Актуальные вопросы обучения географии и реализация воспитательной направленности географического образования

Разделы: География


Любить свою Родину, - значит, знать ее.
В.Г.Белинский

Патриотическое воспитание обучающихся считается важной задачей нашего времени и одной из основ духовно-нравственного единства общества. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм». А в указе Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России» отмечено, что именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем гражданственность и патриотизм. Их мощный потенциал должен быть направлен на консолидацию российского общества и духовно-нравственное возрождение России. Воспитывая патриотизм, мы воспитываем и духовно-нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

Патриотическое чувство в той или иной мере присутствует в каждом народе, в каждом человеке. Именно поэтому развитие гражданственности личности, ее готовности к служению России и своему народу, выполнение патриотического долга по защите интересов Отечества, рассматриваются как основные и необходимые условия прогресса российского общества.

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании.

География, как школьный предмет, относится к дисциплине, содержащей в себе большой потенциал для осуществления патриотического воспитания. Преподаватели Московского суворовского военного училища (МСВУ) стараются в полной мере реализовать патриотический потенциал географического образования в урочной и внеурочной деятельности.

В МСВУ большое внимание уделяется изучению природного и культурного наследия России на уроках и во внеурочной деятельности. Особую роль при этом играет курс «География России» занимающий центральное место в школьной географии. Этот курс имеет существенную значимость в формировании патриотизма, гражданственности, чувства любви к Родине, гордости за её уникальную природу и культурное наследие. Изучение природного и культурного наследия начинается с первых уроков. Можно выделить несколько этапов изучения.

На мотивационном этапеглавная цель - создание целостного образа-каркаса природного и культурного наследия на основе эмоционального восприятия суворовцами учебного материала о нем. Мы акцентируем внимание на том, что о многих особенностях нашей страны можно говорить в превосходной степени - «самый, самое, самая». Отмечаем, что благодаря своей уникальности многие природные и культурные объекты стали известны и за пределами нашей страны - это объекты Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО на территории России. В процессе эвристической беседы выявляем уровень представлений обучающихся об этих объектах, просим показать их на карте, рассказать известную о них информацию. Постепенно подводим обучающихся к мысли о необходимости бережного отношения к неповторимым творения природы и культуры России, сохранения их для будущих поколений.

Заинтересовать и увлечь суворовцев этой темой помогает разнообразный иллюстративный материал, презентации, видеофильмы, отрывки из художественных произведений. «Игра цифрами» позволяет определить соотношение объектов природного и культурного наследия России и других стран мира, помогает суворовцам ощутить гордость за родную страну. На самоподготовку обучающиеся получают творческое задание. Например: выбрать один из объектов, разработать маршрут путешествия из Москвы на несколько дней с расчетом затрат на путешествие.

На информационно-понятийном этапе знания углубляются, обогащаются и последовательно развиваются в единстве с ценностными отношениями. На этом этапе происходит дальнейшее раскрытие общечеловеческой и личностной значимости наследия, причем выявление личностной и социальной значимости осуществляется параллельно. Так при изучении темы «Население России» проводится эвристическая беседа «Культурный ландшафт - зеркало нации, проявление её традиций, её достояние». Суворовцы изучают тему на примере своей семьи, роты, училища. Они проводят опрос, выясняя какие народы представлены в Московском суворовском училище, их роте, взводе, сопоставляя их с данными по России. Им предлагается подготовить сообщение об образе жизни, культуре, традициях, праздниках, быте, национальном костюме своего народа. При изучении темы «Природные зоны» происходит обобщение информации о наследии на территориальном уровне. Суворовцам предлагается выполнить проектную работу по одной из природных зон. Данная работа выполняется в мини-группах. Девять групп выполняют работу по описанию одной из природных зон России, а 10-ая группа рассказывает о высотной зональности. На защите проектов суворовцы начинают своё выступление с эпиграфа - отрывка из литературного произведения, в котором описывается природа данной зоны. Использование художественной литературы позволяет перейти к образному восприятию, раскрыть многообразие природы страны. На самоподготовке обучающиеся наносят на контурную карту крупнейшие заповедники России, особо выделяя биосферные. Составленная ими карта создает картографический образ природного наследия страны.

На оценочно-смысловом этапе главной целью становится осознание учащими общечеловеческого значения объектов природного и культурного наследия. Этот этап предполагает трансформацию значения в личностный смысл изучения, сохранения и восстановления наследия. При изучении темы «Регионы России» важным является усиление пространственной составляющей природного и культурного наследия. Учебный материал о каждом регионе обогащается более полной информацией о конкретных объектах природного и культурного наследия изучаемого региона. При выполнении проектных работ суворовцы составляют характеристику экономического района, откуда они родом. Это позволяет усилить заинтересованность, оторваться от сухого текста учебника. В завершении изучения регионов России суворовцы определяют территории с наименьшим и наибольшим количеством особо охраняемых природных территорий, предлагают аргументы в пользу создания единого культурно-природного каркаса России, возможности реализации данной идеи. На уроке обобщения суворовцам предлагается совершить воображаемое путешествие по регионам России, включающим объекты Всемирного наследия. У известного географа и поэта Юрия Константиновича Ефремова есть строки:

Люблю и знаю
Знаю и люблю.
И тем сильней люблю
Чем лучше знаю.

Воспитание патриотизма начинается с углубленного познания своей Родины", - говорил М.Н.Калинин

Рефлексивно-созидательный этап несет основную практическую нагрузку. На данном этапе происходит непосредственное «погружение» обучающихся в реальный мир природного и культурного наследия. Практически каждый урок включает элементы краеведения. Краеведческая работа ведется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Это знакомство с краеведческой литературой, создание проектов, проведение экскурсий, создание буклетов об особо охраняемых территориях, истории Москвы на русском и английском языках. Изучить природное и культурное наследие невозможно в рамках одного урока. Здесь необходим комплексный подход. Это постоянная ежедневная работа с использованием разнообразных форм проведения уроков и внеурочных мероприятий.

Большие возможности для осуществления патриотического воспитания имеют сведения из истории географических открытий и современных исследований. Суворовцы узнают об отечественных путешественниках и исследователях С.Дежневе, С.Челюскине, И.Крузенштерне, Ю.Лисянском, В.Татищеве, Г.Седове, Г.Невельском, Н.Пржевальском, В.Арсеньеве, Г.Ушакове, В.В.Докучаеве, А.И.Воейкове и других. Широко применяются видеофильмы и видеофрагменты образовательного портала Русского географического общества.

Ежегодно в МсСВУ проходит игра «Великие путешественники». Мероприятие проходит под девизом «Бороться и искать, найти и не сдаваться» и посвящено исследователям Антарктиды и Арктики. В ходе мероприятия суворовцы младших классов, работая в группах с кураторами (суворовцами старших классов), знакомятся с экспедициями в Антарктиде, узнают о трудностях, которые поджидают исследователей в путешествии, говорят о качествах, которыми должны обладать те, кто решил отправиться в неизведанные края. Перед воспитанниками МсСВУ выступают сотрудники института географии РАН. Они рассказывают суворовцам об исследователях полярных территорий и их заслугах в годы Великой Отечественной войны. В заключение суворовцы смотрят фильм о Крайнем Севере и современной дрейфующей станции «Притяжение 90-й широты», предоставленный Русским географическим обществом.

Будущее России в руках сегодняшних обучающихся. Перед преподавателями стоит трудная задача показать великое прошлое и великое будущее нашей Родины.

Традиционным стало и проведение внеклассного мероприятия «Географы - Великой Победе». Воспитание патриотизма через развитие интереса к географии, определение значимости роли данной науки и ученых - географов в победу в Великой Отечественной войне являлется основной целью данного мероприятия. Используя материалы Русского географического общества и рассекреченные документы, показали роль топографов, геодезистов, геоморфологов, гидрологов, метеорологов и других специалистов в планировании и проведении военных операций. Особый эмоциональный настрой придавали просмотры фрагментов видеофильма «Особое оружие. Географы» 1-2 серия от Русского географического общества.

По мнению современных ученых и педагогов, чувство патриотизма имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, училищу, роте, семье. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Это сложная и длительная работа.

В современном мире, чтобы урок стал интересным, мало хорошо разбираться в предмете и уметь рассказывать истории. Чтобы добиться безраздельного внимания обучающихся, нужно превращать каждый урок в захватывающее путешествие. А уж географии это касается в первую очередь. На таких уроках требуется как можно больше яркой и интерактивной визуализации: видеоматериалов, инфографики, моделей и прочего. Поэтому на уроках в МСВУ используются мультимедийные приложения и игры.

Особый интерес вызывает у суворовцев участие в проекте «Мы на карте Родины» и создание карты на сервисе Google. В процессе создания этой карты суворовцы выяснили, что в МсСВУ обучаются представители 56 субъектов Российской Федерации. https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1xFJUIHCGxvT_MmzqHgQP2HpHHoY&ll=58.26039743859194%2C85.65750327187493&z=3

На этой же платформе суворовцы сделали интерактивную карту «Города-герои». При работе с этой картой суворовцам предлагается составить или решить кроссворд. https://www.google.com/maps/d/viewer?hl=ru&authuser=0&mid=1aZJAxGupYyuWx27mwoPnfEgEPUw

Для организации уроков-путешествий используется приложение https://www.geoguessr.com/. Оно помогает воссоздать аутентичность обстановки. Показывает, как выглядит то место, в которое обучающиеся направляются. Его можно использовать в самом начале урока. Например, для мотивации или постановки цели урока. Приложение способно отправить обучающихся в любую точку мира.

Еще одна интересная образовательная игра по географии - Seterra, часто используется нами как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Вся игра разделена по частям света, а внутри деление по странам, столицам, городам, рекам и флагам. Выбрав направление страны, можно увидеть карту, на которой нужно указать место, где находится указанная страна. В режиме флагов смысл игры примерно тот же, необходимо на скорость определить, какой стране какой флаг принадлежит.

Часто используем приложение Федеративное устройство России. Это простая обучающая игра, которая знакомит обучающихся с федеративной структурой РФ: республиками, областями, краями и т.д.

Чтобы организовать работу насыщенно можно использовать и справочные приложения, среди которых выделяется Моя страна. По каждому субъекту можно найти информацию о географическом положении, природе, населении, экономике. Различные субъекты сгруппированы в экономические районы и федеральные округа. Приложение позволяет ученикам самостоятельно давать характеристику природно-экономическим районам. Еще один вариант справочного приложения - Российские регионы, где представлены все карты, гербы и столицы РФ. Помогает проверить знания обучающихся по географии России. Правда, в этом случае нужно написать название региона или его столицы, а не просто выбрать из предложенных вариантов или нажать на карту. Также в приложении можно играть на время, отвечать на вопросы по всей России или угадывать город по его гербу.

Последние современные разработки по географии делают изучение предмета более интересным и насыщенным. Например, проект Orboot. Создан с использованием дополненной реальности. Простой способ сделать так, чтобы обучающиеся удивленно замирали на уроках.

Новые технологии, вроде виртуальной и дополненной реальности, разнообразят уроки географии, делают их более насыщенными и визуально наполненными. Они совмещают в себе много приемов, активизирующих внимание, повышающих мотивацию. Используя их на уроках географии, мы достигаем большей эффективности и заинтересованности.

Работа по воспитанию патриотизма в ходе обучения, вопросы ее организации, повышение качества и эффективности - это одно из главных направлений в деятельности всего коллектива МСВУ. Для нас очень важно воспитать не просто будущих военных, а и людей высоконравственных, преданных России и ее Вооруженным Силам.