Мастер-класс «Зеленая аптека на подоконнике»

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Мастер-класс предназначен для педагогических работников, заинтересованных в организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Цель обучения в современных образовательных учреждениях состоит не только в накоплении знаний, но и в формировании исследовательских навыков, развитии умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию и презентовать ее.

Одной из современных форм обучения, позволяющих реализовать озвученные цели, является занятие - проект.

Что же такое проект?

Проект - это самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная учащимся под руководством педагога, то есть деятельность учащегося от идеи до полного завершения.

Сегодня на занятии мы с вами выполним проект «Лекарственные комнатные растения», в ходе которого нами будет создан мини-альбом «Зеленая аптека на подоконнике».

I этап проекта: Постановка проблемы

Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они - наши самые верные и близкие друзья и защитники. Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или собранными в лесу. Но многие и не подозревают, что такие привычные "цветочки в горшочках" тоже могут быть не только украшением, но и прекрасным лекарством.

Это не только общеизвестные алоэ, каланхоэ или герань, целебными свойствами обладают многие комнатные растения от плюща и традесканции, украшающие едва ли не каждую квартиру, до экзотического цитрусового или оливкового деревца. Достоинства комнатной "аптеки" очевидны - это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире, по уверениям цветоводов, гораздо благоприятнее, чем при отсутствии домашнего "садика".

Что же позволяет использовать обычные комнатные растения в качестве лекарственных средств, давайте попробуем сформулировать проблемный вопрос нашего проекта.

Какие лекарственные свойства есть у комнатных растений и как их применяет человек?

Для решения проблемного вопроса нам надо решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с некоторыми комнатными растениями, обладающими лекарственными свойствами и узнать, какие особенности есть у этих растений и применение их человеком в лечебных целях.
  2. Оформить результаты исследования в виде мини - альбома «Зеленая аптека на подоконнике» и в каждой группе высадить одно лекарственное комнатное растение.

II этап: Организационный

Переходим ко второму этапу проекта - планирование (организационный). Что бы выполнить поставленные задачи, разобьёмся на 5 групп. И так, каждая группа попытается самостоятельно найти свой ответ на вопрос «Какие лекарственные свойства есть у комнатных растений и как их применяет человек?». (Заранее, примерно за неделю, детям задается задание - они должны собрать материал про лекарственные комнатные растения).

Капитан из каждой группы подходит ко мне и выбирает название двух комнатных растений обладающих лечебными целями (участники выбирают листочки с названиями 2-х растений, по желанию).

Переходим к третьему этапу.

III этап: Поисково-исследовательский

У нас есть несколько станций: «Станция Информационная» и «Станция Цветочная». Информация о комнатных растениях, обладающих лекарственными свойствами, находятся в разбросанном виде в «Станции Информационная». Вы выбираете название, фото, краткую характеристику, лекарственные свойства и интересные факты «Ваших растений». Пользуясь этим материалом каждой группе нужно создать по две странички нашего мини-альбома. У вас на столах лежит белый картон, клей и ножницы.

Переходим к 4 этапу.

IV этап: Оформление результата работы

Скомпонуйте вырезанный материал на листе картона в виде странички для мини-альбома. Далее вы переходите на «Станцию Цветочная». Там есть горшки, керамзит, саженец одного из Ваших растений и указатель растения. Вы высаживаете это растение в горшки, крепите к горшку указатель. Далее выбираете участника группы, который представит полученный материал.

Переходим к 5 этапу.

V этап: Презентация проекта

Кто готов представить свою страничку? Прошу вас выступить.

Выступления (Презентация мини-альбома сопровождается чтением и демонстрацией собранного материала.) Приложение 1.

Рефлексия

Закончите фразы:

  • я познакомился с ...
  • было непросто ...
  • я добился ...
  • у меня получилось ...
  • хотелось бы ...
  • я попробую…
  • мне запомнилось ...

На ваших столах лежат Смайлики, но пока без эмоций. Вам нужно дорисовать рот смайлика в зависимости от вашего настроения: улыбку - если у Вас гармоничное, комфортное состояние, ровную линию - спокойное и ровное, грустный - тревожное состояние. А сейчас поднимите Ваши смайлики.

Заключение

Что нового мы узнали на занятии? Вам понравился наш мини-альбом? Полученную работу в дальнейшем можно использовать в оформлении кабинета или стенда, а также использовать на внеурочных занятиях по программе «Занимательная ботаника», и на экскурсиях по зимнему саду.

Сегодня на занятии мы с вами реализовали учебный проект в условиях образовательного учреждения.

По масштабу: - групповой.

Цели организации работы в группе:

1. Создание учебной мотивации;
2. Пробуждение у учащихся познавательного интереса;
3. Развитие стремления к успеху и одобрению;
4. Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;
5. Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
6. Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими учащимися.

По времени: - краткосрочный.

По содержанию: - предметный.

По доминирующей деятельности: - информационный проект.

Использование проектов на занятиях позволяет овладеть поисково-исследовательскими навыками, учит ребят умению общаться, слушать и слышать друг друга, умению работать в команде, самостоятельности, даёт навыки публичных выступлений.

Благодарю за внимание!

Далее учителя сами готовят сборы из лечебных трав.