Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова". 2-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, Безударные гласные в корне слова


СЛАЙД 1-2

Цель:

  • Провести наблюдения над соответствием гласного звука и буквы в ударном слоге и возможным несоответствием гласного звука и буквы в безударном слоге; научитесь определять безударный гласный звук в корне слов; научитесь умению подбирать проверочное слово для написания гласной в безударном слоге.
  • Научитесь использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне слова.

Ход урока

I. Организационный момент

Презентация

СЛАЙД 3

- Сегодня урок необычный. К нам на урок пришел Смайлик и принёс нам новое правило. Нам предстоит много работать, поэтому сядем правильно, спину держим ровно, тетрадь положите перед собой, учебник на уголок стола. Повторяйте за мной:

Я сегодня молодец
На уроке удалец
Все я знаю, все скажу
Все красиво напишу.

Число. Классная работа. Минутка чистописания.

II. Актуализация знаний

III. Орфографическая минутка

Бурундуки - мален_кие лесные ж_ тели. Они л_бят яг_ды, плоды ш_повника.

- Вставьте пропущенные буквы. (С объяснением)

- Выпишите слово «лесные», подберите к нему однокоренные слова. Выделите корень в словах.

III. Самоопределение к деятельности

- Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

- Какие звуки слышите на месте гласных букв в слове «лесные».

СЛАЙД 4

Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся.

Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.

СЛАЙД 5

В первый столбик выпиши слова с ударением в корне слова, а во второй столбик слова, в которых ударение в других частях слова.

Гроза, море, цветы, мостик, земля, поле, мясной, зимушка.

(Дети выполняют работу самостоятельно с проверкой по слайду).

Оцените работу.

- К какому столбику было легче подобрать слова?

IV. Постановка учебной задачи

Отправь ракеты к своим планетам.

А
О
Я
И
Е
В . лна
В . теро
Л . сток
П . руса
Гр . да

Дети предлагают свои варианты ответы, однако их надо подвести к тому, что просто так вставить букву в слово нельзя, НУЖНО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАКИМ-ТО ПРАВИЛОМ.

- В какой части слова находится пропущенная буква? (В корне)

- Пропущенная буква ударная или безударная? (Безударная)

- Какова цель нашего урока? (Научиться писать слова с безударными гласными в корне слова)

IV. Поиск решения проблемы

- Напишите название ракет в тетрадь друг под другом, оставляя на месте безударных гласных "окошки".

- Выдели части слова, в которых пропущена буква?

- Какие безударные гласные в корне слова нужно проверять? (А или О, И или Е или Я)

- Почему их следует проверять? (Звук и буква могут не совпадают)

- Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударными гласными в корне слова? (Нужно проверять слова)

- Давайте разберёмся каким должно быть проверочное слово.

СЛАЙД 6

(нажимаем на слово В .ТЕРОК гиперссылка)

- Выбери из данных слов слово, которым можно проверить слово В . терок: ветрище, ветерочек, ветреный. Объясни почему? (Ветреный - так как гласный под ударением, произносится отчётливо и находится в той же части слова - в корне)

- Значит на планету с какой буквой полетит ракета "В . терок"? (На планету с буквой Е)

Запись в тетрадь проверочного слова.

СЛАЙД 7

(Нажимаем на слово В . ЛНЫ - гиперссыдка)

- Подбери однокоренные слова к слову В . лна? (Волны, волновой)

- Каким из них будешь проверять слово В . лна? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

СЛАЙД 8

(Нажимаем на слово П . РУСА - гиперссылка)

- Подбери однокоренные слова к слову П . руса? (Парусник, парус, парусный)

- Все ли слова подойдут для проверки? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

СЛАЙД 9

(Нажимаем на слово Л . СТОК - гиперссылка)

- Подбери однокоренные слова к слову Л . сток? (Лист, листва, лиственный, листья)

- Какие из этих слов подойдут для проверки? Почему?

Запись в тетрадь проверочного слова.

СЛАЙД 10

(Нажимаем на слово ГР . ДА - гиперссылка)

- Подбери проверочные слова к слову Гр . да? (Грядка, гряды, грядочка)

- Почему эти слова подошли для проверки?

Запись в тетрадь проверочного слова.

СЛАЙД 11

Давайте вместе попробуем сформулировать правило проверки безударных гласных в корне слова. (Чтобы правильно написать безударные гласные буквы А О И Е Я в корне слова, надо подобрать проверочное слово с тем же корнем и с ударной гласной).

Открываем учебник на странице 95.

Читаем правило.

V. Моделирование алгоритма

Дети в группах составляют модель алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.

СЛАЙД 12

1. Определяю часть слова;
2. Слышу в корне безударный гласный;
3. Ставлю его под ударение;
4. Под ударением слышу звук;
5. Пишу ту же гласную в корне слова.
(Сравнение со слайдом)

VI. Закрепление изученного

Работа с нетбуками.

СЛАЙД 13

Вставь пропущенные буквы в кроссворд. Какие слова получились? Какое из этих слов нельзя проверить? Почему?

В

Д

Р

З

Д

Ы

Р

С

К

В

Р

Ц

Ы

Б

К

Л

С

Т

Ы

Й

(Нельзя проверить слово ВОРОБЕЙ, так как это слово для запоминания из словарика). Сверим со слайдом.

Выполним упражнение №141 стр 93.

СЛАЙД 14

В помощь детям, можно представить таблицу:

Способы проверки безударных гласных в корне слова

Изменяю слово

Подбираю однокоренное слово

1. Один - много

волна - волны

2. Много - один

паруса - парус

3. По вопросу:

Где? моря - в море

Что делал? - Что делает?

писал - пишет

1. Большой - маленький

ковёр - коврик

2. Маленький - большой

площадка - площадь

3. Назови ласково:

зима - зимушка

4. Какой? - Что?

зелёный - зелень

5. Что делал? - Что?

плясал - пляска

VII. Итог урока

- Какое правило нам помог изучить Знаток?

- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударным гласным в корне?

- Зачем нужно знать и помнить это правило?

- Какие способы проверки безударных гласных в корне слова вы запомнили?

Закрепим тему урока проверочным тестом № 27 на нетбуке.

VIII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке сами.

  • Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило -
  • Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях -
  • Тот, кому было что-то непонятно на уроке -

IX. Домашнее задание

СЛАЙД 15

Смайлик прощается с вами и хочет проверить, как вы усвоили новое правило. Запишите задание и поработайте над ним дома.

КОРМУШКА, СТОЛОВАЯ

Подбери несколько однокоренных слов к этим словам, найди и подчеркни среди них проверочные, а кто захочет, составьте предложения о птицах зимой, используя эти слова.

Правописание безударных гласных в корне слова (2 класс)

Этап урока

Время

1

Организационный момент

1 мин

2

Актуализация знаний

5 мин

3

Самоопределение к деятельности

4 мин

4

Постановка учебной задачи

3 мин

5

Поиск решения проблемы

10 мин

6

Моделирование алгоритма

4 мин

7

Закрепление изученного

8 мин

8

Итог урока, рефлексия

3 мин

9

Домашнее задание

2 мин

Этап

Деятельность ученика

Деятельность учителя

1

Приветствуют учителя, акцентируют внимание, настраиваются на работу.

Приветствует учеников, настраивает детей на работу

2

Вспоминают материал прошлых уроков, из биографии А.С.Пушкина. Проверка д.з.

Контролирует правильность ответов, ставит вопросы.Учащиеся оценивают учащихся, читавших стихи.

3

Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель.

Задаёт вопросы, ставит проблему, корректирует формулировку темы и цели урока. Сообщения учащихся.

4

Идёт восприятие новых знаний. Учащиеся прослушивают аудиозапись стихотворения «Зимний вечер».

Учитель готовит учащихся к прослушиванию.

5

Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему и цель.

Контролирует и корректирует ответы детей, проводит подготовку к чтению стихотворения. Проводит словарную работу, работу над трудными словами.

6

Коллективно и индивидуально отрабатывают прочтение стихотворения, коллективно анализируют, составление плана,
идёт работа над содержанием поэтапно.

Следит за ходом мыслей детей, задаёт вопросы, корректирует ответы детей, подключает в работу всех учеников.

7

Учащиеся работают над изобразительно-выразительными
средствами языка .Составляют партитуру стихотворения, работают над интонацией, паузами. Работа в группах и парах.

Контролирует работу учащихся, оказывает помощь.

8

Отвечают на вопросы учителя в ходе обобщающей беседы.

Контролирует и корректирует ответы детей, проводит, к какому типу относится стихотворение.

9

Учащиеся прослушивают романс.

Знакомит учащихся со стихотворением в музыкальной обработке.

10

Проговариваю, что узнали нового на уроке, дают оценку своей работе.
Открывают дневники, делают записи.

Задаёт вопросы, выставляет оценки, благодарит за работу.
Следит, чтобы все сделали записи в дневники.

ПРИМЕЧАНИЕ: Материал из 6 раздела (закрепление изученного) может быть сокращён в зависимости от работоспособности класса.