Все любят праздники, особенно дети. А еще приятнее, если на таком мероприятии можно поделиться своими успехами и достижениями. Ежегодно, совместно с учителем-логопедом, мы проводим вечер досуга "Праздник чистой речи". Дети приглашают родителей, воспитателей ясельных групп, это своеобразный выпускной, только по речевому развитию. Вашему вниманию мы предлагаем сценарий данного мероприятия.
Дети под музыку входят в зал и встают полукругом.
В.:
Посмотрите сколько света,
И улыбок и гостей!
Это добрая примета.
Значит праздник у дверей!
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить.
Смеяться, плакать, но при всём при этом
ДОЛЖНЫ МЫ ЧЁТКО И КРАСИВО ГОВОРИТЬ!
В: Ребята! Для чего нужно правильно говорить? Ответы детей: (Что бы общаться друг с другом, с другими людьми, понимать дуг друга).
Ведущий. Да, красивую речь приятно слушать…
Ребенок 1:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо
Ясно, четко говорим.
Ребенок 2:
У нас во рту живёт язык,
К словам знакомым он привык.
Легко сказать ему: вода,
Утёнок, небо, нет и да.
Но пусть он скажет: черепаха.
Не задрожит ли он от страха?
Дети: Черепаха.
В.:
Пусть повторит за мной язык
Такое слово: боровик.
Дети: Боровик.
В.:
А теперь наш язычок
Скажет: чики-чики-чок.
Дети: Чики-чики-чок.
В.: Скажем вместе: ча-ча-ча - на столе стоит свеча.
Дети: Ча-ча-ча - на столе стоит свеча.
В.: Так же быстро: жу-жу-жу - я по лужам не хожу.
Дети: Жу-жу-жу - я по лужам не хожу.
В.: Молодцы, ребята. Ваши язычки дружно работали. А давайте послушаем, как работают язычки у ваших родителей. (Дети садятся на стулья)
Конкурс скороговорок с родителями.
Скороговорки:
- Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.
- Клара у Вали играет на рояле.
- Королева кавалеру подарила каравеллу.
- Скоро мы все скороговорки выскороговорим.
Итак, разминка закончена. Я предлагаю вам поиграть в игру, в которой вам понадобится не только умение быстро и четко произносить слова, но и быть внимательным, и хорошенько запоминать.
Игра «Покупки бабушки»
- Купила бабушка себе курочку. 2р
Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.
- Купила бабушка себе уточку. 2 р
Уточка: тю-тю-тю-тю,
Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.
- Купила бабушка себе индюшонка. 2 р.
Индюшонок: фалды-балды,
Уточка: тю-тю-тю-тю,
Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.
- Купила бабушка себе кисоньку. 2 р.
А кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: фалды-балды,
Уточка: тю-тю-тю-тю,
Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.
- Купила бабушка себе собачонку. 2р.
Собачонка: авки-авки,
А кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: фалды-балды,
Уточка: тю-тю-тю-тю,
Курочка по зернышку: кудах-тах-тах.
- Купила бабушка себе поросенка. 2 р.
Поросенок: хрюки-хрюки,
Собачонка: авки-авки,
А кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: фалды-балды,
Уточка: тю-тю-тю-тю,
Курочка по зернышкам: кудах-тах-тах.
- Купила бабушка себе коровенку. 2 р.
Коровенка: муки-муки,
Поросенок: хрюки-хрюки,
Собачонка: авки-авки,
А кисонька: мяу-мяу,
Индюшонок: фалды-балды,
Уточка: тю-тю-тю-тю,
Курочка по зернышкам: кудах-тах-тах.
- Купила бабушка себе телевизор. 2 р.
Телевизор: время, факты,
Диктор: ша-ля-ля-ля-ля.
Курочка по зернышкам: кудах-тах-тах.
Пока идет игра, незаметно входит Домовенок Кузя и укладывается спать рядом с открытой книгой.
В.: Ой, ребята, мы тут расшумелись, а посмотрите-ка, Домовенок Кузя там спит. Наверное, он видит какой-нибудь сон? Как вы думаете, что ему снится? Посмотрите, он спит на раскрытой книге. Наверное, он читал сказку и уснул. Может ему снится какая-то сказка?
Звучит музыка. Забегает Баба Яга, танцует, затем листает метлой книгу и убегает.
Ведущий берет книгу.
В.: Всё перепутано, ничего не понять. А вот на этой странице что-то есть. Шкашка «Телемок». «Штоит в поле телемок-телемок, он не нижок не вышок - невышок». Ничего не понимаю! Ребята, вы что-нибудь поняли? Кто знает эту сказку и поможет ее исправить?
Просыпается Домовенок Кузя
Домовенок Кузя: Мне приснился интересный сон про Бабу Ягу. Будто она пришла сюда, перепутала мне все в сказке. Но вы, ребята, не бойтесь. Ведь она приходит только во сне или в сказке. Давайте я вам лучше песню спою. (Поёт песню, искажая звуки. Песня «Детский сад»)
Ой, что это со мной?!
Выбегает Баба Яга.
Баба Яга: Хи-хи-хи, так тебе и надо (дразнит Домвенка Кузю)
Домовенок Кузя: Оказывается Баба Яга есть на самом деле! Что же мне теперь делать?
В.: Не переживай Домовенок Кузя. Ребята исправили все в твоей книге и тебе помогут. Давайте споем песню. Может Баба Яга, послушав ее станет добрее и исправится.
Встают полукругом. Песня «Детский сад».Дети садятся на стулья.
Баба Яга: И совсем я не собираюсь исправляться. Но у вас тут весело, и я, пожалуй, останусь!
Домовенок Кузя: Исправляться ты не собираешься? Значит, мне придется всю жизнь шепелявить?
Баба Яга: Да! (Дразнит Домовенка Кузю)
В.: Давайте сделаем так. Домовенок Кузя, мы обещали тебе помочь? Сейчас мы загадаем загадку. И если ты, Баба Яга, не сможешь ее разгадать, тогда тебе придется вернуть Домовенку правильную речь и уйти в свою сказку.
Баба Яга: Давайте, давайте! Я все загадки знаю. Все равно отгадаю.
В.: Хорошо. Баба Яга, ты должна будешь отгадать, кто художник картины. Ребята, слушайте внимательно. Я скажу фразу, а вы должны будете повторить ударный слог последнего слова и запомнить их попорядку.
Черный ворон на дубу, он играет во тру (БУ).
От дождя блестит кора, вдалеке видна го (РА).
Нелегко туда пройти, мост разрушен на пу (ТИ).
В замке светится окно, а в горах уже тем (НО)
Превосходная картина! Кто художник? …
(На каждый слог выбирается ребенок. Баба Яга не может отгадать загадку.)
Баба Яга, ты не отгадала загадку, уходи в свою сказку.
Баба Яга: Не уйду, не хочу.
В.: Ты же обещала, должна держать свое слово.
Баба Яга: Ладно уйду, только пусть сначала эти дети (которых выбрали на слоги) расскажут мне, как они научились так красиво говорить.
(приглашаются дети)
1. На занятья к логопеду
Аж вприпрыжку я бегу.
Ведь учительнице строгой
Показать язык смогу.2. Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими… язычками.3. Не далеко и не близко,
Не высоко и не низко,
Жили-были звуки
В одной логонауке.4. Поутру они вставали,
Сразу дружно повторяли.
Так весь день они трудились.
Говорить они учились.5. Звук «С» улыбался,
С горочки катался.
Ветерок, дуй холодней,
Выдувай звук «С» скорей! «С-с-с-с!»6. Самолет, совок, сова.
Вот со звуком «С» слова:
Сом, носок, скамья, станок.
Правильно сказать я смог!7. Зайка, зонт, забор, заноза.
Кузнецы, замок, мимоза.
Ваза, азбука, вокзал.
Я звук «З» в словах сказал.8. А теперь сильней подуем,
Звук «Ш» выдуем.
Труды даром не прошли,
Звуки мощные пошли.9. Шапка, шайба, кошка, мышка.
У Наташки кот в штанишках.
Мышеловка, душ, шуметь.
Научился я «шипеть».10. «Л» - наигрался,
И за дело взялся.
Сделал быстренько седло,
И помчался на село.11. Лапа, лампа, булава -
Вот со звуком «Л» слова.
Лодка, лужа, лыжи, слава.
Из вулкана льется лава.12. Рыба, руки, рынок, роза.
Тридцать градусов мороза.
Абажур, картина, рама.
Я «рычать» умею, мама!
Баба Яга хвалит детей и уходит.
Домовенок Кузя: Слава богу! Баба Яга ушла, значит, я могу так же правильно и красиво произносить все звуки, как и вы. Мне так понравились ваши стихи. Я тоже хотел бы почитать вам свои стихи. Только немного подзабыл их. Вы будете мне помогать? (Да)
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих.
Вдруг споткнулся и притих.
Ждет он и вздыхает,
Слова не хватает.
Чтобы снова в добрый путь
Стих потек, как речка,
Помоги ему чуть-чуть -
Подскажи словечко.
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Как ее зовут? (ворона)Самолетик легкий, быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо - (стрекоза)На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (эскимо)Не будильник, а звонит,
Не приемник - говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, (телефон)
Игра с родителями «Расскажу я вам рассказ»
Расскажу я вам рассказ
Полтора десятка раз.
Лишь скажу я слово «ТРИ»,
Приз немедленно бери.Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри…
Рыбешек мелких увидали,
Да не одну, а целых… (пять).Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри
А жди команды: раз, два, (марш).Однажды на вокзале
Мне ТРИ часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не брали,
Когда была возможность брать
В.: Все молодцы! Наш праздник подошел к концу. Ваши язычки справились со всеми трудностями, преодолели все препятствия.
Домовенок Кузя: А я предлагаю всем на радостях пуститься в пляс.
Танец "Разминка".
Праздник завершен.
Список литературы
- Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. М.: Эскимо, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашнияя тетрадь №4 для закрепления произношения звуков Ч, Щ, М: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Домашнияя тетрадь №7 для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Нищева Н.В. Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс, 2010.
- Спивак Е.Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Успенская Л.П. Успенский М.Б. Учись говорить правильно. Сборник речевого материала для логопедических занятий с дошкольниками. М.: «Просвещение», 1973.