Привлечение родителей в образовательный процесс детского сада с помощью дистанционных форм взаимодействия

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


Привлечение родителей к участию в работе детского сада сегодня остается одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что родители являются главными социальными заказчиками для детского сада, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Многие родители считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория мам и пап, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома - просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Уровень психолого-педагогической компетентности родителей не всегда позволяет на практике реализовать воспитательный потенциал по отношению к своим детям. У большинства родителей просто нет времени на общение с педагогами! Но все педагоги знают, что от воспитательных возможностей семьи зависит результативность процесса воспитания каждого ребенка, в конечном счете, от этого зависит будущее всего нашего общества. Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Мы это почувствовали, когда во время долгого периода пандемии по covid дошкольные учреждения и семья вообще были закрыты друг для друга!

Мир постоянно усложняется, не хватает времени для живого человеческого общения. Педагоги нашего детского сада решили найти такие пути взаимодействия, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга. Поэтому нам педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел родителей.

Значимым направлением в нашей работе с семьей стал поиск таких эффективных форм привлечения родителей к деятельности детского сада, которые бы содействовали решению следующих задач:

  • Приобщить родителей к жизни детского сада;
  • Объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития ребенка;
  • Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом, семейными традициями;
  • Привлечь родителей к активному участию в деятельности детского сада через организацию интересных форм работы;
  • Вызвать интерес к обмену культурными традициями, устоями отдельных семей;
  • Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.

В период пандемии отличным способом общения педагогов и родителей стали закрытые группы в ВК. Через эту форму воспитатели организовывали консультации и видеопрактикумы для родителей и детей, размещали объявления, фото и видео о проводимых мероприятиях в детском саду или в своей группе, предлагали информацию по педагогическому просвещению родителей. Даже конкурсные мероприятия проводили. Мы заметили, что в такой дистанционной форме есть свои плюсы - родители активнее обращают на нас внимание! Значит, это работает! Стали искать интересные дистанционные формы взаимодействия, решили попробовать следующие:

  • Акция - это действие, предпринимаемое для достижения какой-нибудь цели (словарь Ожегова). Социальные акции с дошкольниками - это эффективные формы, которые направлены на развитие нравственных и личностных качеств дошкольников. Дистанционно с родителями проведены и стали успешными Акции «Покормите птиц зимой», «Засветись!», «Подари улыбку», «Триколор».
  • Батл - это танцевальное соревнование, состязание, образовано от англ. существительного «battle», то есть «битва» (источник: https://orfographia.ru/batl-ili-battl-kak-pravilno). Так как батл это своего рода соревнование, то фотобатл это соревнование - у кого самая лучшая фотография, победитель выбирается по итогу голосования. С большим успехом у нас прошли фото- и видеобатлы «Мы любим спорт!», «Счастливы вместе!», «Выходной с папой».
  • Флешмо́б - заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговорённые действия, сценарий (википедия).

Дистанционные флеш-мобы «Мы помним, мы гордимся!», «Собираем урожай», «Сказка приходит в твой дом!» обеспечили возможность привлечения большого числа семей и просто зрителей.

Конкурсы семейных видеолайфхаков

  • Лайфхак - это любой трюк, короткий путь, навык или новый метод, повышающий производительность и эффективность во всех сферах жизни (википедия).
  • Большое воспитательное значение в трудовом воспитании дошкольников несли в себе видеолайфхаки родителей: «Помогаю маме и папе», «Готовим вместе - самый простой рецепт», «Я сам!». Многие родители смогли поделиться своим опытом в вопросах трудового воспитания своих детей, почерпнуть знания у других..
  • Творческие семейные конкурсы «Минута славы с мамой», «Летим в космос!», «Читаем стихи Агнии Барто», «Новогодняя игрушка» и др. позволили чаще устраивать в семье минутки совместного творчества родителей и детей. Это очень важно для дошколят!

Челлендж - жанр интернет-роликов, в которых блогер выполняет задание на видеокамеру и размещает его в сети, а затем предлагает повторить это задание своему знакомому или неограниченному кругу пользователей (википедия). Родители активно откликались для участия в трудовом челлендже «Делай как мы!» (организация апрельских субботников). Планируем организовать челлендж «Гимнастика для мозга» - совместное выполнение детьми и родителями упражнений с нейротренажерами, на координацию движений.

Дистанционные игры-викторины «Самый внимательный», «Волшебница Зима», «Зимние истории», «Знаю все профессии» и др. Такая форма познавательной деятельности очень интересна и детям, и родителям. А также очень удобна - в любое свободное время родители с детьми могут участвовать в таких играх, показывать свои знания и творческие находки, а также посмотреть у других.

Конечно, сейчас мы вновь отдаем предпочтение очным формам взаимодействия, всегда рады пригласить родителей в детский сад и на собрания в их традиционной форме, и на практикумы и мастер-классы, и на совместные праздники, конкурсы, игровые программы и субботники, на «встречи с интересными людьми» и т.д.

Но современность диктует свои правила. Мы поняли, что дистанционные формы могут также нести в себе большую пользу, которую нужно обязательно использовать. Пусть активных участников в этих мероприятиях не так много. Очень много пока еще «пассивных» зрителей, но с помощью «дистанки» они не просто зрители! Увидев материал, несомненно, у каждого родителя откладывается информация, происходит анализ своего «родительского поведения», появляются вопросы и желание найти на них ответы.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразных форм работы, в том числе и дистанционных, дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками мероприятий и помощниками воспитателя.