СЛАЙД 1-2
Цель:
- Провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; научитесь определять безударный гласный звук в корне слов; научитесь умению подбирать проверочное слово для написания гласной в безударном слоге.
- Научитесь использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне слова.
Ход урока
I. Организационный момент
СЛАЙД 3
- Сегодня урок необычный. К нам на урок пришел Смайлик и принёс нам новое правило. Нам предстоит много работать, поэтому сядем правильно, спину держим ровно, тетрадь положите перед собой, учебник на уголок стола. Повторяйте за мной:
Я сегодня молодец
На уроке удалец
Все я знаю, все скажу
Все красиво напишу.
Число. Классная работа. Минутка чистописания.
II. Актуализация знаний
III. Орфографическая минутка
Бурундуки - мален_кие лесные ж_ тели. Они л_бят яг_ды, плоды ш_повника.
- Вставьте пропущенные буквы. (С объяснением)
- Выпишите слово «лесные», подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.
III. Самоопределение к деятельности
- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Какие звуки слышите на месте гласных букв в слове «лесные».
СЛАЙД 4
Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.
Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
СЛАЙД 5
В первый столбик выпиши слова с ударением в корне слова, а во второй столбик слова, в которых ударение в других частях слова.
Гроза, море, цветы, мостик, земля, поле, мясной, зимушка.
(Дети выполняют работу самостоятельно с проверкой по слайду).
Оцените работу.
- К какому столбику было легче подобрать слова?
IV. Постановка учебной задачи
Отправь ракеты к своим планетам.
А
|
О
|
Я
|
И
|
Е
|
В . лна
|
В . теро
|
Л . сток
|
П . руса
|
Гр . да
|
Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ.
- В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)
- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)
- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)
IV. Поиск решения проблемы
- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных "окошки".
- Выдели части слова, в которых пропущена буква?
- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)
- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадают)
- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)
- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.
СЛАЙД 6
(нажимаем на слово В .ТЕРОК гиперссылка)
- Выбери из данных слов слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный - так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова - в корне)
- Значит на планету с какой буквой полетит ракета "В . терок"? (На планету с буквой Е)
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 7
(Нажимаем на слово В . ЛНЫ - гиперссыдка)
- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)
- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 8
(Нажимаем на слово П . РУСА - гиперссылка)
- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)
- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 9
(Нажимаем на слово Л . СТОК - гиперссылка)
- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)
- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 10
(Нажимаем на слово ГР . ДА - гиперссылка)
- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)
- Почему эти слова подошли для проверки?
Запись в тетрадь проверочного слова.
СЛАЙД 11
Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и с ударной гласной).
Открываем учебник на странице 95.
Читаем правило.
V. Моделирование алгоритма
Дети в группах составляют модель алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.
СЛАЙД 12
1. Определяю часть слова;
2. Слышу в корне безударный гласный;
3. Ставлю его под ударение;
4. Под ударением слышу звук;
5. Пишу ту же гласную в корне слова.
(Сравнение со слайдом)
VI. Закрепление изученного
Работа с нетбуками.
СЛАЙД 13
Вставь пропущенные буквы в кроссворд. Какие слова получились? Какое из этих слов нельзя проверить? Почему?
В |
||||||
Д |
Р |
З |
Д |
Ы |
||
Р |
||||||
С |
К |
В |
Р |
Ц |
Ы |
|
Б |
||||||
К |
Л |
С |
Т |
Ы |
||
Й |
(Нельзя проверить слово ВОРОБЕЙ, так как это слово для запоминания из словарика). Сверим со слайдом.
Выполним упражнение №141 стр 93.
СЛАЙД 14
В помощь детям, можно представить таблицу:
Способы проверки безударных гласных в корне слова
Изменяю слово |
Подбираю однокоренное слово |
1. Один - много волна - волны 2. Много - один паруса - парус 3. По вопросу: Где? моря - в море Что делал? - Что делает? писал - пишет |
1. Большой - маленький ковёр - коврик 2. Маленький - большой площадка - площадь 3. Назови ласково: зима - зимушка 4. Какой? - Что? зелёный - зелень 5. Что делал? - Что? плясал - пляска |
VII. Итог урока
- Какое правило нам помог изучить Знаток?
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?
- Зачем нужно знать и помнить это правило?
- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?
Закрепим тему урока проверочным тестом № 27 на нетбуке.
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке сами.
- Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило -
- Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях -
- Тот, кому было что-то непонятно на уроке -
IX. Домашнее задание
СЛАЙД 15
Смайлик прощается с вами и хочет проверить, как вы усвоили новое правило. Запишите задание и поработайте над ним дома.
КОРМУШКА, СТОЛОВАЯ
Подбери несколько однокоренных слов к этим словам, найди и подчеркни среди них проверочные, а кто захочет, составьте предложения о птицах зимой, используя эти слова.
Правописание безударных гласных в корне слова (2 класс)
№
|
Этап урока |
Время |
1 |
Организационный момент |
1 мин |
2 |
Актуализация знаний |
5 мин |
3 |
Самоопределение к деятельности |
4 мин |
4 |
Постановка учебной задачи |
3 мин |
5 |
Поиск решения проблемы |
10 мин |
6 |
Моделирование алгоритма |
4 мин |
7 |
Закрепление изученного |
8 мин |
8 |
Итог урока, рефлексия |
3 мин |
9 |
Домашнее задание |
2 мин |
Этап |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
1 |
Приветствуют учителя, акцентируют внимание, настраиваются на работу. |
Приветствует учеников, настраивает детей на работу |
2 |
Вспоминают материал прошлых уроков, из биографии А.С.Пушкина. Проверка д.з. |
Контролирует правильность ответов, ставит вопросы.Учащиеся оценивают учащихся, читавших стихи. |
3 |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель. |
Задаёт вопросы, ставит проблему, корректирует формулировку темы и цели урока. Сообщения учащихся. |
4 |
Идёт восприятие новых знаний. Учащиеся прослушивают аудиозапись стихотворения «Зимний вечер». |
Учитель готовит учащихся к прослушиванию. |
5 |
Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель. |
Контролирует и корректирует ответы детей, проводит подготовку к чтению стихотворения. Проводит словарную работу, работу над трудными словами. |
6 |
Коллективно и индивидуально отрабатывают прочтение стихотворения, коллективно анализируют, составление плана,
|
Следит за ходом мыслей детей, задаёт вопросы, корректирует ответы детей, подключает в работу всех учеников. |
7 |
Учащиеся работают над изобразительно-выразительными
|
Контролирует работу учащихся, оказывает помощь. |
8 |
Отвечают на вопросы учителя в ходе обобщающей беседы. |
Контролирует и корректирует ответы детей, проводит, к какому типу относится стихотворение. |
9 |
Учащиеся прослушивают романс. |
Знакомит учащихся со стихотворением в музыкальной обработке. |
10 |
Проговариваю, что узнали нового на уроке, дают оценку своей работе.
|
Задаёт вопросы, выставляет оценки, благодарит за работу.
|
ПРИМЕЧАНИЕ: Материал из 6 раздела (закрепление изученного) может быть сокращён в зависимости от работоспособности класса.