Методическая разработка мастер-класса "Приёмы повышения мотивации учащихся"

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: мотивация к обучению


Цель мастер-класса: предложить универсальные практические подходы к работе с текстом, способные заинтересовать даже самого пассивного ученика.

Задачи:

  • создание условий для профессионального общения, обмена опытом;
  • совместная отработка методических приёмов, способствующих повышению мотивации учащихся;
  • повышение уровня профессионального мастерства участников.

Данный мастер-класс может проводиться как без участия учащихся, так и с отдельной группой детей для педагогической аудитории.

Основная демонстрационная часть

Закройте глаза и представьте, что вы очутились в необычном, новом для вас месте: старинный дом с белыми колоннами, розовый сад, шелест листвы. Вот промелькнул силуэт белокурой женщины. Это прачка Татьяна. Двор же метёт мрачный богатырь Герасим…

Конечно, вы узнали по этому краткому описанию героев тургеневского рассказа «Муму». Современные же дети с трудом осознают необходимость чтения, они испытывают сложности в осмыслении не только научного, но и художественного текста, поэтому цель данного мастер-класса - предложить некоторые универсальные практические подходы к работе с текстом, способные вовлечь в совместную деятельность даже самого пассивного ученика.

Во вступлении я использовала элемент театрализации, который с успехом можно применять на любом уроке на этапе организации восприятия и осмысления новой информации. Это очень интересный и результативный приём, который повышает мотивацию, позволяет ученикам почувствовать себя уверенней, стать частью мира литературного произведения, выбрать для себя роль в спектакле под названием «Урок».

Продемонстрирую, как работает ещё один переосмысленный мной приём, который даёт возможность учащимся активно включиться в деятельность.

«Фантастическая добавка»

Приём подразумевает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду, при этом реальность дополняется элементами фантастики.

Между участниками фокус-группы путём жеребьёвки распределяются роли: Герасим, Муму, барыня, каморка Герасима, И.С.Тургенев. Затем им предлагается отрывок из рассказа для чтения и творческого пересказа от лица доставшегося им персонажа.

И.С.Тургенев. «Муму». (Фрагмент)

Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. <…> Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.

Так, рутинная проверка домашнего задания превращается в интересную форму работы с учениками, которая ещё и развивает умение строить речевое высказывание, выражать свои мысли, формирует положительную самооценку, способствует повышению читательской грамотности.

«Реклама»

Приём основывается на составлении текстов рекламного характера по теме урока (возможно использование иллюстраций). «Рекламная пауза» на уроке сделает процесс обучения увлекательным. (Участникам фокус-группы предстоит составить рекламный текст по рассказу «Муму», нарисовать постер или обложку книги, придумать слоган.)

Этот приём активизирует мыслительную деятельность, позволяет лучше запоминать и анализировать учебный материал, формирует метапредметные компетенции, а также даёт возможность получить опыт публичного выступления.

Задание: нарисуйте обложку для книги И.С.Тургенева «Муму». Прокомментируйте свою работу.

«Письмо по кругу»

У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Данный приём можно использовать на этапе рефлексии, в том числе для обмена опыта с участниками мастер-класса. Например, можно попросить поделиться своими профессиональными находками, приёмами повышения мотивации на уроке.

«ПОПС-формула»

В современных жизненных реалиях очень важно помочь ребёнку научиться свободно излагать свои мысли, в этом мне помогает «ПОПС-формула». Это универсальный способ осуществления обратной связи на уроке и организации рефлексии, метод индивидуального контроля качества усвоения знаний.

  • «П» - позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение.
  • «О» - обоснование, объяснение своей позиции. Здесь необходимо привести все возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение.
  • «П» - примеры. Для наглядности и подтверждения понимания своих слов необходимо привести факты, причем их должно быть не менее трех. Данный пункт раскрывает умения учащихся доказать правоту своей позиции на практике.
  • «С» - следствие (суждение или умозаключение). Этот блок является итоговым, он содержит ваши окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию.

Одному из участников фокус-группы предлагается подвести итоги мастер-класса, используя ПОПС-формулу. Значимость приёма состоит в том, что он позволяет в сжатой форме выразить свои соображения по той или иной теме и сделать это очень быстро.

Разумеется, существует множество приёмов, способствующих активизации внимания, повышению мотивации. Сегодня я показала возможности лишь некоторых из них, но есть ещё один мой личный секретный приём: каждый раз, когда я вхожу в класс, я помню о том, что я тоже ученик, готовый учиться у своих воспитанников. Это действительно мотивирует!