Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Берегите водоемы"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: вода, подготовительная группа


Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель занятия: формирование у детей представления о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

Программное содержание:

Задачи:

  • Развивать поисковую деятельность, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
  • Формировать у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе как средство развития основ экологической культуры.
  • Создать эмоциональный настрой детей, переключить их внимание на предстоящую деятельность.

Активизация словаря: Прозрачная, водоем, фильтр, профильтровать, очищение.

Материалы и оборудование: стакан с чистой водой(кипячёная вода в стаканах) и стакан с грязной водой(по количеству детей и для воспитателя), воронка, ватный диск (по количеству детей и для воспитателя), мультимедиа или интерактивная доска, вырезанные рыбки (медальки), салфетки, ложки (по количеству детей и для воспитателя), в сундучке - бутылка с водой (грязная), музыкальное сопровождение.

Методы и приёмы:

  • словесный: худ. слово, беседа, пояснения.
  • наглядный: показ слайдов.
  • практический: проведение опыта с водой.

Формы и методы совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

1.Коммуникативная деятельность

Беседа, пояснения.

2.Двигательная деятельность

физкультминутка

3.Познавательно-исследовательская деятельность

Опыт с водой

4.Самообслуживание и элем. бытов. труд

Подготовка и уборка рабочего места

5.Музыкальная деятельность

Музыкальное сопровождение

6.Игровая деятельность

Игровая ситуация

7.Восприятие худож. литер. и фольклора

Чтение и слушание

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.Воспитатель: Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Здравствуй солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка - земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй я!
Ребята, посмотрите на экран.

Встают в круг и приветствуют друг друга. Эмоционально настроились, переключили внимание на предстоящую деятельность.
Звучит звук моря, на экране мультимедиа появляется картинка с изображением старика с рыбкой в руках (иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»).
Воспитатель: - Ребята, вы узнали, кто это?
Правильно, но у них случилась беда и старик со старухой прислали нам электронное письмо и посылку. Я вам сейчас его зачитаю.
Рассматривают картинку, называют сказку.
2.Послушайте! (Воспитатель зачитывает электронное письмо.)
«Живем мы со старухой у самого синего моря. Забросил я однажды невод в море и вытащил … нет, не «одну тину морскую», а еще ржавые банки, битые бутылки, рваные пластиковые пакеты.
Слушают письмо.
Слайд.
Закинул я невод во второй раз - выловил рваный башмак и изношенную шину.
Слайд.
В третий раз, как и полагается, попалась мне рыбка. Да не простая, а известное дело, золотая. Заговорила она человечьим голосом.
Слайд.
Рассматривают слайды.
Но вот чудо: не стала просить золотая рыбка, мол, отпусти меня старче, в море. А наоборот, взмолилась: «Только не отпускай меня обратно в морские воды! Лучше кинь в аквариум с чистою водою - отслужу тебе за это любую службу. Не хочу превратиться в рыбку нефтяную, а хочу остаться рыбкой золотою!».
Слайд.
Жалко мне стало рыбку, забрал ее домой… Только лучше ей жить на воле, в синем море, а оно грязное…. Помогите нам, ребята, расскажите, что надо сделать, чтобы море снова стало чистым?
Сформировано представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.
А сейчас я предлагаю вам сесть за столы. Посмотрите, что ещё прислал нам старик со старухой? Садятся за столы.

3. Основная часть
Воспитатель Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, что это?
- Это вода из моря, где жила золотая рыбка. Что вы можете о ней сказать, какая она? достает бутылку с водой (грязная вода)

Рассматривают бутылку, отвечают на вопросы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете это серьезная проблема? Что можно сделать, чтобы море снова стало чистым? Подумаем, как можно помочь природе? Посмотрите на стакан с водой. Какая наша вода?
- Давайте проверим. В оба стакана я положу ложки. Что вы заметили?
Рассматривают стакан с чистой водой, отвечают на вопросы.
- Правильно, в стакане с грязной водой из моря мы плохо видим ложку, а в другом стакане ложку видно хорошо. В этом стакане чистая прозрачная вода.
- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?
- Чтобы очистить воду, её нужно пропустить через фильтр или профильтровать. Через что нужно пропустить воду, чтобы очистить её?
- Правильно, через фильтр.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Созданы условия для развития поисковой деятельности, познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
4. Физкультминутка
- Прежде чем приступить к работе, предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Насос», будем выполнять движения в соответствии с текстом. Встаньте пожалуйста.
- А теперь насос включаем (нажимают на живот)
Воду из пруда качаем.(руки скользят попеременно вдоль туловища)
Влево раз, вправо два -
Потекла ручьем вода. (дети сцепляют руки и двигаются в виде ручейка)
Один, два, три, четыре, пять - (считают на пальцах)
Будем воду очищать. (руки поднимают вверх)
Встают, выполняют движения по тексту.
5. - Молодцы, вы хорошо отдохнули, а теперь можно приступать к работе.
Первым делом надо приготовить фильтр. Для этого в воронку, положим ватный диск, который отфильтрует всю грязь, и будем потихоньку наливать в воронку грязную воду. Посмотрите? Что же произошло?
- Вы готовы сами очистить воду, то есть профильтровать.
- Сравните полученную воду с чистой водой. Они одинаковые?
Мы очистили воду в небольшом количестве (обратить на это внимание).
Слайд.
Наблюдают за воспитателем, отвечают на вопросы.
Фильтруют воду с помощью ватного диска.
Отвечают на вопрос.
А чтобы очистить большие водоемы, используют специальную технику.
- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов?
Слайд.
На экране мультимедиа появляется изображения морей, рек и их жителей (животные, птицы).
- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
Рассматривают слайды.
Отвечают на вопросы.
Сформировано осознанно-правильное отношение к природе как средство развития основ экологической культуры.
6. Воспитатель подводит детей к столу с карточками
Ребята, старик с золотою рыбкой ждут от нас ответа. Я предлагаю вам составить письмо, используя карточки, которые лежат на столе, их нужно разложить в той последовательности, в которой мы выполняли с вами нашу работу.
Слайд.
Подходят к столу, раскладывают карточки.
Ребята, посмотрите на экран и проверьте, правильно ли вы собрали последовательность картинок. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Теперь мы это сфотографируем и отправим письмо старику со старухой. Смотрят на экран, сравнивают.

7. Итог
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
- Кому помогали?
- Что нового узнали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какой вывод мы сегодня сделали?
- Как вы думаете, мы помогли старику с рыбкой?
Воспитатель: Старик и золотая рыбка всех вас благодарят за помощь и дарят вам на память этих красивых рыбок. Я тоже хочу поблагодарить вас за вашу работу. Вы, молодцы.

Вспоминают содержание занятия, отвечают на вопросы.