Урок русского языка в 3-м классе "Личные местоимения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, местоимение, личные местоимения


Цель: познакомиться с понятием «личные местоимения», научиться распознавать местоимения в речи и на письме, развивать умения в определении лица и числа местоимений, рода местоимений 3-его лица единственного числа.

Формируемые УУД:

  • познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
  • регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
  • личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, таблица «Личные местоимения».

Раздаточный материал: карточки с тестами для рефлексии, карточки «смайлы».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Записать старинную русскую пословицу и объяснить ее смысл.

Доброе дело само себя хвалит.

2. Выполнение словарной работы.

Гв_здика, с_рень, р_машка, с_лома, р_бина, б_рёза.

3. Составить и записать предложение с одним из этих слов

III. Самоопределение к деятельности

Учитель: Определите о какой новой части речи говорится в этом стихотворении.>

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

- Определите тему урока. Ученики формулируют тему урока.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с правилом. С.92 в учебнике.

Местоимение - это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения.

Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит.

Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.

Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят.>

2. Учитель: Как вы думаете, почему эти местоимения являются личными?

- Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.

3. Учитель: Послушайте стихотворение. (Работа на интерактивной доске).

Ай да Я!

Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква «я» -
Буква,
Слог,
Морфема,
Слово!
(А.Шибаев)

4. Письменное выполнение упр. 157, с.93.

5. Учитель: Отгадайте загадки. Какие слова скрываются за местоимениями?

а)

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны.

б)

Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт.

в)

Из-за тебя бью себя.
Из-за себя бью тебя,
А прольётся кровь моя.

6. Работа по таблице на интерактивной доске.

Личные местоимения

Число

1-е лицо

2-лицо

3-лицо

Единственное

я

ты

он, она, оно

Множественное

мы

вы

они

7. Упр.158, с.93.

8. Правило.

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:

  • он (мужской род)>
  • она (женский род)>
  • оно (средний род)

Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются (для всех родов - они).

V. Музыкальная физкульминутка «Танцуем сидя»

(Звучит аудиозапись)

VI. Закрепление материала

1. Упр.161, с.95

2. Найдите в пословицах местоимения.

а) Где блин, тут и мы.

б) Заяц уж сед, навидался он бед.

в) Беда бабе с мешком, что не ходит он пешком.

3. А сейчас сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.

- В тетрадь запишите только местоимения, которые спрятались в ответе.

Загадка первая. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?

Ученики: Заяц. Это местоимение я.

Загадка вторая. К какому местоимению надо прибавить слог ло, чтобы получился неодушевлённый предмет?

Ученики: Мыло. Местоимение мы.

А теперь самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог мы.

Ученики: Вымыты. Местоимения вы, мы, ты.

Запись в тетрадях: я, мы, вы, ты.

VII. Рефлексия

ТЕСТ

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Местоимение - это:

а) часть речи, которая служит для обозначения признаков предмета;

б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество), но указывает на него;

в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.

Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро, ты, она.

3. Соедини линиями в правильном порядке.

Ты, вы

1-е лицо

Он, она, они

2-е лицо

Я, мы

3-е лицо

4. Напиши, к какому лицу относится каждое местоимение.

1) Я (______) люблю делать уроки.

2) Скажите, вы (______) хотите мороженого?

3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (______) вот-вот лопнут.

5. Подчеркни в предложении местоимение.

Когда дети нашли в лесу целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.

Объясни свой выбор, дописав фразу.

«Подчёркнутое слово является местоимением, потому что оно ______________».

VIII. Подведение итогов урока

1. Что вы узнали о местоимении?

2. Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?

3. Как изменяются местоимения ?

- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек ,,Смайлы")

Домашнее задание: выучить правило, с.92, 94; выполнить упр.166, с.97.