Цель: познакомиться с понятием «личные местоимения», научиться распознавать местоимения в речи и на письме, развивать умения в определении лица и числа местоимений, рода местоимений 3-его лица единственного числа.
Формируемые УУД:
- познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- коммуникативные - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действия партнёра;
- регулятивные - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор на основе социальных и личностных целей.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, таблица «Личные местоимения».
Раздаточный материал: карточки с тестами для рефлексии, карточки «смайлы».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Записать старинную русскую пословицу и объяснить ее смысл.
Доброе дело само себя хвалит.
2. Выполнение словарной работы.
Гв_здика, с_рень, р_машка, с_лома, р_бина, б_рёза.
3. Составить и записать предложение с одним из этих слов
III. Самоопределение к деятельности
Учитель: Определите о какой новой части речи говорится в этом стихотворении.>
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
- Определите тему урока. Ученики формулируют тему урока.
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство с правилом. С.92 в учебнике.
Местоимение - это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они - это личные местоимения.
Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит.
Местоимения ты, вы указывают на того, к кому обращаются с речью.
Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят.>
2. Учитель: Как вы думаете, почему эти местоимения являются личными?
- Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи.
3. Учитель: Послушайте стихотворение. (Работа на интерактивной доске).
Ай да Я!
Всем на свете буква «Я»
Доложить готова:
- А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква «я» -
Буква,
Слог,
Морфема,
Слово!
(А.Шибаев)
4. Письменное выполнение упр. 157, с.93.
5. Учитель: Отгадайте загадки. Какие слова скрываются за местоимениями?
а)
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны.
б)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт.
в)
Из-за тебя бью себя.
Из-за себя бью тебя,
А прольётся кровь моя.
6. Работа по таблице на интерактивной доске.
Личные местоимения
Число |
1-е лицо |
2-лицо |
3-лицо |
Единственное |
я |
ты |
он, она, оно |
Множественное |
мы |
вы |
они |
7. Упр.158, с.93.
8. Правило.
Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам:
- он (мужской род)>
- она (женский род)>
- оно (средний род)
Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются (для всех родов - они).
V. Музыкальная физкульминутка «Танцуем сидя»
(Звучит аудиозапись)
VI. Закрепление материала
1. Упр.161, с.95
2. Найдите в пословицах местоимения.
а) Где блин, тут и мы.
б) Заяц уж сед, навидался он бед.
в) Беда бабе с мешком, что не ходит он пешком.
3. А сейчас сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.
- В тетрадь запишите только местоимения, которые спрятались в ответе.
Загадка первая. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?
Ученики: Заяц. Это местоимение я.
Загадка вторая. К какому местоимению надо прибавить слог ло, чтобы получился неодушевлённый предмет?
Ученики: Мыло. Местоимение мы.
А теперь самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог мы.
Ученики: Вымыты. Местоимения вы, мы, ты.
Запись в тетрадях: я, мы, вы, ты.
VII. Рефлексия
ТЕСТ
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Местоимение - это:
а) часть речи, которая служит для обозначения признаков предмета;
б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество), но указывает на него;
в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.
2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.
Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро, ты, она.
3. Соедини линиями в правильном порядке.
Ты, вы |
1-е лицо |
Он, она, они |
2-е лицо |
Я, мы |
3-е лицо |
4. Напиши, к какому лицу относится каждое местоимение.
1) Я (______) люблю делать уроки.
2) Скажите, вы (______) хотите мороженого?
3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (______) вот-вот лопнут.
5. Подчеркни в предложении местоимение.
Когда дети нашли в лесу целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.
Объясни свой выбор, дописав фразу.
«Подчёркнутое слово является местоимением, потому что оно ______________».
VIII. Подведение итогов урока
1. Что вы узнали о местоимении?
2. Какую роль в нашей речи выполняют местоимения?
3. Как изменяются местоимения ?
- Оцените свою работу на уроке. (Показ карточек ,,Смайлы")
Домашнее задание: выучить правило, с.92, 94; выполнить упр.166, с.97.