Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель занятия: формирование у детей представления о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
Программное содержание:
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
- Формировать у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе как средство развития основ экологической культуры.
- Создать эмоциональный настрой детей, переключить их внимание на предстоящую деятельность.
Активизация словаря: Прозрачная, водоем, фильтр, профильтровать, очищение.
Материалы и оборудование: стакан с чистой водой(кипячёная вода в стаканах) и стакан с грязной водой(по количеству детей и для воспитателя), воронка, ватный диск (по количеству детей и для воспитателя), мультимедиа или интерактивная доска, вырезанные рыбки (медальки), салфетки, ложки (по количеству детей и для воспитателя), в сундучке - бутылка с водой (грязная), музыкальное сопровождение.
Методы и приёмы:
- словесный: худ. слово, беседа, пояснения.
- наглядный: показ слайдов.
- практический: проведение опыта с водой.
Формы и методы совместной деятельности
Детская деятельность
|
Формы и методы организации совместной деятельности |
1.Коммуникативная деятельность |
Беседа, пояснения. |
2.Двигательная деятельность |
физкультминутка |
3.Познавательно-исследовательская деятельность |
Опыт с водой |
4.Самообслуживание и элем. бытов. труд |
Подготовка и уборка рабочего места |
5.Музыкальная деятельность |
Музыкальное сопровождение |
6.Игровая деятельность |
Игровая ситуация |
7.Восприятие худож. литер. и фольклора |
Чтение и слушание |
Логика образовательной деятельности
Деятельность воспитателя
|
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1.Воспитатель: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй солнышко родное!
|
Встают в круг и приветствуют друг друга. | Эмоционально настроились, переключили внимание на предстоящую деятельность. |
Звучит звук моря, на экране мультимедиа появляется картинка с изображением старика с рыбкой в руках (иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто это? Правильно, но у них случилась беда и старик со старухой прислали нам электронное письмо и посылку. Я вам сейчас его зачитаю. |
Рассматривают картинку, называют сказку. | |
2.Послушайте! (Воспитатель зачитывает электронное письмо.)
«Живем мы со старухой у самого синего моря. Забросил я однажды невод в море и вытащил … нет, не «одну тину морскую», а еще ржавые банки, битые бутылки, рваные пластиковые пакеты. |
Слушают письмо. | |
Слайд.
Закинул я невод во второй раз - выловил рваный башмак и изношенную шину. Слайд. В третий раз, как и полагается, попалась мне рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая. Заговорила она человечьим голосом. Слайд. |
Рассматривают слайды. | |
Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою - отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!».
Слайд. Жалко мне стало рыбку, забрал ее домой… Только лучше ей жить на воле, в синем море, а оно грязное…. Помогите нам, ребята, расскажите, что надо сделать, чтобы море снова стало чистым? |
Сформировано представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому. | |
А сейчас я предлагаю вам сесть за столы. Посмотрите, что ещё прислал нам старик со старухой? | Садятся за столы. | |
3. Основная часть
|
Рассматривают бутылку, отвечают на вопросы. | |
Воспитатель: Ребята, как вы думаете это серьезная проблема? Что можно сделать, чтобы море снова стало чистым? Подумаем, как можно помочь природе? Посмотрите на стакан с водой. Какая наша вода?
- Давайте проверим. В оба стакана я положу ложки. Что вы заметили? |
Рассматривают стакан с чистой водой, отвечают на вопросы. | |
- Правильно, в стакане с грязной водой из моря мы плохо видим ложку, а в другом стакане ложку видно хорошо. В этом стакане чистая прозрачная вода.
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? - Чтобы очистить воду, её нужно пропустить через фильтр или профильтровать. Через что нужно пропустить воду, чтобы очистить её? - Правильно, через фильтр. |
Делают выводы. Отвечают на вопросы воспитателя. |
Созданы условия для развития поисковой деятельности, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. |
4. Физкультминутка
- Прежде чем приступить к работе, предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Насос», будем выполнять движения в соответствии с текстом. Встаньте пожалуйста. - А теперь насос включаем (нажимают на живот) Воду из пруда качаем.(руки скользят попеременно вдоль туловища) Влево раз, вправо два - Потекла ручьем вода. (дети сцепляют руки и двигаются в виде ручейка) Один, два, три, четыре, пять - (считают на пальцах) Будем воду очищать. (руки поднимают вверх) |
Встают, выполняют движения по тексту. | |
5. - Молодцы, вы хорошо отдохнули, а теперь можно приступать к работе.
Первым делом надо приготовить фильтр. Для этого в воронку, положим ватный диск, который отфильтрует всю грязь, и будем потихоньку наливать в воронку грязную воду. Посмотрите? Что же произошло? - Вы готовы сами очистить воду, то есть профильтровать. - Сравните полученную воду с чистой водой. Они одинаковые? Мы очистили воду в небольшом количестве (обратить на это внимание). Слайд. |
Наблюдают за воспитателем, отвечают на вопросы.
Фильтруют воду с помощью ватного диска. Отвечают на вопрос. |
|
А чтобы очистить большие водоемы, используют специальную технику.
- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? Слайд. На экране мультимедиа появляется изображения морей, рек и их жителей (животные, птицы). - Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений. |
Рассматривают слайды.
Отвечают на вопросы. |
Сформировано осознанно-правильное отношение к природе как средство развития основ экологической культуры. |
6. Воспитатель подводит детей к столу с карточками
Ребята, старик с золотою рыбкой ждут от нас ответа. Я предлагаю вам составить письмо, используя карточки, которые лежат на столе, их нужно разложить в той последовательности, в которой мы выполняли с вами нашу работу. Слайд. |
Подходят к столу, раскладывают карточки. | |
Ребята, посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы собрали последовательность картинок. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Теперь мы это сфотографируем и отправим письмо старику со старухой. | Смотрят на экран, сравнивают. | |
7. Итог
|
Вспоминают содержание занятия, отвечают на вопросы. |
|