Тема урока: «Перестановка слагаемых». 1-й класс

Разделы: Математика

Класс: 1

Ключевые слова: математика, перестановка слагаемых


Предмет: Математика.

Учебник: Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях, М.И.Моро, С.И.Волкова.

Тема: «Перестановка слагаемых»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: помочь учащимся сформировать и осознать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с правилом перестановки слагаемых;
  • научить применять правило перестановки слагаемых на практике;
  • совершенствовать вычислительные навыки при нахождении значения выражения.
  • отрабатывать умения обучающихся в решении задач в 1 действие.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности (через высказывания);
  • развивать логическое мышление (через операции анализа, синтеза;
  • развивать самостоятельность и творческие способности;
  • развивать познавательную активность обучающихся;
  • развивать внимание (через разные виды деятельности);
  • развивать память (оперативную, зрительную, произвольную и др. виды);
  • развивать саморегуляцию (через самоконтроль и самооценку).

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, взаимопомощь;
  • воспитывать интерес к урокам математики.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся в сотрудничестве с учителем и одноклассниками научатся:

  • ставить и решать учебные задачи, делать умозаключения к результатам исследований;
  • сложению с опорой на переместительный закон сложения;
  • выполнять вычисления вида +\ - 1, 2, 3, 4.
  • решать задачи изученных видов.

Методы и формы обучения, применяемые на уроке

  • Технологии: инфомационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, игровые.
  • Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемно-поисковый, самоанализ своей деятельности, моделирование.
  • Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
  • Средства обучения: экран, мультимидийный проектор, презентация. Карточки с заданием, карточки с цифрами, счётный материал, учебник.

Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Самоопределение к деятельности
Организационный момент
Цель: Подготовить учащихся к целенаправленной учебной деятельности.

- Давайте начнём наш урок с пожелания друг другу удачи.
- Сегодня на уроке мы узнаем новое, вспомним изученный материал.
- Давайте покажем друг другу, с каким настроением мы начнём этот урок.

Демонстрируют свою готовность к уроку

Дети
показывают с смайлики с соответствующим настроением.

Личностные: самоопределение регулятивные: целеполагание коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний
Цель: Повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, вспомним изученный материал
1. Начнём с состава чисел
2. Прочитайте каждый пример по-разному.
На доске примеры:
4+5
6+3
5+2
9-2
8-2
7+1
3. После решения примеров ответы покажите с помощью карточек с цифрами, затем проверьте ответы друг у друга

Перед чтением примеров
называют состав чисел.
Читают примеры по-разному.

Ответы детей

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

III. Постановка учебной задачи
Цель: Выявляем затруднения (Почему возникли?)
Стараться включить учащихся в совместную деятельность.

- Отгадайте, что это за зверьки.
Один из них живёт в дупле. Летом и осенью делает запасы на зиму: сушит грибы, собирает орехи. Шубка у него летом серая, а зимой рыжая. Ловко прыгает по деревьям.

Это белка.

Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: формулирование проблемы.

Другой зверёк всю зиму спит в норке, имеет колючую шубку. Это ёжик.
Но пришли они не просто так, а за помощью.
Заспорили они между собой не на шутку. Белка нашла в лесу 4 больших гриба и 3 маленьких. А ёжик нашёл 3 больших гриба и 4 маленьких.
Каждый ученик высказывает своё мнение.
Каждый из зверьков утверждает, что у него грибов больше.
Как вы думаете, кто из них прав?
Ответы детей.
У нас проблема:
Как вы думаете, что нам предстоит сделать?
- Что нужно провести, чтобы разобраться в этой проблеме?
Тогда начнём.
Рассуждения детей
IV. Новый материал
Цель: усвоение учащимися путей, способов, средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность.

Возьмите из своего конверта квадратики.
- Сколько у белочки больших грибов?
Положите перед собой столько же больших квадратов, сколько у белочки больших грибов.

Четыре

Выкладывают квадратики.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
Познавательные:
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности.
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

- Сколько у белочки маленьких грибов? Три
Положите рядом с большими квадратиками столько же маленьких квадратиков, сколько у белочки маленьких грибов. Выкладывают квадратики
- Сколько всего стало грибов у белочки?
- Как найти?
Семь
4 + 3 = 7
Прочитайте выражение, называя компоненты сложения.
Теперь возьмите конверт с треугольниками.
- Сколько у ёжика больших грибов?
Три
Положите столько же больших треугольников, сколько у ёжика больших грибов? Четыре
- Сколько у ёжика маленьких грибов? Три
Положите рядом с большими треугольниками столько же маленьких, сколько у ёжика маленьких грибов. - Сколько всего грибов ёжика?
Как записать выражение?
Прочитайте это выражение.
Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Семь.

3 + 4 = 7

Сравните оба выражения.
- Чем они похожи?
- Чем отличаются?

Одинаковые слагаемые и суммы.
Слагаемые поменялись местами.

- Сможет ли кто-нибудь сформулировать правило? Учащиеся выводят правило.
Молодцы, ребята!
- Теперь мы сможем помочь белочке и ёжику?
Так что же сегодня мы будем делать на уроке?
Ответы детей.

Физминутка

V. Закрепление
Цель: создать условия для проверки понимания материала учащимися

- А теперь давайте закрепим то, что узнали нового.
На доске записаны примеры:
4+1=
1+4=
5+2=
2+5=
6+2=
2+6=

решают примеры объясняют, почему получились одинаковые суммы. Применяют изученное правило

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону.

выполняют задание

Регулятивные: планируют собственную деятельность
Личностные: самоконтроль, самоанализ;

VII. Включение нового знания в систему знаний. Повторение
Цель: организовать работу в парах, в группах, самостоятельную работу.

1. Работа в парах
Вы получили карточки с примерами. Решите примеры, затем поменяйтесь карточками и проверьте задания друг у друга.

выполняют задания и проверяют решения друг у друга.

Регулятивные: контролируют свои действия;
Коммуникативные: развивают умения работать в паре, в команде;
Вносят свой вклад в достижение общих результатов; участвуют в обсуждении.

2. Работа по учебнику.
Работа над задачей
Выполняют самостоятельно.

VIII. Рефлексия деятельности
Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса

- Понравился вам урок?
- Какую задачу ставили?
- Какое новое правило мы открыли на уроке?

Покажите, с каким настроением вы заканчиваете наш урок.

Ответы детей

Показывают смайлики

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия
Личностные: смыслообразование.