Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие инженерного мышления» с использованием оборудования центра «Точка роста» для 5–6-х классов

Разделы: Физика, Технология

Классы: 5, 6


Пояснительная записка

Рабочая программа, составлена в соответствии с

  1. Законом «Об образовании в РФ» (ФЗ РФ от 29.12.2012 года №273).
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897.
  3. Основной общеобразовательной программой МКОУ Аннинской СОШ №6.

Программа и составленное тематическое планирование рассчитаны на 0,25 часа в неделю (9 часов в год).

Цели программы:

  • Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области технического творчества и моделирования.
  • Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению.
  • Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.

Среди форм организации внеурочных занятий в данном курсе выделяются: практикум; урок-консультация; урок-ролевая игра; урок-соревнование; выставка; урок проверки и коррекции знаний и умений, защита проектов.

Изучение курса «Развитие инженерного мышления» способствует решению следующих задач:

обучающие:

  • способствовать формированию знаний, умений и навыков в области технического конструи- рования и моделирования;
  • познакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, пневматика, источники энергии, управление электромоторами, зубчатые передачи, инженерные графические среды проектирования и др.);
  • способствовать формированию навыка проведения исследования явлений и простейших закономерностей;
  • способствовать повышению мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.

развивающие:

  • способствовать формированию и развитию познавательной потребности в освоении физических знаний;
  • развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;
  • развивать пространственное воображение учащихся;
  • создать условия для развития поисковой активности, исследовательского мышления учащихся.

воспитательные:

  • способствовать развитию коммуникативной культуры;
  • формировать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;
  • формировать навык работы в группе;
  • способствовать созданию творческой атмосферы сотрудничества, обеспечивающей развитие личности, социализацию и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Содержание программы

Раздел 1. Материалы и инструменты

Теория. Понятие о конструировании. Сборочный конвейер. Основные понятия конструирования. Элементы конструирования. Изобретения, изменившие жизнь.

Практика. Изготовление модели робота по образцу и шаблонам. Работа по изготовлению в несколько этапов.

Раздел 2. Конструирование из плоских и объемных деталей

Теория. Закрепление знаний технологических процессов. Способы и типы соединения деталей.

Практика. Конструирование из картона плоских моделей техники. Конструирование из нетрадиционного материала. (10 часов - 5 занятий)

Теория. Беседа "Бросовый материал и его волшебные превращения"

Практика. Изготовление по собственному замыслу роботов, легковых машин, грузовых машин, космических кораблей, гоночных автомобилей, весов, пачки из коробок разных форм и размеров и спичечных коробков, металлических и пластмассовых банок и бутылок, полиэтиленовых пробок, кусков про волоки, исписанных стержней, карандашей без грифеля и т.д.

Раздел 3. Механическая игрушка

Теория. Механика на моделях. Передающие и исполняющие механизмы. Их взаимодействие и назначение. Понятие о машинах и двигателях. Монтаж механических устройств. Методика изготовления шпилек-заклепок для подвижного соединения.

Практика. Конструирование подвижной игрушки с использованием механики. Конструирование простейших макетов и моделей с попыткой самостоятельного планирования предстоящих деталей. Экскурсии. Развитие политехнических представлений и расширение политехнического кругозора. Стимулирование интереса к конструкциям технических объектов. Конкурс на лучшую техническую игрушку, выполненную в течение года.

Планируемые результаты освоения учащимися программы

«Развитие инженерного мышления»

Личностные

У учащегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа для занятий техническим творчеством и моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам технического творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимания причин успешности творческой деятельности;

учащийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости технической творческой деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности творческой деятельности;

Предметные

учащийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

учащийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

учащийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Метапредметные

учащийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения технической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

учащийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для технического творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;

Тематическое планирование

Разделы программы

Количество часов

1.

Материалы и инструменты

1

2.

Конструирование из плоских и объемных деталей

4

3.

Механическая игрушка

4

Календарно-тематическое поурочное планирование

Название темы

Количество часов

Материалы и инструменты

1

Материалы и инструменты

1

Конструирование из плоских и объемных деталей

2

Рычажные механизмы

1

3

Рычажные механизмы

1

4

Кривошипные механизмы

1

5

Кривошипные механизмы

1

Механическая игрушка

6

Механизмы с гидравлическими приводами

1

7

Механизмы с гидравлическими приводами

1

8

Телескопические механизмы

1

9

Пневматические машины

1

Список использованной литературы

  1. Галатонова Т.Е. Стань инженером. Книга по техническому творчеству для детей и взрослых. Издательство: Книготорговая компания «Галактика», 2019.
  2. Материалы серии мастер-классов «Формирование инженерного мышления» http://ito.36edu.ru/Pages/WorkshopEngineer