Класс: 5.
Цель: сформировать у учащихся понятие о скульптуре как об одном из видов изобразительного искусства.
Задачи:
- познакомить учащихся с выразительными средствами скульптуры и ее особенностями.
- развивать наблюдательность, внимание, координацию движений руки, мелкую моторику.
- воспитывать усидчивость, готовность работать в коллективе.
Оборудование: презентация, учебник "Изобразительное искусство. 5 класс", рабочие материалы (пластилин, стека, коврики для лепки), карточки по видам скульптуры
Ход урока
I. Подготовительная часть
1. Оргмомент (приветствие, проверка готовности к уроку).
2. КРУ: необходимо собрать из слогов слово "ИСКУССТВО".
- На какой урок вы пришли? Чем мы занимаемся на уроке изобразительного искусства? (рисунок, аппликация, лепка). Какие материалы используем для лепки?
- Молодцы!
II. Основная часть
1. Введение в тему
Беседа.
- Во все времена художники создавали прекрасные произведения искусства.
- А где они хранятся? (в музее, в галерее)
- Правильно. На предыдущих уроках вы начали изучать тему «Произведения искусства».
- Какие самые известные музеи нашей страны вы знаете? (Третьяковская галерея, Пушкинский музей...)
- В нашем небольшом городе Норильске есть музеи? (ответы детей)
- Пришлось ли вам побывать в нашем музее? Что видели?
- А я видела вот такие произведения искусства. Посмотрите, об этом мы будем говорить на уроке.
- Итак, какова тема урока? (дети читают надпись - СКУЛЬПТУРА)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о скульптуре в музее и на улице.
2. Объяснение темы.
- Где вы встречали или слышали слово "скульптура"? (ответы учащихся)
Учитель обобщает все высказывания и даёт определение:
- Это особый способ изображения человека, животного или предмета. (учебник "Изобразительное искусство" 5 класс стр. 62).
Если произведение можно обойти кругом и рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой.
Основные виды скульптур: статуя, памятник, статуэтка, бюст. (работа с учебником стр.62-63)
Закрепление по видам скульптур - карточки.
- Произведения скульптуры создаются из различных материалов.
- Вспомните из каких? Образцы материалов для лепки представлены на партах. Учащиеся осматривают, ощупывают и т.д. (камня, дерева, металла, стекла, воска, резины, пенопласта, льда, песка.)
- Ещё одной особенностью скульптуры является одноцветность.
Скульптура издавна украшала дворцы. Но самые лучшие произведения скульпторов хранятся в художественных музеях.
Знакомство с работами известных скульпторов:
- И.Мартос. "Памятник Минину и Пожарскому"
- Е.Вучетич, Н.Никитин. "Родина - мать зовёт!"
- Э.Фальконе. "Памятник Петру1"
- А.Опекушин. "Памятник А.Пушкину"
- Трубецкой Павел Петрович - русский художник 19-20 в. Его творчество проявилось в изображении животных.
- Где ещё, кроме музеев, мы можем встретить скульптуру? (на улице)
- Скульптура на улице - это скульптурные памятники, которые посвящаются великим людям или знаменательным событиям. Они хранят память. Памятники обычно стоят на пьедестале, возвышении, он выделяет изображение из окружающей среды.
- А все ли скульптуры торжественны и величественны? (нет)
- И эти скульптуры называются парковыми. Такие произведения могут быть разнообразными и причудливыми. Рассматривание иллюстраций парковых скульптур.
Физкультминутка.
Отдохнём?
- Мы говорили о том, что скульптура чаще всего изображает человека или животного. Предлагаю вам изобразить некоторых животных.
3. Практическая работа
- Давайте вспомним, как называют художника создающего скульптуры? (Скульптор)
- И мы на уроке будем скульпторами.
Для работы нам понадобится пластилин и стека. Во время работы помните о правилах безопасности. Будьте аккуратны и осторожны.
Архитекторы Норильска приготовили макет парка сказок. Раз это парк сказок, я предлагаю украсить его скульптурами сказочных героев.
У каждого на столе загадка, разгадав которую вы поймёте, героев какой сказки будете лепить.
Вы отгадали названия сказок.
- Ребята! Мы должны передать в своих работах характер персонажа, его внутренний мир, а жест или движение помогут передать его душевное состояние, покажет выразительность скульптуры.
- С выбором героев вы уже определились. Возьмите каждый по кусочку пластилина одного цвета. И пока я буду напоминать вам о способах лепки, вы приготовите пластилин к работе, разомните его.
Существует несколько способов лепки:
-
вытягивание из целого куска.Этим способом пользуются при выполнении таких частей как шея, голова, конечности, хвост.
- лепка предметов из отдельных частей. Предварительно готовят все части, а затем соединяют.
- оттягивание, прищипывание. Когда во время лепки выполняют вытянутые части: нос, клюв, лапки, хвост.
- показать рельефность вам поможет стека: перья, шерсть.
- Закройте глаза. Попробуйте представить себе образ животного, которого будете лепить. Запомните. Постарайтесь мысленно увидеть его с разных точек спереди, сбоку, сзади, сверху. А теперь попробуйте вылепить то, что удалось представить.
Приступайте к работе.
Самостоятельная работа
- 1 гр. учащихся - самостоятельно по схеме поэтапной лепки
- 2 гр. учащихся - самостоятельно, после педагогического показа
- 3 гр. учащихся - заготавливают основные геометрические формы, с помощью педагога соединяют в целое, придают оконченный вид изделию.
III. Заключительная часть
1. Анализ выполненных работ.
- А теперь поставьте свою работу на постамент и выберите место на аллее сказок.
Помните! Скульптуру надо смотреть со всех сторон, даже если она маленькая.
- Конечно, чтобы стать скульптором, надо много знать и уметь. Сегодня мы частично прикоснулись к этому творчеству.
2. Подведение итогов урока.
- Чем занимались на уроке?
- Каким способом можно изображать предметы?
- Как называется этот вид изобразительного искусства?
3. Уборка рабочих мест.