Детская усталость в конце учебного года

Разделы: Школьная психологическая служба


Конец учебного года - это не только ожидание предстоящих каникул, но и сильная накопившаяся усталость за учебный год. Последние недели обучения даются детям очень тяжело. Домашние задания выполняются с большой неохотой, уборка в комнате становится непосильной задачей. Даже прогулки с друзьями иногда перестают доставлять удовольствие…

Зачастую педагогам и родителям может показаться, что это просто обострившаяся лень, но нет. Существует даже специальное понятие «синдром третьей четверти» - время, когда дети устают больше, чем в любое другое время года, и им сложнее справляться с самыми обычными делами.

Помимо накопившейся усталости, немаловажным фактором становится и физиологическая истощённость организма. Нехватка солнечного света в предыдущий период, витаминов и микроэлементов приводит к тому, что человек не может функционировать в прежнем режиме.

Школьные программы выстроены так, что именно во второй половине учебного года изучается самый объёмный и сложный материал. А ближе к концу добавляются и проверочные работы, которые вызывают дополнительные переживания и напряжение.

Если в последней четверти ребенок начинает лениться, скандалить или изводить своей непонятливостью, понаблюдайте за ним, может быть, он просто страдает от весенней усталости и увеличившихся нагрузок? На это могут указывать следующие особенности поведения:

  • делает «глупые ошибки» по тем предметам, в которых раньше не было проблем;
  • подолгу сидит без дела, крутит что-то в руках или болтает ногами;
  • дольше обычного сидит за компьютером, играя в игры или читая новости в соцсетях, возбуждается от этого больше обычного;
  • не может заставить себя сесть за уроки либо делает их быстро и плохо, чтобы отделаться от них, хотя раньше этого не наблюдалось;
  • больше обычного капризен, вял или сонлив;
  • засыпает в непривычное для него время;
  • часто грубит или обижается;
  • не сразу реагирует, когда к нему обращаются;
  • забывает завершать обычные процессы: убирать за собой одежду или посуду, ставить на место книжки, игрушки и другие вещи;
  • во время письма часто меняет почерк;
  • сидя на стуле, принимает такую позу: одна нога под себя, голова на руке;
  • стал прогуливать уроки или опаздывать на них;
  • испытывает головные боли во второй половине дня;
  • появились темные круги под глазами;
  • чаще болеет.

Как же помочь и поддержать ребёнка в сложившейся ситуации. В первую очередь родителям и педагогам надо запастись терпением. Тем более не только дети страдают от усталости в конце года. Педагоги и родители также испытывают колоссальное напряжение на протяжении всего года, а особенно под конец. Поэтому важность отдыха и восстановления сил всех участников образовательного процесса в данный период становится первостепенной. Майские праздники становятся небольшим глотком свежего воздуха.

Режим дня

В это непростой период очень важно следить за режимом дня. Обязательно нужно делать перерывы при выполнении домашнего задания. Здесь всё достаточно индивидуально. Кто-то может быть сосредоточен 45 минут, а кому-то сложно высидеть и 30.

Можно использовать метод Помидора (Pomodoro)

Помидором называют отрезок времени в 30 минут - 25 минут на работу и 5 минут на отдых.

Суть метода достаточно простая: 30-минутный отрезок времени делится на 25 «рабочих» минут и 5 «отдыхающих», а через каждые четыре повтора - получасовой перерыв.

Физическая активность

Не стоит забывать про физические нагрузки. Предпочтение отдавайте прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм и упражнениям. Если нет возможности выйти в течение дня, то можно прогуляться перед сном. Это поможет избавиться от накопившейся за день энергии и поможет лучше уснуть.

Питание

Важно, чтобы питание было разнообразно и сбалансировано, богато витаминами и микроэлементами, которые помогут поддержать организм ребёнка. В этот период можно меньше ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии: сладкое - это поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу, а в шоколаде содержатся вещества, которые снимают стресс.

Распределение нагрузки

Для детей, у которых наблюдается сильное эмоциональное истощение к концу учебного года, возможно, стоит снизить дополнительные нагрузки, связанные с интеллектуальной работой.

Педагогам также стоит по возможности снижать нагрузку. Можно включать в работу больше творческих заданий.

Поддержка со стороны близких

Наверное, это один из самых важных факторов для успешного завершения учебного года. Старайтесь подбадривать ребёнка, если видите, что уверенность в себе и оптимизм снижаются. Чаще интересуйтесь делами, разговаривайте с ним. Делайте время от времени небольшие подарки, вкладывайте в пенал или тетрадь приятные поддерживающие записки.

Стоит помнить о том, что сложное время пройдет, а отношения с ребенком останутся. Побольше понимания, спокойствия, внимания и любви - и совместными усилиями вы справитесь!