Активные формы воспитания бережного отношения к культуре родного города, страны и отражение через творческие работы учащихся

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


(Слайд 1-2) Презентация

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. Оно способствует обогащению познавательного, эмоционального опыта детей через приобщение их к истории, традициям культуре родного города, к природе местности, где он родился и живёт - нашей малой Родине.

(Слайд 3) С чего начинается Родина для ребёнка? С умения гордиться тем, что создано старшим поколением, умения видеть прекрасное в окружающем их мире, умения бережно относиться к культурным ценностям через осознание их неповторимости и индивидуальности и с умения беречь и сохранять их.

Наша задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Данные задачи мы в нашем творческом объединении «Школа декоративно-прикладного творчества» решаем через:

(Слайд 4) Арт-переменки

Это беседы о Родине, родном городе, природе родного края, о знаменитых людях родного города, ветеранах ВОВ и воинов интернационалистов.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле.

(Слайд 4.1) После знакомства с героями, жившими и живущими в родном городе, дети изготовили георгиевские ленточки, звёзды - медали и другие игрушки, которые в дальнейшем дарят ветеранам и пожилым людям.

(Слайд 5) Экскурсии

Экскурсия - активная и эффективная форма приобщения детей к истории и культуре родного города, направленная на патриотическое воспитание, благодаря которой, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции.Экскурсия дает подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствует многостороннему развитию ребенка.

(Слайд 6) Наши дети ежегодно в течение учебного года посещают Литературный музей-библиотеку братских авторов, который находится в нашем Дворце.

Они знакомятся с жизнью и творчеством поэтов, писателей-братчан, с литературным наследием своих земляков, изучают их творчество. Такое знакомство с авторами и их творчеством воспитывает в детях любовь к своему городу, чувство гордости за свои земляков (Геннадий Михасенко, Виктор Сербский, Иннокентий Черемных, Юрий Черных, Анатолий Лисица, Юрий Жернаков, Владимир Корнилов, Женни Ковалева, Юрий Розовский, Татьяна Безридная и многие другие.) А организация встреч с ныне живущими авторамипомогают зажигать сердца и пробуждать гордость за родной город.

(Слайд 7) Экскурсия в Братский театр кукол Тирлямы, позволила учащимся познакомиться с историей кукольного театра Тирлямы в Братске, посмотреть работу операторов, актеров-кукольников, увидеть, где и как изготавливают реквизит и кукол для спектаклей. Такие экскурсии не только расширяют кругозор учащихся, но обогащают новыми идеями для творчества, сто отражается в работах учащихся.

(Слайд 7.1) На слайде вы видите фотографии с работами учащихся для кукольного театра - это вязанные персонажи сказок «Репка», «Колобок», и лисичку с зайчиком.

(Слайд 8) Художественный выставочный зал «Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары»

Учащиеся Школы ДПИ регулярно посещают городской выставочный зал «Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары», в котором организуются и проводятся выставки профессиональных и самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, народных умельцев г. Братска и Иркутской области. Например, мы посетили выставку «Магия карнавала Венецианские маски», на которой были представлены маски, сделаны вручную венецианскими мастерами. Всех восхитили разнообразные маски: театральные (различных героев), бальные, маскарадные, выполненные из папье-маше, металла, керамики. А какое разнообразие украшений! Это перья, стразы, ткань. Ребята с удовольствием слушали экскурсовода и узнали об истории возникновения карнавалов, традициях изготовления и ношения масок, интересных исторических фактах и личностях. Дети вдохновились и смогли изготовить свои маски для участия в городском конкурсе «Маска я тебя знаю», а затем представить их на традиционном мероприятии шоу проектов «Четыре стихии».

(Слайд 9) А в конце 2022г. состоялась выставка памяти Гелия Мамилова при участии его супруги Татьяны Михайловны Мамиловой «Душа Сибири» (графика, монотипия, керамика, чеканка). Учащиеся познакомились с заслуженным художником, жившим и работавшим в Братске с 1964 года. Всё, что создавал художник, было посвящено Братску, Сибири, Ангаре, Байкалу, людям сурового сибирского края, тому, что было ему дорого. Экспозицию прекрасно дополняют работы супруги Гелия Александровича Татьяны Михайловны, вся творческая жизнь которой также связана с Братском. Дети смогли увидеть, представленные в экспозиции декоративные панно, блюда и вазы, скульптурные композиции с образами сибирских животных и птиц, рыбаков и охотников, растений и, конечно, с любимым городом. В целом выставка была посвящением не только двум сильным художникам, внёсшим огромный вклад в историю города Братска, но и нашей родной природе, сибирскому краю и людям, здесь проживающим.

(Слайд 9.1) Впечатления, приобретенные учащимися, обязательно отражаются в их творческих работах, которые посвящены родной природе, и вы видите на слайде

(Слайд 10) Виртуальные экскурсии

В своей работе мы традиционно используем виртуальную экскурсию, преимуществом которой является доступность, возможность повторного просмотра, наглядность. Так виртуальная экскурсия «Музей матрёшки и традиционной игрушки» г.Семёнов (Слайд 10.1) позволила учащимся создать коллективный продукт «Хоровод матрешек», в технике - вязание крючком.

(Слайд 11) Экскурсия дошкольников в школу ДПИ

В октябре для учащиеся творческого объединения «Дошкольного образования и воспитания» была проведена экскурсия в творческое объединение «Школы декоративно-прикладного искусства», с целью дальнейшего выбора обучения во Дворце Успеха, ребята познакомились с программами обучения "Мир бисера", "Учимся вязать" и "Учимся шить", ребята с удовольствием разглядывали яркие, красочные изделия из бисера, мягкие игрушки и одежду для кукол. Работы учащихся и рассказ педагогов привели дошкольников в полный восторг, равнодушным не остался никто. Каждая вещь, сделанная своими руками, несёт в себе частицу души, любовь и трепет, с которыми её изготавливали.

(Слайд 12) Поход в Братский драматический театр на спектакль Старший сын

На спектакль с удовольствием пошли учащиеся со всех групп, желающих было много, детям очень понравился спектакль, смотрели с большим интересом. (Слайд 12.1) Через несколько дней состоялась встреча с актёрами "Братского драматического театра" уже во Дворце (Валентина Анатольевна Фитиль, Владимир Михайлович Крумельницкий и Алла Владимировна Нетеса). В театральной гостиной состоялся разговор по душам. После просмотра спектаклей у ребят накопилось много вопросов, которые они задавали наперебой. Ребята предложили актёрам изготовить реквизиты для каких-нибудь спектаклей, актёры обещали подумать и принять помощь.

(Слайд 13)походы в библиотеку Дворца - Для учащихся Дворца Успеха на базе библиотеки проводятся экскурсии, совместные с педагогами занятия, выставки, беседы, мини-лекции, показы видеороликов.

(Слайд 14) Периодически проводятся творческие гостиные - это встречи с интересными людьми, на которых учащиеся знакомятся с мастерами по декоративно-прикладному творчеству, ведут с ними дискуссии и диалоги, задают интересующие вопросы, узнают как мастера относятся к своей малой Родине, как отражают свою любовь, бережное отношение к ней в своих работах.

(Слайд 15) Участие в проектах Дворца - например таких как «Мы - братчане» - это еще одна активная форма работы, в рамках которой учащиеся вместе с педагогами выезжают к памятным местам Братска, узнаюто легендарных людях и его гостях, о достопримечательностях и исторических местах города, о перспективах Братска.

Продолжением нашей работы является знакомство детей с символикой родного края.

Немаловажную роль играет и развивающая предметно-пространственная среда, которая позволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края. Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: бисероплетении, вязании, вышивке лентами.

(Слайд 16) Считаем, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как мы убедились, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через активные познавательные формы: игры, экскурсии, беседы, походы, встречи с интересными людьми и совместную образовательную деятельность.

Малая Родина у нас у каждого своя. Пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю - не прерывается связь поколений. Считаем, что работа по воспитанию бережного отношения к культуре родного города, страны - это маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания детей. И в этом мы придерживаемся утверждения В.В.Сухомлинского: «детство - это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».