Конспект открытого урока по технологии в 6-м классе «Народная кукла хороводница»

Разделы: Технология

Класс: 6


Тип занятия: Усвоение новых знаний.

Тема занятия: «Народная кукла хороводница».

Цель: изготовление куклы оберега «Хороводница».

Задачи:

  • познакомить с историей народной куклы;
  • формировать навыки изготовления народной куклы - «Хороводницы»;
  • воспитывать уважение к народным традициям;
  • развивать творческую индивидуальность, любознательность, стремление к самостоятельному творчеству.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.

Формы организации деятельности детей: Творческая мастерская.

Оснащение занятия:

Материально-техническая база:

  • ноутбук;
  • сундук, кукла
  • ножницы, нитки, синтепон, ткань двух цветов, ткань белая, ленты, палочка.

Дидактическое обеспечение: слайды готовых кукол, индивидуальные технологические карты изготовления куклы оберега «Хороводницы», слайды пошагового изготовления оберега «Хороводницы».

Словарная работа: «обрядовые куклы», «куклы-обереги», « игровые куклы».

Ход занятия

1. Организационный этап

- Рассаживание по рабочим местам.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите себе и всем хорошее настроение.

2. Этап актуализации знания

- Перенесёмся в далёкое прошлое, в детство ваших прабабушек и прадедушек. Представьте себе старинную русскую избу. В углу - большая расписная русская печь. Деревянный стол и лавки. Большой сундук, а рядом маленький. Вот на этом маленьком сундучке мы и остановим свой взгляд.

А теперь, отгадайте загадку:

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно… (кукла)

- Какие бывают куклы?

- Из чего изготавливают куклы?

В этом году вы получили представления о текстильных волокнах и их свойствах. Давайте составим схему текстильных волокон.

Работа у доски, работа со схемой (2 ученицы)

- А вы знаете, когда и как и какие были куклы на Руси?

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.(Слайд)

Народные куклы делились на три группы:

  1. Куклы-обереги;
  2. Обрядовые куклы;
  3. Игровые куклы

3. Этап целеполагания

  1. Какова роль этих кукол в жизни людей?
  2. Как вы думаете, какая цель нашего урока?
  3. Цель урока: изготовить обереговую куклу.
  4. Предлагаю посмотреть видеоролик о куклах .
  5. Ребята, какой праздник к нам приближается?
  6. Что мы знаем про Масленицу? Давайте вспомним традиции этого праздника.
  7. А какие поговорки и пословицы вы знаете ?

Молодцы!

Первичное усвоение

Раньше, на масленицу, изготавливали традиционную куклу «Хороводницу». Куклу-хороводницу делали накануне масленицы или в первый день масленичной недели в понедельник и должна она была оберегать семью в течение года. Затем, когда год проходил и наступала масленичная неделя, старую куклу, которая уже вобрала в себя всю плохую энергетику , всё плохое, что случилось в этой семье сжигали и делали новую куклу-чучело.

Изготовить простейшую куклу-берегиню «Хороводницу», не сложно, потребуются лишь лоскутки-остатки тканей, вата и нитки.

Прежде чем приступить к изготовлению нашей куклы давайте вспомним, что такое технологическая карта?

Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при работе с тканью, ножницами?

Физминутка перед началом практической работы

Масленица-блиноеда!
Масленица жороеда!
Масленица-обируха!
Масленица-обмануха!
Обманула-провела,
До поста довела.
Дала редьки хвост
На великий пост.
Мы его поели-
Брюха заболели!

Первичное закрепление

Практическая работа

Раздаются технологические карты, нас толах разложены материалы дл работы, играет фоновая музыка.

1. Вырезаем из цветной ткани два круга ткани - 18 и 20 см в диаметре для юбочек.

2. Вырезаем прямоугольник белой ткани 9х18 см для рубашки.

3. Вырезаем прямоугольный треугольник с короткой стороной 17 см для платка.

4. формируем из кусочка ваты на палочке голову, скрепляем нитками чтобы не соскользнула.

5. Находим у кругов середину путём складывания. Накрываем кругами ватный шарик, обвязываем ниткой вокруг головы.

6. Складываем белый прямоугольник по длине срезами внутрь.

7. Формируем и обвязываем кисти рук.

8. Расправляем и надеваем полоску на голову, обвязываем ниткой.

9. Надеваем платок и завязываем его концы сзади.

10.Под юбкой привязываем ленточки.

Кукла готова.

В ходе работы педагог проходит между столами, корректирует работу учащихся, помогает исправить типичные ошибки

Обобщение и систематизация знаний

Ребята, посмотрите, какие замечательные куклы «Хороводницы » у вас получились. Все делали на одну тему, но работы получились разные.

  1. Когда возникли первые игрушки? (в глубокой древности).
  2. Почему на самодельных тряпичных куклах нет лица?
  3. Название каких кукол вы запомнили?
  4. Каково предназначение куклы - хороводницы?
  5. Что нового узнали на занятии?
  6. Чему научились на данном занятии?

Научиться сделать куклу «хороводницу» не трудно, нужно проявить терпение и усидчивость.

Физминутка: игра» Малечина-калечина»

На раскрытую ладонь ставим куколку и стараемся как можно дольше удержать ее на ладони. Ставим и приговариваем: "Малечина-калечина, сколь часов до вечера. Раз, два, три, четыре, пять, шесть…". Считаем, пока палочка не упадет. Вместо куклы можно взять любую палочку, карандаш, султанчик. Главное, нельзя придерживать палочку пальцами или второй рукой. Естественно, побеждает тот, кто дольше продержит куколку на открытой ладошке!

4. Рефлекция

А подвести итог нашего урока мне хотелось бы притчей.

Притча "О мудреце и хитреце".

Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.

- Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?

- Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.

- Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая? - спросил хитрец и подумал: "Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.

Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:

- Всё в твоих руках.

Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о уроке, выбрав цветочек любого цвета и украсить им сарафан нашей русской красавицы. Цветок красного цвета - понравилось всё, синий - хочу узнать больше, желтый - заинтересовало.

Домашнее задание: Сегодня на уроке вы узнали много нового об истории создания обрядовых кукол, об их видах. И я даю вам домашнее задание, рассказать все, что вы узнали, дома своим родителям, бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям. И может даже научить их изготавливать куклу.

Отметки за урок