Цель:
- Понятие о фразеологическом обороте.
- Формирование умения различать прямое и переносное значение слов.
Задачи
- Сформировать умение определять фразеологический оборот и использовать его в речи.
- Сформировать умение пользоваться словарем. 2 слайд
Сценарий урока
Учитель: Ребята, а кому на уроке мы сегодня будем ломать голову? И зачем нам знать, куда Макар телят не гонял?
Показываю ролик. Ролик представлен в приложении электронного варианта (объясняшки, ролик)
Мы начинаем наш урок.
А зачем и для чего?
Чтоб всё понятно стало всем,
Что значит оборот устойчивый?
Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила свою электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.
Ученик читает письмо:
Здравствуйте.
Это Дима.
Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук. (3 слайд)
Беседа учителя с учениками:
- Кто написал это письмо?
- Что мы узнали о мальчиках?
- Всё ли понятно вам?
- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?
- А что обозначают выделенные сочетания слов? Может быть вы слышали такое сочетание слов или сами употребляли их в речи? А какая связь между письмом Димы и роликом - объясняшкой?
Ученики объясняют значение выделенных сочетаний. Итак, подобные сочетания называются фразеологизмами.
- Что же такое фразеологизм? Прочитаем определение, записанное на доске? (4 слайд) Сделаем вывод.
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Так о чём мы будем говорить на уроке? (о фразеологизмах) Да, но ведь наша тема звучит иначе! (Дети пытаются провести параллель)
- Что значит выражение "устойчивые сочетания"? На что ещё надо обратить внимание?
Ученики:
- Фразеологизм можно заменить одним словом.
- Все слова в фразеологизмах не изменяются
Тест (знаниевый уровень), 5 слайд
1) Выберите правильный ответ
Фразеологизмы - это
а) устойчивые сочетания
б) художественные определения
в) слова одной и той же части речи, близкие по своему лексическому значению
(самопроверка по эталону, 6 слайд )
Ребята, а теперь давайте послушаем наших исследователей (задание на перспективу)
Выступают два ученика с исследовательской работой: А король-то голый! (эпизод из мультика сначала показать, затем ответ ученика) , (7,8 слайд)
Ахиллесова пята.. Учитель оценивает ответы обучающихся.
Учитель: Наши исследователи хорошо потрудились, давайте и мы поработаем ( работа в группах, группы разделены по уровню знаний). Задания для каждой группы лежат на партах. Представители от каждой группы зачитывают свои ответы у доски. (9 слайд)
Ну а теперь немного отдохнём. Игра «Раз хлопочек, два топочек» + физ. минутка.
Задание: Отметьте двумя хлопками фразеологические обороты, а одним топотом ноги не фразеологизмы:
Медвежья берлога, медвежья услуга, глаза загорелись, приходить в голову, дрова загорелись, сесть в калошу, приходить в гости, горькая правда, сесть на стул, горькое лекарство.
Молодцы! Продолжаем работать. Берём стулья, рассаживаемся на места.(1 - 1,5 минуты)
Учитель: - Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты. (Устная работа в паре)
Задание: выбираем только фразеологизмы, попутно повторяем орфограммы. Чья пара быстрее справляется с заданием, поднимает сигнальные карточки зелёного цвета, у кого возникают трудности, то поднимают карточки красного цвета.
Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках. Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править. У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счаст..я.
Задание по рядам (Кто быстрее?) Пускаю бегунок. На время (песочные часы)
Как снег |
ворон |
обвести |
Не обидит |
считать |
душой |
Мухи |
На голову |
болеть |
гонять |
Лодыря |
Вокруг пальца |
Найдите соответствие к каждому фразеологизму. Представитель ряда, сидящий за последней партой, зачитывает результат. За каждый правильный ответ по смайлику.
Критерии оценивания:
- 5 смайликов - весь ряд получает "5"
- 4 смайлика - "4"
- 2-3 смайлика - "3"
Ребята, мы очень хорошо поработали. Отдохнём? Приём "Перекрёсток".(10 слайд)
Один ученик считывает со слайда начало устойчивого сочетания и адресует задание
(продолжить фразеологизм ) любому однокласснику, если тот, в свою очередь, отвечает правильно, ему предоставляется право выбрать отвечающего)
Пока ребята "встречаются на перекрёстке" 1 ученик работает с интерактивной доской
(13 слайд)
Рефлексия
- Подведём итоги нашего урока
- Что мы узнали? Чему научились?
- Что называется фразеологизмом?
- Каковы особенности фразеологизмов?
ДЗ Вариант 1. (слайд)
Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.
Вариант 2.
Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы: не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.
Ребята, скажите, а пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в жизни? Употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой. При помощи фразеологизмов можно научиться лаконично выражать свои мысли
Игра-конкурс Фразеологизмы. (если останется время!!!)