Одной из задач развития российского образования является поиск подходов к обеспечению баланса между федеральной, региональной и местной составляющей системы общего образования. В аспекте требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на всех уровнях общего образования значительное место отводится региональному компоненту образования. Включение регионального компонента в содержание школьных предметов обеспечивает защиту и развитие культурных традиций и особенностей региона, сохранение единого образовательного пространства России.
Основной целью данной деятельности является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углубленные знания о нём. Всё это лучше воспринимается учащимися через краеведческую работу. Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, даёт необходимые для жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности. Главное - суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, помочь ученику развить любознательность, толерантность, умение быть коммуникабельным.
Для реализации практической части изучения истории Саратовского Поволжья в рабочих программах и календарно-тематическом планировании по истории выделяется несколько часов, куда я вставляю темы по изучению родного края в определённый отрезок времени.
При переходе на новую линейную структуру исторического образования педагоги могут ориентироваться на следующую схему.
Этапы изучения истории Саратовского Поволжья в 5-10 классах
- 5 класс: Народы и государства на территории Саратовского Поволжья в древности.
- 6 класс: Саратовское Поволжье в V-XV вв.
- 7 класс: Саратовское Поволжье в XVI-XVII вв.
- 8 класс: Саратовское Поволжье в XVIII вв.
- 9 класс: Саратовское Поволжье в XIX в.
- 10 класс: Саратовское Поволжье в ХХ - начале XXI в. В годы революции и гражданской войны. Саратовское Поволжье в годы Великой Отечественной войны.
На уроках, посвященных изучению родного края, отводится больше времени самостоятельной работе учащихся, индивидуальному и групповому выполнению творческих заданий по изучаемой теме. Т.к. в основе таких занятий анализ, сравнение, обоснование своей точки зрения.
Результаты педагогической деятельности по использованию регионального компонента на уроках истории:
- накопление методических материалов и использование их в работе;
- написание творческих и научных работ;
- заинтересованность учащихся в изучении регионального компонента;
- воспитание гражданственности, любви к родному краю;
- бережное отношения к прошлому Саратовского Поволжья, его истории.
Данная методическая работа будет продолжена путем корректирования, совершенствования.