10 игр с вязаными шариками на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Вязаные игрушки для ребенка - это особый способ познать мир, возможность развить свои речевые и умственные способности, так как эти игрушки всегда будут участвовать в играх и затеях малыша. Сжимая в руках вязаный шарик, ребенок массирует пальчики и тренирует кисти рук, что очень важно для формирования правильной речи и мышления.

При помощи таких игрушек:

  • активно развивается мелкая моторика рук;
  • ребенок знакомится с понятиями: форма, цвет, размер;
  • развивается пространственное восприятие (справа, слева, перед, за, рядом, друг за другом и т.д.);
  • развивается память, внимание, мышление;
  • автоматизируются многие звуки;
  • формируется словарный запас и активизируется речевые функции;
  • повышается усидчивость и концентрация внимания.

1 игра

Цель: развитие слухоречевой памяти.

Оборудование: фигурки животных, разноцветные вязаные мячики (большие и маленькие).

Описание игры

Даем инструкцию ребенку:

- Дай мишке красный мячик.

- Дай зайке желтый мячик.

- Дай собачке голубой мячик.
Если ребенок справляется, то можно усложнить задание:
- Дай мишке большой красный мячик. Дай зайке маленький желтый мячик.

- Дай собачке не желтый и не красный мячик. Дай лягушке не синий и не зеленый мячик.

Используем разных животных и разные цвета.

2 игра

Цель: автоматизация звука л, развитие умения пользоваться предлогами.

Оборудование: вязаные мячики, фигурки со звуком «л».

Описание игры

Ребенок берет мячики и говорит:
- белый мяч, голубой мяч, желтый мяч.
- белые мячи, голубые мячи, желтые мячи.

Подготовить фигурки со звуком «л» и говорить:
- Кладу перед перед голубым мячом лося;
- Кладу под желтый мяч платье;
- Кладу за белый мяч клубнику;
- Кладу на большой желтый мяч метлу.

Далее использовать различные предлоги и фигурки со звуком «л».

3 игра

Цель: развитие слухоречевой памяти.

Оборудование: корзина, коробка, вязаные разноцветные мячики.

Описание игры

Даем инструкцию ребенку:

- Положи красный мячик в корзину, зеленый мячик в коробку.

- Положи маленький белый мячик в коробку, а желтый большой в корзину.

Усложняем задание.

- Положи в коробку красный, желтый, зеленый и синий мячики.

- Положи в корзину маленький красный, маленький голубой и большой желтый мячики.

4 игра

Цель: автоматизация звука «р», развитие умения пользоваться предлогами.

Оборудование: разноцветные вязаные шары, фигурки со звуком «р».

Описание игры

Ребенок берет шар и говорит:
- черный шар, красный шар, розовый шар, оранжевый шар, серый шар;
- черные шары, красные шары, розовые шары, оранжевые шары, серые шары.

Подготовить фигурки со звуком «р» и говорить:
- на черным шаре - гитара;
- под красным шаром - рак;
- перед розовом шаром - шарф.

Далее использовать различные предлоги и фигурки со звуком «р».

5 игра

Цель: автоматизация звука «ш», согласование числительного с существительным.

Оборудование: разноцветные вязаные шарики, мешочек.

Описание игры

Из мешочка доставать шарики и считать их:
- один шарик, два шарика, три шарика, четыре шарика, пять шариков, шесть шариков.
- один большой шарик, два больших шарика и т.д.

Можно усложнить задание и добавить произнесение слова «мешок»:
- в мешке один шарик, в мешке два шарика, в мешке три шарика и т.д.;
- из мешка достаю один шарик, из мешка достаю два шарика и т.д.

6 игра

Цель: развитие пространственных представлений.

Оборудование: разноцветные вязаные мячики.

Описание игры

Необходимо положить разноцветные мячики в линию и давать инструкцию:

- возьми первый мячик;
- возьми последний мячик;
- возьми мячик, который между красным и голубым;
- возьми мячик, который до серого;
- возьми мячик, который после голубого;
- возьми мячик, который слева от красного;
- возьми мячик, который справа от черного.

7 игра

Цель: закрепление представлений о животных и их детенышах.

Оборудование: большие и маленькие вязаные мячики, большая и маленькая корзины.

Описание игры

Даем ребенку инструкцию:
- Если услышишь название взрослого животного, то бросаешь в большую корзину большой мяч. Затем называешь детеныша этого животного, берешь маленький мячик такого же цвета и бросаешь в маленькую корзину.
- Если услышишь название детеныша животного, то бросаешь маленький мячик в маленькую корзину. Затем называешь взрослого животного, берешь большой мяч такого же цвета и бросаешь в большую корзину.

8 игра

Цель: развитие пространственных представлений.

Оборудование: большие и маленькие мячики.

Описание игры

Даем ребенку инструкцию:
- маленький мячик кати близко, а большой мяч - далеко;
- маленький мячик кидай низко, а большой - высоко.

Делаем данные действия со всеми мячиками.

9 игра

Цель: дифференциация твердых и мягких звуков.

Оборудование: большие и маленькие мячики.

Описание игры

Даем ребенку инструкцию:
- Кати большой мяч и говори слог с твердым звуком;
- Кати маленький мячик и говори слог с мягким звуком.

Или другой вариант игры:
- Я качу большой мяч и говорю слог с твердым звуком, а ты кати маленький мячик и говори с мягким звуком. И наоборот.

По такому принципу можно играть на любую дифференциацию.

10 игра

Цель: согласование прилагательного с существительным.

Оборудование: разноцветные вязаные мячики, черно-белые картинки предметов.

Описание игры

Даем ребенку инструкцию:
- Мы сейчас разноцветными мячиками будем окрашивать картинки.

Кладем черно-белую картинку, а ребенок выбирает любой мячик, кладет его на картинку и говорит: «Голубая шапка, красное яблоко, желтый банан.»

И так далее со всеми картинками и мячиками.

Дети любят эти игры, с удовольствием в них играют. Вязаные игрушки необычны для детей и очень интересны. В своей дальнейшей статье я планирую подготовить варианты игр с другими, более интересными вязаными игрушками!

Вязаные игрушки - это классика, которая никогда не выйдет из моды.