Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена в соответствии с
- Законом «Об образовании в РФ» (ФЗ РФ от 29.12.2012 года №273).
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897.
- Основной общеобразовательной программой МКОУ Аннинской СОШ №6.
Программа и составленное тематическое планирование рассчитаны на 0,25 часа в неделю (9 часов в год).
Цели программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области технического творчества и моделирования.
- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению.
- Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
Среди форм организации внеурочных занятий в данном курсе выделяются: практикум; урок-консультация; урок-ролевая игра; урок-соревнование; выставка; урок проверки и коррекции знаний и умений, защита проектов.
Изучение курса «Развитие инженерного мышления» способствует решению следующих задач:
обучающие:
- способствовать формированию знаний, умений и навыков в области технического конструи- рования и моделирования;
- познакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, пневматика, источники энергии, управление электромоторами, зубчатые передачи, инженерные графические среды проектирования и др.);
- способствовать формированию навыка проведения исследования явлений и простейших закономерностей;
- способствовать повышению мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.
развивающие:
- способствовать формированию и развитию познавательной потребности в освоении физических знаний;
- развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;
- развивать пространственное воображение учащихся;
- создать условия для развития поисковой активности, исследовательского мышления учащихся.
воспитательные:
- способствовать развитию коммуникативной культуры;
- формировать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;
- формировать навык работы в группе;
- способствовать созданию творческой атмосферы сотрудничества, обеспечивающей развитие личности, социализацию и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Содержание программы
Раздел 1. Материалы и инструменты
Теория. Понятие о конструировании. Сборочный конвейер. Основные понятия конструирования. Элементы конструирования. Изобретения, изменившие жизнь.
Практика. Изготовление модели робота по образцу и шаблонам. Работа по изготовлению в несколько этапов.
Раздел 2. Конструирование из плоских и объемных деталей
Теория. Закрепление знаний технологических процессов. Способы и типы соединения деталей.
Практика. Конструирование из картона плоских моделей техники. Конструирование из нетрадиционного материала. (10 часов - 5 занятий)
Теория. Беседа "Бросовый материал и его волшебные превращения"
Практика. Изготовление по собственному замыслу роботов, легковых машин, грузовых машин, космических кораблей, гоночных автомобилей, весов, пачки из коробок разных форм и размеров и спичечных коробков, металлических и пластмассовых банок и бутылок, полиэтиленовых пробок, кусков про волоки, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д.
Раздел 3. Механическая игрушка
Теория. Механика на моделях. Передающие и исполняющие механизмы. Их взаимодействие и назначение. Понятие о машинах и двигателях. Монтаж механических устройств. Методика изготовления шпилек-заклепок для подвижного соединения.
Практика. Конструирование подвижной игрушки с использованием механики. Конструирование простейших макетов и моделей с попыткой самостоятельного планирования предстоящих деталей. Экскурсии. Развитие политехнических представлений и расширение политехнического кругозора. Стимулирование интереса к конструкциям технических объектов. Конкурс на лучшую техническую игрушку, выполненную в течение года.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
«Развитие инженерного мышления»
Личностные
У учащегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа для занятий техническим творчеством и моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам технического творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности творческой деятельности;
учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости технической творческой деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности творческой деятельности;
Предметные
учащийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Метапредметные
учащийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения технической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
учащийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для технического творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
Тематическое планирование
№
|
Разделы программы |
Количество часов |
1. |
Материалы и инструменты |
1 |
2. |
Конструирование из плоских и объемных деталей |
4 |
3. |
Механическая игрушка |
4 |
Календарно-тематическое поурочное планирование
№
|
Название темы |
Количество часов |
Материалы и инструменты |
||
1 |
Материалы и инструменты |
1 |
Конструирование из плоских и объемных деталей |
||
2 |
Рычажные механизмы |
1 |
3 |
Рычажные механизмы |
1 |
4 |
Кривошипные механизмы |
1 |
5 |
Кривошипные механизмы |
1 |
Механическая игрушка |
||
6 |
Механизмы с гидравлическими приводами |
1 |
7 |
Механизмы с гидравлическими приводами |
1 |
8 |
Телескопические механизмы |
1 |
9 |
Пневматические машины |
1 |
Список использованной литературы
- Галатонова Т.Е. Стань инженером. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых. Издательство: Книготорговая компания «Галактика», 2019.
- Материалы серии мастер-классов «Формирование инженерного мышления» http://ito.36edu.ru/Pages/WorkshopEngineer