизни и творчества десятков людей. Это был бесцеремонный диктат властей, как писать стихи и рассказы, снимать кинофильмы, ставить спектакли, сочинять музыку.

В эти же годы Пастернак подвергался нападкам критики. Несмотря на это, Борис Леонидович вынашивал замысел романа «Доктор Живаго» (к работе над ним он приступил в середине 1945 года). Созданную впоследствии книгу завершали стихи Юрия Живаго. Первое из них - «Гамлет», в котором фокусируются мысли автора о своём времени. Это своеобразная исповедь поэта, уподобление своей жизни судьбе шекспировского героя, «поднявшего оружие против моря бедствий».

Обратимся к тексту стихотворения (стихотворение читает подготовленный ученик):

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

Аналитическая беседа с классом

«Гул затих». Слово гул более соотносится с многоголосым шумом толпы на улице, чем с шумом в театре до начала спектакля.

«Я вышел на подмостки» - означает не только вышел на сцену. Слово подмостки имеет и другой смысл: сооружение на площади для выступления перед народом. Именно на уличном помосте возможен «дверной косяк». «Я вышел на подмостки» таит в себе и иное значение (метафорическое). Для писателя страницы его творений те же подмостки, откуда слышен его голос. В «отголоске», реакции читателя на произведение, можно предвидеть, что «случится на... веку».

«Ось» жизни затронула и судьбу Юрия Живаго: он оказывается в центре мироздания, «на распутье», пытаясь предугадать свою «роль» в мировой «драме».

В строках «На меня наставлен сумрак ночи // Тысячью биноклей на оси» содержится своеобразная тайнопись.

Образ «тысячи биноклей» расширяет художественное пространство стихотворения. За этой метафорой - осмысление сути человеческого бытия. Мир - огромный космос. Таким образом, тема «жизнь-театр», заявленная в трагедии Шекспира, у Б.Пастернака расширяется до Беспредельного - «душа хотела б быть звездой». (Ф.Тютчев)

«Сумрак ночи» подразумевает гнетущую атмосферу бесправия, которая царила в стране. «Сумрак ночи» осуществляли тысячи обладателей «биноклей на оси»: чиновники от литературы, цензоры, соглядатаи. Они вглядывались, вслушивались в жизнь поэта. И лирический герой просит Бога («Авва Отче»), чтоб их суд его миновал. Но путь избранничества возведён к «вечному прототипу» и сопряжён с неизбежным страданием;

Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Образ чаши - открытая евангельская реминисценция: «Да минует меня чаша сия!» В этом обращении - перифраз молитвы Христа в Гефсиманском саду перед тем, «как возложили руки на Иисуса Христа и взяли его. И отошед немного, пал на Лице Свое, молился и говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия»« (Мф. 26, 39).

Здесь предчувствие полной гибели как цены за «ролевое» предназначение творца, художника. Появляется мотив жертвенности за свободное творчество. Реализуется он в последнем четверостишии. Это четверостишие представляет «конец пути» - то есть «распятие», жертва «за многих <...> во оставление грехов».

В следующей строфе поэт говорит о своей приверженности к Гамлету как борцу с несправедливостью:

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.

«Играть эту роль» - не актёрское исполнение лица пьесы, а стремление осуществить миссию героя как борца с «вывихнутым веком».

Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Речь идёт не об иной пьесе («другая драма»), а о трагедийности самой жизни, которая своими масштабами превосходит драму Гамлета. И тщетно противостоять установленным правилам властей.

Моление лирического героя о перемене судьбы, о смягчении жизненных ударов - это вечное человеческое обращение к Богу, но в то же время герой чувствует, что «неотвратим конец пути»:

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.

Эзоповский смысл этих строк прозрачен. Поэт не откажется от обнародования «Доктора Живаго». Но это «действие» неизбежно повлечёт за собой кару («неотвратим конец пути»).

Итак, Пастернак сумел предвидеть, как сложатся его жизненные обстоятельства после публикации романа. Сколько горечи и боли в приведённых высказываниях поэта, осознания невозможности что-либо изменить в своей судьбе: «Никак нельзя по-другому, ни жить, ни думать». И об этом заключительные строки стихотворения:

Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.

Фарисеи - олицетворение лицемерия, лжи, беззакония. В наставлении Иисуса о фарисеях произносится: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам!» Благодаря этой реминисценции можно понять настоящую роль и лирического героя, и Юрия Живаго, и Бориса Пастернака (как видим, в конце остаются только эти герои). Доказательством тому служит и семантическая окраска отдельных слов: подмостки в первой строфе как будто актуализируют театральную предначертанность судьбы. Однако следующие слова: роль, драма, распорядок действий лишают права выбора, но все они оказываются сведены к одной формуле - «жизнь прожить - не поле перейти». А это уже не из актёрской игры: жизненная мудрость не терпит лицедейства. Сама жизнь есть выбор, прожить её - значит выбор этот сделать.

«Я люблю твой замысел упрямый, но на этот раз («И на этот раз меня уволь») я знаю свою судьбу и иду ей навстречу, согласуя свой выбор с народной мудростью «жизнь прожить - не поле перейти». Таково истинное лицо героя, мужественно идущего к неотвратимому концу. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае - лжи, неправды, беззакония и безверия.

Последняя строка стихотворения («Жизнь прожить - не поле перейти») не принадлежит лирическому герою. Это народное речение, говорящее о мудрости его создателей. Человек - пленник своего времени и вынужден подчиняться силе обстоятельств, порой поступаться своими принципами. Во имя блага близких поступался своими принципами и Пастернак. Он отказался от Нобелевской премии, обратился с просьбой к Н.С. Хрущёву не высылать его за пределы страны, как этого требовала «общественность».

Несколько замечаний о ёмкости и чеканности слова в произведении. Отдельные строки афористично выражают мысли автора: «На меня наставлен сумрак ночи», «...играть согласен эту роль», «...сейчас идёт другая драма», «...продуман распорядок действий», «...неотвратим конец пути», «...всё тонет в фарисействе». Обращение поэта к театру, пьесе Шекспира обусловило и определённый отбор лексики: подмостки, бинокли, замысел, играть роль, распорядок действий, конец пути. Но каждое из этих слов и выражений таит в себе и переносный смысл. Шестнадцать строк «Гамлета», а как много сказано поэтом о своём времени.

8. Владимир Высоцкий

У Высоцкого есть стихи, в которых он обращается к образу Гамлета. Но мы вспомним другое: Высоцкий сыграл роль Гамлета на сцене Театра на Таганке, режиссер спектакля Юрий Любимов.

Здесь нужно обязательно сказать несколько слов о фильме, с которого начался наш урок.

Справка: Образ Гамлета, созданный Иннокентием Смоктуновсим (реж. Г.Козинцев, 1963) был признан лучшим самими англичанами. Гамлет для Козинцева (а это была эпоха оттепели, эпоха планов и надежд) - это прежде всего герой, решительно осуждающий ложь и насилие, но не знающий, как их побороть в масштабах, которые ему постепенно открываются. Прозревший Гамлет становится ироничным и желчным. Он пытается заставить окружающих прекратить лгать, оскорбляет придворных, грубит королю.

Горькие и страшные слова Смоктуновский - Гамлет говорит, как правило, нарочито тихо. Актёр играет героя ранимого и быстрого в реакциях, но намеренно загоняющего себя в спокойствие: тем страшнее оказывается открывшаяся ему бездна. Он переживает трагедию ума. Разум не может принять насилие, ложь, вероломство и предательство. Гамлет в фильме герой осуждающий, выносящий приговор всему, что бесчеловечно.

Гамлет Высоцкого другой. Это спектакль 1974 года. "Оттепель" закончилась, так и не осуществились большие надежды на изменение нашей жизни. Высоцкий играет трагедию человека, который знает, что зло непобедимо. Но он решительно вступает с ним в бой. Эта смелость, решительность героя давали зрителю надежду: несмотря ни на что, порядочность, честность, совестливость живы, а торжество зла не вечно.

Монолог Гамлета (смотреть)

Ученики делятся впечатлениями о фрагменте.

(Можно использовать: О фильме Григория Козинцева "Гамлет".

Образ Гамлета, созданный Иннокентием Смоктуновсим (реж. Г.Козинцев, 1963) был признан лучшим самими англичанами. Гамлет для Козинцева (а это была эпоха оттепели, эпоха планов и надежд) - это прежде всего герой, решительно осуждающий ложь и насилие, но не знающий, как их побороть в масштабах, которые ему постепенно открываются. Прозревший Гамлет становится ироничным и желчным. Он пытается заставить окружающих прекратить лгать, оскорбляет придворных, грубит королю.

Горькие и страшные слова Смоктуновский - Гамлет говорит, как правило, нарочито тихо. Актёр играет героя ранимого и быстрого в реакциях, но намеренно загоняющего себя в спокойствие: тем страшнее оказывается открывшаяся ему бездна. Он переживает трагедию ума. Разум не может принять насилие, ложь, вероломство и предательство. Гамлет в фильме герой осуждающий, выносящий приговор всему, что бесчеловечно.

О спектакле Юрия Любимова "Гамлет"

Гамлет Высоцкого другой. Это спектакль 1974 года. "Оттепель" закончилась, так и не осуществились большие надежды на изменение нашей жизни. Высоцкий играет трагедию человека, который знает, что зло непобедимо. Но он решительно вступает с ним в бой. Эта смелость, решительность героя давали зрителю надежду: несмотря ни на что, порядочность, честность, совестливость живы, а торжество зла не вечно).

III. Итоги урока

Обращаясь к русской литературе, русской поэзии, убеждаешься в том, что образ Гамлета переосмыслен русскими писателями и поэтами, "вписан" в историю литературы, ее традицию. Каждая новая эпоха снова и снова вызывала Гамлета на подмостки, чтобы поставить новые, а возможно, и прежние проблемы, но решение которых требовало нового взгляда. И Гамлет всегда оказывался современен. Интеллектуальная глубина образа, его высокое нравственное содержание оказываются востребованными новыми поколениями читателей. А "русский" Гамлет, проницательный, рефлексирующий, активно встающий против насилия и зла, особенно близок нам.

IV. Рефлексия

Письменная работа: напишите, какое из проанализированных на уроке стихотворений вам близко? почему? каков образ Гамлета в этом стихотворении? что изменилось в вашем восприятии образа после урока?