Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Цель обучения в современных образовательных учреждениях состоит не только в накоплении знаний, но и в формировании исследовательских навыков, развитии умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию и презентовать ее.
Одной из современных форм обучения, позволяющих реализовать озвученные цели, является занятие - проект.
Что же такое проект?
Проект - это самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная учащимся под руководством педагога, то есть деятельность учащегося от идеи до полного завершения.
Сегодня на занятии мы с вами выполним проект «Лекарственные комнатные растения», в ходе которого нами будет создан мини-альбом «Зеленая аптека на подоконнике».
I этап проекта: Постановка проблемы
Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они - наши самые верные и близкие друзья и защитники. Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или собранными в лесу. Но многие и не подозревают, что такие привычные "цветочки в горшочках" тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством.
Это не только общеизвестные алоэ, каланхоэ или герань, целебными свойствами обладают многие комнатные растения от плюща и традесканции, украшающие едва ли не каждую квартиру, до экзотического цитрусового или оливкового деревца. Достоинства комнатной "аптеки" очевидны - это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире, по уверениям цветоводов, гораздо благоприятнее, чем при отсутствии домашнего "садика".
Что же позволяет использовать обычные комнатные растения в качестве лекарственных средств, давайте попробуем сформулировать проблемный вопрос нашего проекта.
Какие лекарственные свойства есть у комнатных растений и как их применяет человек?
Для решения проблемного вопроса нам надо решить следующие задачи:
- Познакомиться с некоторыми комнатными растениями, обладающими лекарственными свойствами и узнать, какие особенности есть у этих растений и применение их человеком в лечебных целях.
- Оформить результаты исследования в виде мини - альбома «Зеленая аптека на подоконнике» и в каждой группе высадить одно лекарственное комнатное растение.
II этап: Организационный
Переходим ко второму этапу проекта - планирование (организационный). Что бы выполнить поставленные задачи, разобьёмся на 5 групп. И так, каждая группа попытается самостоятельно найти свой ответ на вопрос «Какие лекарственные свойства есть у комнатных растений и как их применяет человек?». (Заранее, примерно за неделю, детям задается задание - они должны собрать материал про лекарственные комнатные растения).
Капитан из каждой группы подходит ко мне и выбирает название двух комнатных растений обладающих лечебными целями (участники выбирают листочки с названиями 2-х растений, по желанию).
Переходим к третьему этапу.
III этап: Поисково-исследовательский
У нас есть несколько станций: «Станция Информационная» и «Станция Цветочная». Информация о комнатных растениях, обладающих лекарственными свойствами, находятся в разбросанном виде в «Станции Информационная». Вы выбираете название, фото, краткую характеристику, лекарственные свойства и интересные факты «Ваших растений». Пользуясь этим материалом каждой группе нужно создать по две странички нашего мини-альбома. У вас на столах лежит белый картон, клей и ножницы.
Переходим к 4 этапу.
IV этап: Оформление результата работы
Скомпонуйте вырезанный материал на листе картона в виде странички для мини-альбома. Далее вы переходите на «Станцию Цветочная». Там есть горшки, керамзит, саженец одного из Ваших растений и указатель растения. Вы высаживаете это растение в горшки, крепите к горшку указатель. Далее выбираете участника группы, который представит полученный материал.
Переходим к 5 этапу.
V этап: Презентация проекта
Кто готов представить свою страничку? Прошу вас выступить.
Выступления (Презентация мини-альбома сопровождается чтением и демонстрацией собранного материала.) Приложение 1.
Рефлексия
Закончите фразы:
- я познакомился с ...
- было непросто ...
- я добился ...
- у меня получилось ...
- хотелось бы ...
- я попробую…
- мне запомнилось ...
На ваших столах лежат Смайлики, но пока без эмоций. Вам нужно дорисовать рот смайлика в зависимости от вашего настроения: улыбку - если у Вас гармоничное, комфортное состояние, ровную линию - спокойное и ровное, грустный - тревожное состояние. А сейчас поднимите Ваши смайлики.
Заключение
Что нового мы узнали на занятии? Вам понравился наш мини-альбом? Полученную работу в дальнейшем можно использовать в оформлении кабинета или стенда, а также использовать на внеурочных занятиях по программе «Занимательная ботаника», и на экскурсиях по зимнему саду.
Сегодня на занятии мы с вами реализовали учебный проект в условиях образовательного учреждения.
По масштабу: - групповой.
Цели организации работы в группе:
1. Создание учебной мотивации;
2. Пробуждение у учащихся познавательного интереса;
3. Развитие стремления к успеху и одобрению;
4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими учащимися.
По времени: - краткосрочный.
По содержанию: - предметный.
По доминирующей деятельности: - информационный проект.
Использование проектов на занятиях позволяет овладеть поисково-исследовательскими навыками, учит ребят умению общаться, слушать и слышать друг друга, умению работать в команде, самостоятельности, даёт навыки публичных выступлений.
Благодарю за внимание!
Далее учителя сами готовят сборы из лечебных трав.