Внеклассный урок по произведению Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Тема урока: «Просто ли быть Рыжим?»

Разделы: Литература


Класс: 6-8.

Цель деятельности педагога на уроке литературы - подвести ребят к пониманию того, что с бездуховностью окружающего нас мира, с жестокостью, бессердечием, равнодушием можем бороться только мы сами. Но для этого каждый из нас должен научиться сочувствовать, сострадать, прийти на помощь, когда кто-то в этом нуждается, формировать доброе отношение к людям.

Задачи:

  • способствовать пониманию авторского замысла и основной идеи рассказа.
  • 2. развивать критическое мышление, интуицию; умение оценивать поступки героев.
  • 3. способствовать формированию целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, умеющей преодолевать трудности, находящей своё место в жизни.

Ход урока (краткая характеристика)

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, обратите внимание на ваши столы, перед вами чистый лист, возьмите его в руки и если то, что я скажу про вас и вы когда-либо испытывали это, то вы должны согнуть лист, как вам угодно. Приступим.

- Согните лист те, кто переживал, что обидел другого человека?

- Согните лист те, кто из Вас хоть раз, вольно или невольно, обидел другого человека?

- Согните лист те, кто считает себя непохожим на других?

А теперь скажите, что переживается сильнее, когда вас обидели или вы кого-то обидели?

Давайте на листах, которые вы складывали, теперь нарисуем, чего же не хватает людям, почему они обижают других? (Любви, доброты, понимания, милосердия, сострадания, соучастия и т.д.).

- А теперь поднимите ваши светлые головушки и взгляните на экран. (Показываю фрагмент фильма: «Рыжий, рыжий, конопатый»)

- Скажите, какие ассоциации возникают при слове Рыжий? (Записываю хаотично на доске)

- Какое значение имеет слово рыжий в отрывке мультфильма? (Непохожий на других, нестандартный).

- А теперь откройте конверты, которые я вам раздам, и посмотрите на отрывки статей и словарей, определите, каково значение этого слова?

Рыжий

  1. м. Тот, кто имеет волосы, шерсть, оперение красно-желтого цвета.
  2. м. Традиционный персонаж цирковой клоунады в ярко-рыжем парике.
  3. прил.
  4. Красно-желтый (о цвете волос, шерсти).
  5. Имеющий волосы, шерсть, оперение такого цвета.
  6. разг. Красновато-желтый, светло-коричневый (о цвете различных предметов).
  7. перен. Побуревший, порыжевший от изношенности, выгорания и т.п.

- А какие у вас ассоциации с этим словом?

Сейчас я предлагаю вам решить проблемную ситуацию. Разрешите спор двух друзей.

По длинной, дикой, утомительной дороге шли два товарища, у одного был рыжие, как солнышко волосы, а другой утверждал, что у него судьба рыжая, шли они и яростно ругались, аж крики были слышны за тридевять земель, а спорили они по поводу того, имеют ли они одинаковое значение? Как вы считаете, так ли это?

- Открываю на доске половину темы урока _______ ли быть Рыжим?

- Какое бы слово вы подобрали вместо пробела?

- На этот вопрос нам необходимо ответить в конце урока, а поможет нам прекрасная писательница Елена Габова и её нравоучительное произведение!

Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

- О ком или о чём пойдет речь в произведении?

Чтение рассказа (1 часть до слов «…может она и не знала, что мешает кому-то»)

Задание по рядам (в свою очередь, тексты распечатаны и лежат на партах)+задания записаны на задней части доски, для наглядности

  • Задание для 1 ряда: Как вы представляете героиню? Попробуйте схематично её изобразить? (2-3 минуты)
  • Задание для 2 ряда: Как вы считаете, какую проблему поднимает Елена Васильевна Габова в своем рассказе? Аргументируйте свой ответ примерами из текста (проблему подростковой жестокости).
  • Задание для 3 группы: У вас лежат листочки с ассоциативными кругами, заполните их синонимами, которые будут олицетворять ваше отношение к одноклассникам Светы.

Исходя из всего проделанного вами, давайте ответим на вопрос: за что так одноклассники не любят Свету?

Чтение второго отрывка (от слов «После последнего звонка» до слов «А еще через пять лет произошла такая история».

Задание по рядам: Представьте, что вы находитесь в этой истории, то есть вы герои Елены Габовой. Расскажите от их имени, что герои чувствуют во время этой истории: (участники вытягивают листы. Кто там написан, про того и рассказывают.

Теперь давайте поразмышляем: Что бы вы предложили Свете в этой ситуации, как себя вести, что делать? А её одноклассникам?

Приём «Река проблем»

ПРОСТО ЛИ БЫТЬ РЫЖИМ?

В левом нижнем углу ватмана учитель записывает проблему: «Просто ли быть рыжим?». Ребята в паре пишут путь решения этой проблемы. Затем прикрепляют их к изображению реки, предварительно зачитав свое мнение - это своеобразный «мостик», по которому общими усилиями ребята смогут символически «перебраться» на другой «берег», на котором окажутся только в том случае, если их решения будут продуманны, точны и объективны.

Перед вами слиток добра, на нём вы должны записать советы для ребят и Светы, на всю работу у вас есть 3 минуты, это мозговой штурм, я пускаю слиток по рядам, у вас есть время подумать, пока ваш одноклассник записывает. Поехали!

*Зачитываю несколько советов, оставляю этот слиток в уголке класса, чтобы все могли ознакомиться.

Смотрим дальше, следующее предложение, которое нам предложил автор: А еще через пять лет произошла вот такая история.

- Как вы думаете, каким может быть финал рассказа?

- А что произошло дальше, вы узнаете дома.

Вот наш урок подходит к концу и хотелось бы сказать пару слов. Важно понимать, что каждый из нас может оказаться на месте Светы, поэтому нужно научиться чувствовать других людей, уважать и понимать. Валерия Дмитриевна Пришвина, жена знаменитого писателя Михаила Пришвина, произнесла однажды замечательные слова: «Счастье - это к себе, а радость - это в мир ко всему живому….». Теперь закройте глаза (включить музыку для медитации - 1 минуту звучит), протяните руки вперёд (учитель кладёт конфетти), это я вас одарила частичкой добра и радости, теперь вы одарить друг друга ими, подбросив их в самый вверх.

- Спасибо за продуктивный урок! До скорых встреч!