Урок русского языка в 6-м классе по теме "Употребление фразеологизмов в речи. Поломаем голову над тем, куда Макар телят не гонял"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: фразеологизмы


Цель:

  • Понятие о фразеологическом обороте.
  • Формирование умения различать прямое и переносное значение слов.

Задачи

  • Сформировать умение определять фразеологический оборот и использовать его в речи.
  • Сформировать умение пользоваться словарем. 2 слайд

Сценарий урока

Учитель: Ребята, а кому на уроке мы сегодня будем ломать голову? И зачем нам знать, куда Макар телят не гонял?

Показываю ролик. Ролик представлен в приложении электронного варианта (объясняшки, ролик)

Мы начинаем наш урок.
А зачем и для чего?
Чтоб всё понятно стало всем,
Что значит оборот устойчивый?

Вы знаете, сегодня я перед началом урока проверила свою электронную почту и обнаружила в ней письмо для вас. Давайте прочитаем его.

Ученик читает письмо:

Здравствуйте.
Это Дима.
Ещё совсем недавно были мы дружны с Витькой, да так, что водой не разольёшь.
Но однажды он полез ко мне драться. Теперь мы с ним живём как кошка с собакой.
Посоветуйте, ребята, как мне вернуть друга, ведь я без него как без рук. (3 слайд)

Беседа учителя с учениками:

- Кто написал это письмо?

- Что мы узнали о мальчиках?

- Всё ли понятно вам?

- Как вы думаете, почему Дима обратился к нам с просьбой помочь?

- А что обозначают выделенные сочетания слов? Может быть вы слышали такое сочетание слов или сами употребляли их в речи? А какая связь между письмом Димы и роликом - объясняшкой?

Ученики объясняют значение выделенных сочетаний. Итак, подобные сочетания называются фразеологизмами.

- Что же такое фразеологизм? Прочитаем определение, записанное на доске? (4 слайд) Сделаем вывод.

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Так о чём мы будем говорить на уроке? (о фразеологизмах) Да, но ведь наша тема звучит иначе! (Дети пытаются провести параллель)

- Что значит выражение "устойчивые сочетания"? На что ещё надо обратить внимание?

Ученики:

- Фразеологизм можно заменить одним словом.

- Все слова в фразеологизмах не изменяются

Тест (знаниевый уровень), 5 слайд

1) Выберите правильный ответ

Фразеологизмы - это
а) устойчивые сочетания
б) художественные определения
в) слова одной и той же части речи, близкие по своему лексическому значению

(самопроверка по эталону, 6 слайд )

Ребята, а теперь давайте послушаем наших исследователей (задание на перспективу)

Выступают два ученика с исследовательской работой: А король-то голый! (эпизод из мультика сначала показать, затем ответ ученика) , (7,8 слайд)

Ахиллесова пята.. Учитель оценивает ответы обучающихся.

Учитель: Наши исследователи хорошо потрудились, давайте и мы поработаем ( работа в группах, группы разделены по уровню знаний). Задания для каждой группы лежат на партах. Представители от каждой группы зачитывают свои ответы у доски. (9 слайд)

Ну а теперь немного отдохнём. Игра «Раз хлопочек, два топочек» + физ. минутка.

Задание: Отметьте двумя хлопками фразеологические обороты, а одним топотом ноги не фразеологизмы:

Медвежья берлога, медвежья услуга, глаза загорелись, приходить в голову, дрова загорелись, сесть в калошу, приходить в гости, горькая правда, сесть на стул, горькое лекарство.

Молодцы! Продолжаем работать. Берём стулья, рассаживаемся на места.(1 - 1,5 минуты)

Учитель: - Источники фразеологизмов различны. Одни пришли к нам из народной речи. В них выразилась народная мудрость. Другие - из мифов и легенд, а третьи создали писатели и поэты. (Устная работа в паре)

Задание: выбираем только фразеологизмы, попутно повторяем орфограммы. Чья пара быстрее справляется с заданием, поднимает сигнальные карточки зелёного цвета, у кого возникают трудности, то поднимают карточки красного цвета.

Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках. Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править. У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки ра..сказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счаст..я.

Задание по рядам (Кто быстрее?) Пускаю бегунок. На время (песочные часы)

Как снег

ворон

обвести

Не обидит

считать

душой

Мухи

На голову

болеть

гонять

Лодыря

Вокруг пальца

Найдите соответствие к каждому фразеологизму. Представитель ряда, сидящий за последней партой, зачитывает результат. За каждый правильный ответ по смайлику.

Критерии оценивания:

  • 5 смайликов - весь ряд получает "5"
  • 4 смайлика - "4"
  • 2-3 смайлика - "3"

Ребята, мы очень хорошо поработали. Отдохнём? Приём "Перекрёсток".(10 слайд)

Один ученик считывает со слайда начало устойчивого сочетания и адресует задание

(продолжить фразеологизм ) любому однокласснику, если тот, в свою очередь, отвечает правильно, ему предоставляется право выбрать отвечающего)

Пока ребята "встречаются на перекрёстке" 1 ученик работает с интерактивной доской

(13 слайд)

Рефлексия

- Подведём итоги нашего урока

  • Что мы узнали? Чему научились?
  • Что называется фразеологизмом?
  • Каковы особенности фразеологизмов?

ДЗ Вариант 1. (слайд)

Составить 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.

Вариант 2.

Написать ответ на письмо мальчика Димы, используя фразеологизмы: не распускать руки, не вешать нос, поговорить с глазу на глаз, найти общий язык.

Ребята, скажите, а пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке в жизни? Употребление фразеологизмов в речи делает её сильной, яркой, меткой. При помощи фразеологизмов можно научиться лаконично выражать свои мысли

Игра-конкурс Фразеологизмы. (если останется время!!!)