Конспект индивидуального психологического занятия по развитию когнитивных процессов «Прогулка в космос»

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель: развитие мыслительных процессов, включая восприятие, память, логическое мышление, формирование понятий и воображения.

Задачи:

  • развивать межполушарное взаимодействие, их синхронизацию в работе, мелкую моторику рук;
  • упражнять в различении геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник);
  • тренировать активное концентрирование внимания, логическое мышление, восприятие форм, воображение;
  • закреплять знания названий геометрических фигур, сенсорных эталонов: цвет и форма, размер;
  • учить называть космические объекты;
  • стимулировать положительное самоощущение и радость познания.

Ход занятия

Вводная часть

Вход на занятие. Упражнение «Две дороги».

Здравствуй! Посмотри, перед нами две дороги. Каждая приведет тебя на занятие. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.

Первая дорога - легкая, она гладкая, и по ней надо не идти, а скользить, оставляя за собой таинственные рисунки (на полу лежат гелевые коврики). Эта дорога дает идущему по ней волшебную силу.

Вторая дорога - трудная. Она колючая и болезненная (сенсорная тропа). Но зато и силу она дает огромную, настоящую, гораздо больше, чем первая.

Когда пойдешь по своей дороге, слушай, чувствуй, как от ступней и до макушки твоё тело наполняется волшебной силой.

Игровой ритуал начала занятия «Вход в путешествие».

Вот мы и пришли в кабинет. У нас сегодня гости, поздоровайся с ними. Я тоже хочу поприветствовать тебя, поздороваться необычным способом - не только голосом, но и движением. Ты должна повторить за мной, затем назвать своё имя и придумать своё движение (меня зовут… и я делаю так…).

Открою тебе секрет в том, что здороваться так меня научил один маленький человечек инопланетянин. Он с другой планеты приглашает нас в путешествие по космосу. Во время путешествия тебе будут встречаться интересные задания. А если ты с ними справишься, то тебя ждет сюрприз.

Упражнение «Выбери эмоцию».

Какое у тебя настроение сегодня? (выбирает на стенде подходящий смайлик). Прикрепи рядом с ним своё имя.

Основная часть

Упражнение «Собери ракету».

Для начала предлагаю смастерить ракету, на которой ты сможешь отправиться в космическое путешествие! Посмотри на картинку-образец с изображением ракеты. У нее есть носовая часть, борт, иллюминаторы и хвостовые крылья. Из каких геометрических фигур состоит ракета? Какого они цвета? Построй точно такую же ракету, подобрав соответствующие геометрические фигуры. (Собирает по образцу ракету из геометрических фигур).

Упражнение «Рисование на песке»

Теперь, когда наша ракета готова самое время тебе отправиться на ней в космическое путешествие. Ты знаешь как выглядит космос? Рассмотри картинку. В космосе есть большие и маленькие планеты (покажи на картинке планеты), звезды (покажи звезды), космические корабли, спутники и ракеты (покажи космический корабль, ракету, спутник).

Я приглашаю тебя к песочнице. Давай мы с тобой нарисуем планеты, они могут быть большими и маленькими. Большим пальчиком нарисуем большую планету, указательным - планету чуть поменьше, средним - еще меньше, безымянным - маленькую, а мизинчиком - самую маленькую планету (рисует по образцу планеты-круги разного размера, каждым пальчиком по очереди). А еще нарисуем много-много звезд двумя руками всеми пальчиками вместе. На нашем рисунке не хватает только ракеты, давай нарисуем ее вместе (педагог-психолог рисует корпус ракеты, ребенок дорисовывает иллюминаторы и хвост).

У тебя здорово получилось изобразить космос! (Рисование происходит под спокойное музыкальное сопровождение).

Упражнение «Далеко - близко» (интерактивный стол).

Ракета и космос готовы. Можно было бы лететь в полет, но ты ещё не прошла тренировку. А настоящие космонавты перед полетом обязательно много тренируются на специальных тренажерах. Давай потренируемся, поиграем в космическую игру «Далеко-близко». Ведь космонавт должен смотреть через иллюминатор и четко определять далеко или близко расположены опасные объекты, чтобы не произошло столкновения.

Упражнение «Посмотри и повтори».

Тренировка пройдена. Предлагаю полетать.
Руки в стороны - в полет (ребенок разводит руки в стороны)
Отправляем звездолет,
Правое крыло вперед, (поворот вправо)
Левое крыло вперед. (поворот влево)
Раз, два, три, четыре -
Полетел наш звездолет (поднимает руки вверх).

(Повторяется 2 раза, сначала вместе со взрослым, затем ребенок самостоятельно показывает движения в соответствии с текстом).
Наш полёт закончился, пора возвращаться к занятию.

Упражнение «Соотнеси размер».

Каждый космонавт мечтает побывать на других планетах. Сегодня ты облетишь несколько разных планет. На каждой из них тебя ждет интересное задание. У нас есть карта твоего пути. Посмотри тот, кто составлял эту космическую карту, забыл обозначить планеты. Вместо них остались белые круги. Тебе предстоит исправить эту ошибку. Найди место каждой планете и приклеить её. (Педагог-психолог показывает на белые круги и спрашивает о том, какая эта планета и где её место).

Упражнение: «НейроЛадошки».

Отлично! Теперь карта твоего пути исправлена. Обведи простым карандашом по пунктирной линии путь ракеты к первой планете. Посмотри, жители этой планеты общаются при помощи ладошек. Мы тоже будем играть ладошками. Перед тобой игровое поле «Умные ладошки». Над каждым пальчиком написана цифра. Я буду называть любую из них. А ты должна внимательно слушать и дотрагиваться до заданного числа соответствующим пальцем. Если ты готова, то положи свои ладони на игровое поле. (Педагог-психолог называет любое число в произвольном порядке. Ребёнок должен дотронуться до заданного числа. Продолжение может быть с заменой цифр на геометрические фигуры и космические объекты и т.д.)

Упражнение: «Графомоторные дорожки».

Обведи простым карандашом по пунктирной линии путь ракеты ко второй планете. Посмотри, жители этой планеты общаются пальчиками. Это задание тебе тоже нужно выполнить одновременно пальчиками на обеих руках. Рассмотри рисунок. Укажи верный путь до планеты каждой ракете. Проведи по дорожкам одновременно пальчиками обеих рук.

Упражнение-нейробика: «Сделай так же!»

Обведи простым карандашом по пунктирной линии путь ракеты к третьей планете. Посмотри, жители этой планеты любят подражать друг другу, они всё делают вместе. Мы сейчас тоже будем выполнять упражнение вместе. Перед тобой на столах ряд геометрических фигур выстроенных в определенном ритме. Они чередуются - две фигуры - три фигуры, две фигуры - три фигуры и так далее. Сейчас мы будем одновременно двигаться вдоль стола и совершать хлопки. Правила такие: две фигуры - два хлопка, три фигуры - три хлопка. Я буду хлопать по разному, а ты должна делать так же как я. По моей команде начинай повторять за мной. (Становятся друг напротив друга по обе стороны столов, выстроенных в длину. Посередине столов выложен ряд геометрических фигур в определенном порядке. Игроки синхронно передвигаясь под музыку одновременно отбивают ритм хлопками по принципу: две фигуры - два хлопка, три фигуры - три хлопка. Упражнение повторяется три раза, педагог-психолог меняет двойные хлопки после прохождения всего ряда. Первый ряд все хлопки по столу, второй - двойные хлопки в ладоши, третий - двойные хлопки по коленям. Тройные хлопки всегда совершаются по столу).

Упражнение «Классификация».

Какие фигуры ты видишь на столах? Они тебе все знакомы? Назови их. На какие группы они разделены? Могла бы ты их разделить по другому признаку? На что надо обращать внимание? (на форму, на цвет, на размер)

Упражнение «Посвящение в космонавты».

Ты успешно прошела все испытания, стала смелым и отважным космонавтом, в награду ты получаешь вот такой скафандр. Помести своё фото в этот скафандр и возьми на память о сегодняшнем занятии.

Заключительная часть

Упражнение «Выбери эмоцию».

Наше занятие подошло к концу. Изменилось ли твоё настроение за время занятия? Если да, то ты можешь прикрепить своё имя к другому смайлику (показывает выбранный смайлик, психолог комментирует выбор).

Упражнение «Что мы делали сегодня?»

  1. Вспомни, какие упражнения мы делали сегодня? Во что играли?
  2. Что запомнилось, что понравилось тебе больше всего?
  3. Какие упражнения было выполнять легко? А какие трудно?

Ритуал прощания «Хлоп!»

Я хочу сказать, что мы сегодня отлично поработали. Если ты тоже так думаешь, то давай поднимем большие пальцы вверх и вместе скажем: «Всё классно!»

Хлоп! (хлопок в ладоши ребенок и психолог)
Правой (ребенок правой ладонью по ладони психологу)
Хлоп! (хлопок в ладоши ребенок и психолог)
Правой (ребенок левой ладонью по ладони психологу)
Хлоп!(хлопок в ладоши ребенок и психолог)
Вместе (ребенок хлопает по ладоням психологу).