Урок-деловая игра по математике в 4-м классе с элементами финансовой грамотности «Учимся быть предпринимателями»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: «Учимся быть предпринимателями». Закрепление изученного.

Цель:

  • Формировать вычислительные умения и навыки, закреплять умение решать задачи, уравнения, выполнять вычисления с именованными числами
  • Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
  • Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.

Планируемый результат:

  • Предметные: научатся пользоваться приёмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, решать задачи; уравнения.
  • Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
  • Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики

Вид урока: деловая игра.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Слайд № 1

Учитель: Настрой на урок.

- Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,

- Десять хороших минут сделали десять хороших дел.

- А сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

- Желаю вам сделать много хороших дел сегодня и получить только положительные эмоции от урока.

- Итак, мы начинаем нашу деловую игру: «Учимся быть предпринимателями».

- Кто такой предприниматель? (Предприниматель - это лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды) (Карточка со словом «Предприниматель на доске)

Слово «бизнес» в своей жизни вы слышите часто. Что оно обозначает? (Бизнес - дело, занятие, предприятие) - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

II. Актуализация знаний

- Ребята, мы с вами живем в очень большой и богатой стране. В нашей стране есть много различных заводов, предприятий, фирм. И сегодня мы тоже на уроке поработаем в фирмах.

- Что такое фирма? «фирма» (слово на доске)

Сегодня на уроке я предлагаю открыть фирмы по производству, реализации и сбыту хлебопродуктов.

- Для открытия фирмы необходима лицензия.(карточка на доске).

- А что же такое лицензия? Лицензия - это разрешение на существование.

- Выполним шифрограмму, получим разрешение и узнаем, как называется ваша фирма.

Слайд

1 фирма «Колосок»

2050+400= (2450 К)
3200:4= (800 О)
160:4= (40 Л)
1500-200=(1300 О)
2100:70= (30 С)
50*6= (300 О)
8100:90= (90К)

Слайд

2 фирма «Каравай»

5400:60=(90 К)
4800:800=(6 А)
25*4=(100 Р)
3200-3000=(200 А)
4070+300=(4300 В)
60*7=(420 А)
15*6=(90 Й)

Слайд

- Итак, открыты фирмы: «Колосок» и «Каравай»

Слайд

- Их президентами являются (Гергедава Анна, Алешин Александр)

- Каждой фирме необходим бухгалтер (слово на доске). Со значением этого слова вы уже знакомы - это специалист, осуществляющий документальный, хозяйственный учёт денег.

- Бухгалтер должен хорошо считать. Назначьте бухгалтеров в своих фирмах.

- Прикрепите бейджики.

- Я являюсь генеральным директором головного предприятия «Русский хлеб»

Слайд

- Давайте познакомимся с правилами игры: (стоят таблички у детей на партах)

Слайд

1. Президент фирмы принимает окончательно решение по любому вопросу

2. За каждый правильный ответ фирма получает деньги и таким образом должны пополнять бюджет фирмы.

3. Победителем считается фирма, у которой больше денег.

- Я составила бизнес-план нашей работы.

Слайд

1. Аукцион знаний
2. Работа с деловыми бумагами.
3. Бухгалтерский учёт.
4. Запуск оборудования.

- Вручаю вам деловой пакет с. (задания в файлах - напечатанные)

- Будущее фирм зависит от того, как вы справитесь с поставленными задачами. У каждого сотрудника есть табель учёта денежных средств, куда Вы будете вносить свою прибыль - баллы.

- Президенты раздайте каждому сотруднику табель.

- Свои отчёты и работы будем записывать в деловые блокноты. Деловым блокнотом сегодня будет наша тетрадь по математике. Перед работой мы должны записать число.

- Для развития Ваших фирм необходим стартовый капитал. Начинаем зарабатывать деньги.

1. Аукцион знаний

Блиц-опрос «Горячая десятка».

За каждый правильный ответ 100 рублей.

- Президенты фирм, будьте внимательны! Прибыль записывайте в бюджет фирмы (задания задаю по очереди каждой фирме)

  1. Назовите компоненты и результат действия сложения?
  2. Назовите компоненты и результат действия деления? (делимое, делитель, частное)
  3. Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого?
    1. как узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого?
    2. что такое периметр?
    3. как найти площадь?
    4. что такое квадрат?
    5. какое число получится при делении на 0?
    6. сколько кг в 1 т.? (1000)
  4. Сколько квадратных см в одном квадратном метре? (10000)

- Бухгалтерия! Подведите итоги и запишите свою прибыль в табель.

2. Работа с деловыми бумагами

- А теперь приступим ко 2 пункту нашего бизнес-плана - работа с деловыми бумагами. Вам нужно решить задачу. Президенты, раздайте своим сотрудникам задания и выберите по 1 спикеру от фирмы для работы у доски.

- Также в течение урока будет проходить акция. Вы можете поработать с дополнительными деловыми бумагами, только после выполнения основного задания, и получить дополнительную прибыль. Каждый сотрудник сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он хочет заработать.

(150*4):10+80

(140)

(100)

630:70+ 70:70

(10)

(100)

(727+73):80+15

(25)

(100)

Задание.

1 уровень. Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр. (100р)

2 уровень. Найди площадь прямоугольной площадки, если ее длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200р)

3 уровень. Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. (300р)

На первом поле посеяли 1 фирма 200 га пшеницы (950)

  1. 200*3 = 600 (га) - на втором поле
  2. 600 : 4 = 150 (га) - на третьем поле
  3. 200 + 600 + 150 = 950 (га) - всего


2 фирма 300 га пшеницы (1425)

  1. 300*3 = 900 (га) - на втором поле
  2. 900 : 4 = 225 (га) - на третьем поле
  3. 300 + 900 + 225 = 1425 (га) - всего

А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посеяли в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? Стоимость этого задания (500 руб)

- Молодцы запишите свою прибыль в табель. (задания на карточках) (Сдают бухгалтеру)

3. Бухгалтерский учёт

- А теперь Проверим, в чьей фирме лучшие бухгалтеры.

- В одной фирме допустили ошибку в вычислениях. Найдите и исправьте ее. Президенты, раздайте по одному заданию своим сотрудникам. Обсуждаем всей фирмой. Главный документ, который будет оцениваться, у президента фирмы. Прибыль записывается в бюджет фирмы.

(проверка микрогрупп) (каждый по 100 руб) (400 руб.)

4. Запуск нового оборудования

- Для работы наших фирм было закуплено новое оборудование. Для запуска этого оборудования нужно выполнить некоторые расчёты - решить уравнения. Президент выбирает, кто из сотрудников будет выполнять расчёты у доски. Остальные записывают решение в свои деловые блокноты. Стоимость задания - 300 руб.

«Колосок»

«Каравай»

73+Х=1800:6

37+Х=228:4

х=227

х=20

- Молодцы, запишите свою прибыль в табель.

III. Итог урока. Рефлексия

- Молодцы. Мы плодотворно поработали.

- Легко ли быть предпринимателем?

- С какими трудностями столкнулась Ваша фирма?

- С каким пунктом бизнес-плана Ваша фирма справилась лучше всего?

- Бухгалтеры, подсчитайте прибыль фирмы.

- Передайте президентам свои табели. Президенты должны отметить своих подчинённых. Подсчитайте баллы и выставьте предварительные оценки своим сотрудникам.

Спасибо вам за сотрудничество и активную работу на уроке!

IV. Домашнее задание

(Раздаю карточки из «Дополнительные доходы)

Презентация

Приложение