Инновационные тенденции в развитии современного образования. Гуманизация в системе дополнительного образования

Разделы: Дополнительное образование


Ни для кого не секрет, что последние два десятилетия наука семимильными шагами движется вперед. В связи с этим назрела необходимость в формировании принципиально новой личности, способной быстро адаптироваться в постоянно меняющемся современном мире. Инновации в образовании - это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. Инновации в образовании призваны помочь сформировать принципиально новую личность, и их появление открыло целый ряд различных инновационных направлений. Одним из таких направлений и стала гуманизация образования. Гуманизация - термин современный, но проблема далеко не нова. При смене исторических эпох всякий раз возникала проблема образа человека, который соответствовал бы духу времени.

Гуманизация образования - рассмотрение личности учащегося как высшей ценности государственной системы. И акцент здесь делается на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Хотя принцип гуманизации является одним их традиционных общедидактических принципов, на современном этапе развития образования его реализация обеспечивается комплексом традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы. Принципы гуманизации образования могут применяться как отдельным учителем, так и разрабатываться администрацией школы. Здесь всё зависит от контингента обучающихся. К примеру, если говорить о школе с кадетскими классами, то акцент здесь делается на патриотическое воспитание учащихся через систему дополнительного образования.

В связи с этим для новых образовательных стандартов были разработаны не только образовательные программы. Обновление коснулось и дополнительного образования, ведь гуманизация образования - это не только процесс получения новых знаний и навыков, но и воспитание подрастающего поколения. Именно вне уроков ребята должны учиться жить в современном обществе, развивать в себе чувство гордости за свою страну. Дополнительные кружки и секции позволят воспитать гармонически развитую личность. Многие выступают за увеличение количества часов именно вне обычных уроков. Разнообразные школьные клубы и секции, являются обязательным условием новых ФГОС. Такие объединения помогают подрастающему поколению искать путь для собственного развития, получать необходимые умения и практические навыки.

При этом необходимо учитывать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований. Л.А.Байкова и другие исследователи выделяют следующие:

  • безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
  • проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  • осознание права личности быть не похожей на других;
  • предоставление права на свободу выбора;
  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  • способность чувствовать каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
  • учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.

Ш.А.Амонашвили, к примеру, говорит о том, что в процессе обучения нужно придерживаться гуманистических позиций, которые предусматривают установление гуманных отношений между педагогами и учащимися. Это, прежде всего, управление обучением и всей школьной жизнью ребенка с позиции его потребностей и интересов.

Рассмотрим конкретный пример. Предположим, ребёнок в будущем мечтает связать свою жизнь с военной службой. В связи с этим он целенаправленно поступает в кадетский класс.

Чем ему поможет гуманизация? Именно благодаря гуманизации учащийся в системе дополнительного образования будет заниматься только тем, что будет иметь для него практическую значимость. Сюда можно отнести строевую и огневую подготовку; курс «Основы воинской службы», в ходе которого изучается история российской армии, виды вооружений, введение в воинскую специальность; занятия по оказанию первой медицинской помощи, развивающие практические умения оказывать помощь себе и другим пострадавшим при различных чрезвычайных ситуациях. Естественно, не обойтись без углубленного изучения физики, истории и высшей математики.

Таким образом, обучение ребенка будет построено с учетом его потребностей и интересов. Будет решена основная задача гуманизации - способствование всеми возможными способами развитию ребенка, максимальная обращенность к индивидуальным особенностям учащегося.

Список источников

  1. Психология: словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.М, 1990.(с. 21.).
  2. Петровский А.В. Системно-деятельностный подход к личности: Концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. С. 8-18.
  3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560 с.
  4. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике // Классный руководитель. 1998. ї 2. С. 2-11.