Технологическая карта урока по теме "Учим слова с удвоенными согласными в корне". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык.

Класс: 3.

УМК: «Школа России».

Тема урока

«Учим слова с удвоенными согласными в корне»

Тип урока

урок открытия «нового» знания

Цель урока:

развивать умение писать слова с удвоенными согласными в корне слова.

Планируемые результаты

Предметные:
- наблюдать над правописанием и произношением слов с удвоенными согласными;
- обучающиеся проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют;
- научится устанавливать наличие удвоенных согласных в слове с использованием орфографического словаря.
Метапредметные:
регулятивные - принимают учебно-познавательную задачу и сохраняют её до конца учебных действий.
познавательные - поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; выделяют и формулируют познавательную цель; находить ответы на вопросы.
коммуникативные - планирование учебного сотрудничества; умение выражать свои мысли.
Личностные:
- проявляют учебно-познавательный интерес;
- осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий;
- понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований.

Необходимое оборудование для учителя

  • Ноутбук.
  • Медиапроектор.
  • Проекционный экран.
  • Магнитная учебная доска.

Оборудование для обучающихся

1. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.2/ С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2012. - 192 с.
2. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных организаций, / М.И.Кузнецова, 4-е изд., испр и доп.. - М.: Вентана - Граф, 2018., 64 с.

Используемая литература

1. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование. контроль / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова, - М.: Вентана - Граф, 2013.-384 с.
2. Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам / С.В.Иванов, М.И. Кузнецова, - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Вентана - Граф, 2016. - 496 с.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организационно - мотивационный.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Ребята, здравствуйте. У нас сегодня гости поприветствуйте гостей.
- Сегодня на уроке мы будем покорять Вершину, но не горную, а «Вершину знаний». Слайд 1
Для успешного восхождения и покорения вершины альпинисту требуются специальные знания и снаряжение. И нам сегодня на уроке потребуются ваши знания и умения.
А наше снаряжение - это..
- У вас на партах лежат листы самооценки, посмотрите, подпишите свою фамилию. Обратите внимание на план работы. Эти задания вам нужно будет выполнить и после каждого задания оценить себя, поставив галочку в нужной колонке. А в конце урока мы узнаем, какую вершину знаний достиг каждый из вас.

Дети включаются в урок.

Книги, тетради, карточка-помощник и лист самооценки.

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний и выявление проблемы

Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действия.

Слайд 2 Определите, что объединяет эти слова
суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория
(Читает слова интонационно выделяя (произнося удлиненно) нужные согласные звуки)
- О каких словах будем говорить на уроке?

В каждом из этих слов есть удвоенная буква.

О словах с удвоенной согласной.

Коммуникативные: точное выражение своих мыслей;
Познавательные:
постановка и формулирование проблемы.

Определение темы и постановка учебной задачи.

Цель: постановка цели урока

Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку учебной задачи.
- Сформулируйте тему урока.
Посмотрите на страницу учебника, верно ли мы определили тему урока?
- К какому разделу относится данная тема?
- Какую цель мы ставим на уроках «Правописания»?
- Какая цель нашего урока?
- Давайте попробуем составить план урока?
Поиск новых знаний
Упражнение на повторение
Закрепление изученного
Подведение итогов
Домашнее задание
- Все согласны с таким порядком, прочитайте весь план.

Знакомятся с темой урока и пытаются самостоятельно сформулировать цель урока
Учим слова с удвоенными согласными.
К разделу «Правописание»
Научиться писать без ошибок.
Учится правильно писать слова с удвоенными согласными.

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной деятельности; прогнозировать предстоящую работу
Познавательные: самостоятельное выявление, формирование познавательной цели

Открытие новых знаний

Цель: построение нового знания.

Работа с учебником.
- Чтобы лучше запомнить написание слов с удвоенными согласными в корне, предлагаю вам выполнить упражнение 1 на стр 18. Даны слова.
суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория
Нужно распределить слова по группам, в зависимости от того, какая буква удваивается. Слайд 3

бб
нн
лл
рр
жж

Распределяют слова по группам

суббота

Инна, Анна, колонна, ванна, тонна

аллея, коллекция, Алла, троллейбус

перрон, территория

жужжит

Коммуникативные:
умение работать в паре, умение выражать свои мысли
Познавательные: умения структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: контроль, оценка

2. Учебник, стр 18, упр.2 Даны слова.
Кла…, телегра…а, гру…а, шо…е, …ора, су…а, па…ажир, профе..ия, а…етит, Ро…ия, килогра… .
Каждый ученик получает свое задание:
1 - записать слова с удвоенной СС
2 - записать слова с удвоенной ММ
3 - записать слова с удвоенной ПП
Проверка. Один ученик читает слова своего столбика, другие ребята проверяют.
Дополнительное задание. Найти в словарике (в конце учебника) слова с удвоенной согласной и назовите их. Читают найденные слова.
3.Рубрика «Обрати внимание» и «Пиши правильно» акцентирует внимание учащихся на отсутствие удвоенных согласных в словах длина, галерея и предлагает записать слова в словарик или тетрадь. Читают слова и записывают в тетрадь.
- Можно ли проверить написание слов с удвоенными согласными? Нельзя
- А есть ли правило о написании удвоенных согласных в корне слова? Нет.
Эти слова надо запомнить.
- А как же тогда найти выход из положения? Предположение детей:
Посмотреть в орфографический словарь
Обратится за помощью к взрослым
Запомнить написание некоторых слов
Посмотреть в Интернет.

Включение в систему знаний и повторений

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Отработка написания слов с удвоенными согласными, повторение алфавита.
4.Учебник, стр 18, упр.3 Даны слова.
аллея, килограмм, грамм, тонна, класс, троллейбус, суббота, программа, группа, шоссе, ссора, пассажир, коллектив, аппетит, жужжать, коллекция.
Запишите слова в алфавитном порядке. Проверяем. Слайд 4

5. Работа в тетради «Пиши грамотно № 2»

Отработка умений определять границы предложений и ставить необходимый знак в конце предложения.
Упражнение 4. Разделите текст на предложения. Поставьте нужные знаки в конце предложений. Сделайте необходимые изменения.
Были ли вы когда-нибудь летом в горах как там красиво зима и лето уживаются там без труда вы стоите на леднике, трогаете снег и лед руками, а через несколько минут вы уже будете трогать зеленую траву.

Повторяют алфавит и записывают слова в алфавитном порядке:. аллея, аппетит, грамм, группа, жужжать, килограмм, класс, коллектив, коллекция, пассажир, программа, ссора, суббота, тонна, троллейбус, шоссе.
Выполняют индивидуально.
Дети разделили текст на четыре предложения.
Были ли вы когда-нибудь летом в горах? Как там красиво! Зима и лето уживаются там без труда. Вы стоите на леднике, трогаете снег и лед руками, а через несколько минут вы уже будете трогать зеленую траву.

Познавательные:
свободная ориентация и восприятие текста, их понимание; анализ и сравнение

Физминутка

Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим детки,
Будто руки наши ветки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих .
Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на тетрадку посмотрели.
- Открываем рабочую тетрадь.

Дети выполняют

Закрепление нового материала

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых умениях.

Работа в тетради «Пиши грамотно № 2»

Закрепление написание написания слов с удвоенными согласными.

Упражнение 1. Вставить пропущенные буквы.

Самостоятельная работа
Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.

Регулятивные:
самоконтроль, оценивание качества и уровня усвоения
Личностные: самоопределение

Тренировка в написании слов с удвоенными согласными.

Упражнение 2. Слайд 5

Выполняют парами.
Дети дополняют предложения словами с удвоенными согласными в корне.
Около нашей школы есть чудесная липовая аллея. Из окон класса видна троллейбусная остановка. По комнате летала пчела и громко жужжала. Группа школьников быстро шла по шоссе. В папиной коллекции появился новый минерал, который весит целый килограмм.

Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Личностные: внутренняя позиция школьника
Познавательные:
умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности, прогнозирование.

Итог урока.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов

- Пришло время подвести итоги. Над какой темой работали на уроке?
- Какую цель мы ставили на уроке?
- Все ли пункта плана выполнили?
- Какой пункт плана не выполнен?

-Учим слова с удвоенными согласными в корне
- Учится правильно писать слова с
удвоенными согласными.

Рефлексия

Цель: самооценка работы на уроке

- Рассмотрите лист самооценки. Сделайте вывод, смогли ли вы достичь поставленной цели.
- У кого большинство заданий выполнено без ошибок? Вы достигли самой вершины горы.
- Если вы допускали 1 или 2 ошибки, то вам осталось до вершины совсем чуть-чуть и вы получаете «4».
- Если больше всего «галочек» у вас в предпоследней колонке, то вы достигли середины горы.
- На этом наше путешествие закончилось. Спасибо за урок!

Дети делают вывод и оценивают себя

Домашнее задание

Конкретизирует задания, ориентирует уч-ся на выполнение задания
- Запишите домашнее задание. РТ стр. 3 упр. 3

Записывают домашнее задание.