Урок русского языка в 7-м классе по теме «Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием»

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Данный урок был проведен 18 мая 2023 года в 7-м классе. Грамматическое задание не делится на варианты, так как аудитория позволяет рассадить обучающихся по одному.

Предлагаемый материал универсален. Учитель может апробировать предложенный вариант урока, а также доработать его, ориентируясь на уровень подготовленности обучающихся класса.

Учебник: Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык. 7 класс. В 2 частях.

Тип урока: урок контроля.

Цель урока: проверка уровня сформированности умения записывать текст под диктовку с соблюдением орфографических и пунктуационных норм.

Вид деятельности, которым должен овладеть учащийся: находить орфограммы в морфемах, пунктограммы - в предложениях, анализировать языковой материал.

Вид контроля: письмо под диктовку, грамматический разбор.

Планируемые результаты:

  • Предметные: соблюдение орфографических и пунктуационных норм в процессе письма (в объеме содержания курса).
  • Личностные УУД: приобретение мотивов учебной деятельности и понимания смысла учения, принятие социальных ролей.
  • Регулятивные УУД: оценивание результатов своей деятельности, корректировка работы по ходу ее выполнения.
  • Познавательные УУД: умение работать с текстом, ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные УУД: грамотное оформление письменной речи.

Оборудование: текст диктанта, тетради для контрольных работ, школьные принадлежности.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Организация рабочей обстановки.

2. Подготовка к написанию диктанта

2.1. Сообщение учителя о содержании урока, формулирование цели и задач урока (совместно с обучающимися).

2.2. Работа в тетради.

2.3. Вводная беседа:

3. Написание диктанта

3.1. Первичное чтение текста.

3.2. Учитель читает текст диктанта по отдельным предложениям. Каждое предложение диктуется два раза подряд: первый раз для восприятия и понимания, а второй - для записи.

3.3. После записи всех предложений текст диктанта читается повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы обучающиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. Далее следует самопроверка диктанта.

Текст диктанта

Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились они в облаке, пролетавшем3 высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива.

Одна была похожа на блистающие2 искорки, другая напоминала серебристо-белый иней, третья сверкала, будто драгоценный камень.

Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая снежинкам медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку.

Несмотря на старания ветра, снежинки опускались на землю, покрывая2 ее сверху белым покрывалом. За снежным потоком не было видно ни поля, ни леса, ни речонки. Одни путешественницы ложились на склоне оврагов, другие располагались на ночлег в лесу. Были и3 такие, которые неосторожно опускались посреди дороги.

На земле, волшебно преображенной, расстилался белый ковер.4 (115 слов)

(По М.Ильину, Е.Сегалу)

3.4. Выполнение грамматического задания (на доске).

Грамматическое задание.

  1. Синтаксический разбор предложения (указано в тексте).
  2. Графически показать в тексте причастные и деепричастные обороты.
  3. Морфемный и морфологический разбор слов (указаны в тексте).

4. Итог урока. Рефлексия

- Справились ли мы с поставленными задачами?

- Оцените свою работу на уроке.

5. Домашнее задание

1. Составить кластер или филлворд по любой теме за курс русского языка в 7 классе.

Список используемой литературы

  1. Методическое пособие: тематическое и поурочное планирование к учебнику под редакцией Е.А.Быстровой. «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 121 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
  2. Быстрова Е., Кибирева Л., Гостева Ю. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. В двух частях. Часть I. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2021. - 206 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
  3. Быстрова Е., Кибирева Л., Гостева Ю. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. В двух частях. Часть II. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2021. - 127 с. - (ФГОС. Инновационная школа)
  4. Богданова Г.А. Русский язык. 5-9 классы. Сборник диктантов. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2021. - 176 с.
  5. Дугарова С.Ю. Как писать диктант. Методические рекомендации для учащихся 5-8 классов [Электронный ресурс]: Русский язык, 2018. - режим доступа https://multiurok.ru/files/kak-pisat-diktant.html (дата обращения 15.05.2023 г.)