Планируемы результаты освоения
В результате освоении программы кружка «В мире книг» формируются следующие:
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Осознавать значимость чтения для личного развития;
- Формировать потребность в систематическом чтении;
- Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
- Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
Основное содержание курса внеурочной деятельности
Содержание учебной программы
2 класс (34 ч)
Книга, здравствуй (3 ч)
- Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
- Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой.
- Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей - любитель чтения (2 ч)
- Библиотека. Библиотечный формуляр.
- Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
- Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я - библиотекарь».
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
- Библиотечный урок «Дети - герои детских книг». Выставка книг.
- Книги-сборники В.Осеевой, Е.Пермяка, В.Драгунского, Н.Носова и других детских писателей.
- Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В.Железникова «Таня и Юсник» или В.Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
- Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
- Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
- Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
- Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора.
- Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
- Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
- Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч)
- Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
- Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
- Герои сказок. Викторина.
- Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях (4 ч)
- Книги-сборники о детях и для детей (В.Осеева, Н.Носов, С.Михалков и др.). Книги о животных (В.Бианки, Э.Шим, Г.Скребицкий, Н.Сладков и др.).
- Книги-сборники стихотворений для детей (Я.Аким, С.Маршак, С.Михалков, А.Барто).
Старые добрые сказки (5 ч)
- Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
- Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
- Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.).
- Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
- Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
- Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
- Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье»,
- «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
- Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
- Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
- Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
- Работа с книгой А.Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
- Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг (2 ч)
- Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
- Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
- Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Основные виды учебной деятельности:
- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
- заполнять каталожную карточку;
- систематизировать книги по авторской принадлежности;
- составлять список прочитанных книг;
- выделять особенности учебной книги;
- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру
Содержание программы третьего года обучения 3 класс (34 ч)
История книги. Библиотеки (4 ч)
- Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
- Библия. Детская библия (разные издания).
- Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
- Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
- Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра
- «Обслужи одноклассников».
- Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (4 ч)
- Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С.Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
- Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А.Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
- Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
- Книги-сборники басен И.Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
- Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев.
- Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н.Толстого. Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
- Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
- Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
- Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н.Толстого для детей (3 ч)
- Книги Л.Н.Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н.Толстого» и сборник «Для детей».
- Составление таблицы жанров произведений Л.Н.Толстого (работа в группах).
- Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н.Толстого», «Сказки в обработке Л.Н.Толстого».
Животные - герои детской литературы (4 ч)
- Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
- Читальный зал: работа с книгой А.Куприна «Ю-ю» или Дж.Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
- Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема
- «Жизнь животных».
- Художники-оформители книг о животных.
- Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети - герои книг (3 ч)
- Книги о детях (Л.Пантелеев, А.Гайдар, В.Драгунский и др.).
- Книга-произведение А.Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л.Пантелеева «Честное слово».
- Литературная игра «Кто они, мои сверстники - герои книг?».
- По страницам книги В.Железникова «Жизнь и приключения чудака». Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
- Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
- Книги зарубежных писателей (Ц.Топелиус, Дж.Лондон, Э.Сетон-Томпсон, Дж.Чиарди).
- Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
- Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
- Книга Л.Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение,
- обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
- Аннотация. Каталожная карточка.
- Работа в читальном зале. Книга В.Железникова «Девушка в военном».
- Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
- Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
- История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
- Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка». Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
- Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей.
- Сбор информации о Л.Н.Толстом и Х.К.Андерсене. Библиографические справочники.
- Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Основные виды учебной деятельности:
- работать с книгой-сборником басен И.Крылова;
- сравнивать басни по структуре и сюжету;
- выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
- собирать информацию для библиографической справки об авторе;
- составлять таблицу жанров произведений писателя;
- выполнять поисковую работу по проекту;
- презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
- готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
- находить по каталогу нужную книгу;
- заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
- писать отзыв о книге или героях книги;
- пользоваться библиографическим справочником;
- рассматривать и читать детские газеты и журналы;
- находить нужную информацию в газетах и журналах;
- собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
- готовить материал для классной и школьной газеты;
- пользоваться электронными газетами и журналами.
Содержание программы четвёртого года обучения 4 класс (34 часа)
Страницы старины седой (4 ч)
- Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг.
- Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги.
- Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого.
- Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
- Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын».
- Экскурсия в типографию или книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
- Сборники произведений фольклора.
- Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля».
- Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море».
- Сбор дополнительной информации о героях России и оформление постера (стенда) с собранными материалами.
- Книга С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.Суворове (справочники, энциклопедии).
- Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках».
- Сбор дополнительной информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
- Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т.д. Выставка книг.
- Работа с системным каталогом.
- Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (4 ч)
- Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина, В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина. Фольклорные корни сказок.
- Час читателя. Сказка сказок П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».
- Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).
- Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
- Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).
- Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника.
- Книги-сборники «Басни И.Крылова», «Легенды и сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов».
- Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с
- «бродячими» сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
- Дети - герои книг Н.Гарина-Михайловского, К.Станюковича, Х.К.Андерсена, Марка Твена, В.Гюго, А.Гайдара, Е.Ильиной и др. Выставка книг.
- Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А.Рыбакова, В.Крапивина, К.Булычёва,
- А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
- Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
- «Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
- Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?».
- Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
- Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова, И.Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
- Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
- Очерки С.Михалкова «Слово о Крылове», К.Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
- Воспоминания Л.Н.Толстого, А.Куприна «Воспоминания об А.П.Чехове». Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (3 ч)
- Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
- Книги о животных. Э.Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
- Час читателя: знакомство с книгой В.Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги».
- Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Основные виды учебной деятельности:
- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
- различать виды и типы книг;
- писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
- знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
- выполнять роль библиотекаря - выдавать книги и заполнять формуляры;
- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);
- работать с детскими газетами и журналами.