Простые и интересные речевые игры. Играем каждый день в любом месте, в любое время

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Чем же так полезны речевые игры?

Они стимулируют познавательную активность ребёнка, активизируют мышление, обогащают словарный запас, закрепляют правильное произношение звуков, развивают внимание и память, улучшают коммуникативные навыки.

В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Начинать лучше в 2-3 года, когда в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними - и интерес к произношению слов.

Если ребенку трудно без привычных опорных картинок, то можно сделать мини-игру и поместить в обклеенный спичечный коробок. (рис.1 и рис.2)

Положите ее ребенку в кармашек. Такие «секретики» детям очень нравятся.

Вот несколько вариантов речевых игр с «пустыми ладошками».

«Где находится твой дом?»

(расширяем словарь за счет использования наречий и предлогов (около, возле, перед, позади, слева, справа, между) при описании местоположения дома)

Ход игры

Начинает игру взрослый. «Построили в городе новую улицу. Сначала на ней появились одинаковые жилые дома и тебе предложили переехать в один из таких домов. Но как их отличить друг от друга? И ты решил озеленить новую улицу, посадить возле своего дома разные деревья. А мне очень хочется посмотреть, как ты устроился на новом месте. Как же найти дом, в котором ты живешь? Скажи, пожалуйста, что растет около твоего дома? Ребенок полным предложением отвечает : «Около моего дома растет высокая елка» Слева или справа от твоего дома растет елка? (полный ответ ребенка) Что находится рядом с елкой? (полный ответ ребенка)А около твоего дома есть магазин? Магазин находится за твоим домом или перед твоим домом(полный ответ ребенка) и т.д.Улица стала красивой на ней между домами растут разные деревья и кусты, стоят скамейки. Спасибо теперь я легко найду твой дом.

«Переезд»

(Научить детей различать предметы , сходные по назначению и похожие внешне, запомнить их названия, активизировать в речи соответствующие слова)

Ход игры

Взрослый рассказывает: "Мы получили новую квартиру. Надо собрать все вещи и упаковать их для переезда. Сначала я буду упаковывать посуду. Ты мне будешь помогать. Называй мне только ту вещь, которую я назову. Будь внимателен, многие вещи внешне похожи, не перепутай, например, кружку с чашкой, чайник с кофейником. Например :" Перчатки - ребенок отвечает "варежки", шуба - отвечает "зимнее пальто", платье- ребенок отвечает "сарафан", ранец - ребенок отвечает "портфель" и т.д.

«Найди части к целому»

(развиваем понимание отношений целое и его части, расширяем словарный запас за счет названий частей знакомых предметов,)

Ход игры

Взрослый перечисляет части к тому или иному предмету, а ребенок угадывает, от какого предмета эти части. Говорит: «Это части корабля» или « это части чайника» и т.д. Или наоборот, взрослый называет части целого. Например: «спинка, сидение, подлокотники, ножки», а ребенок отгадывает: «Это части кресла»

«Ателье»

Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимнее - осеннее, летнее - весеннее), активизировать в речи детей прилагательные: полосатая, шелковая, клетчатая, ситцевое, шерстяная, байковое, тонкая, гладкая, блестящая, шероховатая. Научить связано описывать предмет.

Ход игры

Взрослый: "Я пришла в ателье ,чтобы сделать заказ на пошив разной одежды. Ты - работник ателье и должен предложить мне ткань для того изделия, которое я буду заказывать. Задавай мне вопросы, а я буду выбирать, какого фасона будет мой наряд, например: "Для вашего зимнего пальто подойдет шерстяная ткань. Она толстая, шероховатая, темно-зеленая. Какие будут манжеты на рукавах? (ответ) Какого фасона будет воротник у вашего пальто? (ответ) Какие будут карманы - накладные или прорезные? Какие вы хотите пуговицы? и т.д. Затем играющие меняются местами.

Играйте с удовольствием и развивайте речь!