Класс: 2.
УМК «Школа России».
Предмет: окружающий мир с элементами решения задач.
Цель: формировать нравственные качества у учащихся.
Задачи:
Предметные:
- научить детей пользоваться вежливыми словами; расширить понятие детей о культуре поведения;
- привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом.
Личностные: способность к самооценке учебной деятельности, развитие мотивов учебной деятельности, способность детей выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения.
Метапредметные:
Познавательные.
- Умение строить рассуждение по теме урока.
- Умение использовать источники информации для поиска ответов на вопросы.
Регулятивные:
- Умение определять цели и задачи усвоения новых знаний; понимать и принимать учебную задачу.
- Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работы на уроке, объективно относиться к своим успехам, неуспехам.
Коммуникативные:
- Умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы.
- Умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, презентация, карточки.
Мотивационно-целевой этап
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Доброе утро. Урок окружающего мира с элементами решения проектных задач. (Слайд 1) Сегодня на уроке каждый из вас получит отметку в конце урока, в течение урока вы будете заполнять лист оценивания, работая в группе.
Лист оценивания
|
||||
Имя ученика |
Работа в тетради |
Задача 1 |
Задача 2 |
Итого |
Детям предлагается кроссворд для коллективного разгадывания. (Слайд 2-3)
1. Приветствие при встрече со взрослым. (здравствуйте)
2. Слово, которым следует попросить прощения у взрослых. (простите)
3. Каким словом можно заменить слово «спасибо». (благодарю)
4. Какое слово вежливый человек добавляет к просьбе. (пожалуйста)
5. Толкнув нечаянно товарищей, следует сказать…. (извините)
6. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы …(Спасибо)
- Назовите все эти слова, одним словом? Как можно их объединить? (Слайд 4) (Вежливые слова)
Скажите мне тему сегодняшнего урока. (Вежливые слова)
Давайте определим цель нашей работы:
- вспомнить - вежливые слова;
- научиться - правильно использовать вежливые слова в различных ситуациях.
Учитель предлагает поднять руку, если согласны с утверждением.
- Верно ли утверждение, что вежливые слова делятся на группы?
- Верно ли, что их можно еще назвать волшебными?
- Верно ли, что вежливые слова относятся к культуре поведения?
- Верно ли, что вежливые слова нужны не всем людям. Главное вести себя спокойно и хорошо. (Слайд 5) Ответы детей разные, проблема.
Ориентировочный этап
- Где найдем ответы на наши вопросы? (учебник, друг, учитель….)
Поисково-исследовательский этап
Работа с учебником с. 53.
Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи. Получился ли разговор вежливым и понятным? (Дети читают вслух по ролям в паре.
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. Не следует говорить слишком долго.
Схема разговора:
- "Алло";
- Приветствие;
- Представление;
- Объяснение цели своего звонка - собственно разговор;
- Благодарность;
- Прощание. (Слайд 6)
Вежливые люди употребляют только вежливые слова? Вежливые люди еще совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение "странным".
Давайте прочитаем рассказ попугая Ильи "Странный папа". (Читает учитель)
- Как вы объясните "странное" поведение папы? (Папа - вежливый, культурный человек)
- Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому считает поведение папы странным.)
- Чему бы мальчики могли поучиться у папы? (Если мужчина встречает в дверях женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам. Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь по ступенькам. Мужчина должен помочь женщине нести тяжелые вещи или сумки.)
Что такое культура поведения?
Физкультминутка
Музыкальная
Практический этап
Работа в тетрадях стр. 34 задание 2. Самостоятельно
- Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер,
- Слова прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.
- Слова просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.
- Слова благодарности: благодарю, спасибо
- Слова извинения: простите, извините.
- Слова пожеланий: будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Карточка со словами помощниками: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, до свидания, до скорой встречи, прощайте, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, благодарю, спасибо, простите, извините, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Проверка фронтально (Слайд 7)
Работа в группах
1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Мальчик допустил четыре ошибки. Ответьте, какие это ошибки? (Мальчику не следовало кричать, а спокойно спросить: «Который час?». После ответа сказать «спасибо», забыл сказать «пожалуйста».
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст одного мальчика 8 лет, а другому 11 лет. (Дорогу уступит тот, кто вежливее).
3. Лене надо было срочно обратиться к учителю, а та разговаривала с другой учительницей. Она подбежала к учительнице и сказала: «Тамара Фёдоровна ….» Что бы вы посоветовали Лене?
4. В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестер? (2 сестры)
5. У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей в семье? (4)
Папа и сын, дедушка и внук, сын и папа. Сколько всего человек? (3)
6. Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?
Вставьте пропущенные слова (работа в группе).
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: "Садитесь …". Женщина очень вежливо поблагодарила Вову "…". Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал "…". Когда он переходил улицу, то увидел старушку. Он помог ей перейти перекресток и старушка ему сказала "…". В театре он встретил знакомого и приветствовал его словами: "…". Когда Вова возвращался домой, к нему подошла девочка и спросила: "Мальчик, скажи "…", как можно пройти на площадь Победы? А когда Вова ей сказал, она поблагодарила его "…".
Проверка коллективно (слайд 8)
Рефлексивно-оценочный этап
- давайте вернемся к цели урока, которую мы с вами поставили в начале урока.
- выполнили мы с вами цель нашего урока?
- где вам пригодятся знания, которые вы сегодня получили?
- подведем итог урока.
Резюме.
- оказывается, что…
- я понял, что…
- я узнал, что ..
Ученики оценивают друг друга. Проставляем оценки в дневник.
Запишем домашнее задание.
Эмоциональное состояние детей проверяю с помощью цветных карандашей (зеленый - отличное настроение, желтый - нормальное, красный - плохое).
(Слайд 9)
Спасибо за урок.
Лист оценивания |
||||
Имя ученика |
Работа в тетради |
Задача 1 |
Задача 2 |
Итого |