Конец учебного года - это не только ожидание предстоящих каникул, но и сильная накопившаяся усталость за учебный год. Последние недели обучения даются детям очень тяжело. Домашние задания выполняются с большой неохотой, уборка в комнате становится непосильной задачей. Даже прогулки с друзьями иногда перестают доставлять удовольствие…
Зачастую педагогам и родителям может показаться, что это просто обострившаяся лень, но нет. Существует даже специальное понятие «синдром третьей четверти» - время, когда дети устают больше, чем в любое другое время года, и им сложнее справляться с самыми обычными делами.
Помимо накопившейся усталости, немаловажным фактором становится и физиологическая истощённость организма. Нехватка солнечного света в предыдущий период, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что человек не может функционировать в прежнем режиме.
Школьные программы выстроены так, что именно во второй половине учебного года изучается самый объёмный и сложный материал. А ближе к концу добавляются и проверочные работы, которые вызывают дополнительные переживания и напряжение.
Если в последней четверти ребенок начинает лениться, скандалить или изводить своей непонятливостью, понаблюдайте за ним, может быть, он просто страдает от весенней усталости и увеличившихся нагрузок? На это могут указывать следующие особенности поведения:
- делает «глупые ошибки» по тем предметам, в которых раньше не было проблем;
- подолгу сидит без дела, крутит что-то в руках или болтает ногами;
- дольше обычного сидит за компьютером, играя в игры или читая новости в соцсетях, возбуждается от этого больше обычного;
- не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться от них, хотя раньше этого не наблюдалось;
- больше обычного капризен, вял или сонлив;
- засыпает в непривычное для него время;
- часто грубит или обижается;
- не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
- забывает завершать обычные процессы: убирать за собой одежду или посуду, ставить на место книжки, игрушки и другие вещи;
- во время письма часто меняет почерк;
- сидя на стуле, принимает такую позу: одна нога под себя, голова на руке;
- стал прогуливать уроки или опаздывать на них;
- испытывает головные боли во второй половине дня;
- появились темные круги под глазами;
- чаще болеет.
Как же помочь и поддержать ребёнка в сложившейся ситуации. В первую очередь родителям и педагогам надо запастись терпением. Тем более не только дети страдают от усталости в конце года. Педагоги и родители также испытывают колоссальное напряжение на протяжении всего года, а особенно под конец. Поэтому важность отдыха и восстановления сил всех участников образовательного процесса в данный период становится первостепенной. Майские праздники становятся небольшим глотком свежего воздуха.
Режим дня
В это непростой период очень важно следить за режимом дня. Обязательно нужно делать перерывы при выполнении домашнего задания. Здесь всё достаточно индивидуально. Кто-то может быть сосредоточен 45 минут, а кому-то сложно высидеть и 30.
Можно использовать метод Помидора (Pomodoro)
Помидором называют отрезок времени в 30 минут - 25 минут на работу и 5 минут на отдых.
Суть метода достаточно простая: 30-минутный отрезок времени делится на 25 «рабочих» минут и 5 «отдыхающих», а через каждые четыре повтора - получасовой перерыв.
Физическая активность
Не стоит забывать про физические нагрузки. Предпочтение отдавайте прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм и упражнениям. Если нет возможности выйти в течение дня, то можно прогуляться перед сном. Это поможет избавиться от накопившейся за день энергии и поможет лучше уснуть.
Питание
Важно, чтобы питание было разнообразно и сбалансировано, богато витаминами и микроэлементами, которые помогут поддержать организм ребёнка. В этот период можно меньше ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии: сладкое - это поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу, а в шоколаде содержатся вещества, которые снимают стресс.
Распределение нагрузки
Для детей, у которых наблюдается сильное эмоциональное истощение к концу учебного года, возможно, стоит снизить дополнительные нагрузки, связанные с интеллектуальной работой.
Педагогам также стоит по возможности снижать нагрузку. Можно включать в работу больше творческих заданий.
Поддержка со стороны близких
Наверное, это один из самых важных факторов для успешного завершения учебного года. Старайтесь подбадривать ребёнка, если видите, что уверенность в себе и оптимизм снижаются. Чаще интересуйтесь делами, разговаривайте с ним. Делайте время от времени небольшие подарки, вкладывайте в пенал или тетрадь приятные поддерживающие записки.
Стоит помнить о том, что сложное время пройдет, а отношения с ребенком останутся. Побольше понимания, спокойствия, внимания и любви - и совместными усилиями вы справитесь!