Пояснительная записка
Данное воспитательное мероприятие разработано с целью формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к своим учебным действиям. Успех качественной игры на музыкальном инструменте в правильной организации самостоятельной домашней работе над произведениями, поэтому важно чтобы учащиеся умели формулировать свои цели и задачи в работе, планировать свои занятия, рационально использовать время, иметь в виду важные компоненты своей ученической работы.
В проведении предложенного мероприятия привлечены учащиеся средних и старших классов, уже обладающие концертным и конкурсным опытом и умеющие формулировать важные моменты в работе над своими программами, рассказать о них в форме доступной для младших учащихся.
Цель: воспитание сознательного и ответственного отношения к своим учебным действиям.
Задачи:
- Способствовать формированию умения спланировать работу над произведением.
- Способствовать формированию умения спланировать работу над видами техники, встречающимися в произведении.
- Способствовать формированию умения спланировать свое время для занятий.
- Способствовать формированию умения проанализировать свою работу и ее результаты.
Планируемые результаты: воспитание более ответственного и сознательного отношения к своим самостоятельным занятиям, формирование правильных навыков учебных действий.
Программа, в рамках которой разработано мероприятие - «Обучение игре на музыкальных инструментах, класс скрипки, 2, 3 ступень».
Возраст учащихся - 11-14 лет.
В мероприятии задействованы следующие формы:
- Концертные выступления - демонстрация успешного опыта учащихся-лауреатов.
- Опрос - вопросы аудитории.
- Презентация ученического опыта в форме небольших докладов учащихся - 5 докладов о работе над 5 произведениями разных жанров. (концерт, кантиленная пьеса, виртуозная пьеса).
- Лекция-рассказ педагога о Дневнике домашних занятий.
- Итоговый опрос о работе над произведением. Какие моменты общие для всех произведений? В чем различие? Какие моменты в работе учащиеся готовы взять себе «на вооружение»?
«Преподавателями» в данном мероприятии являются сами дети, не только педагог. Учащиеся еще раз должны уже сами сформулировать правила для своей работы, остановить на них свое внимание.
Результат мероприятия - является понимание как формулировать правила для домашних занятий, и как итог, более сознательное отношение учащихся к своему труду.
Необходимые материалы: презентация, тексты выступлений старших учащихся, памятка, советы, дневник д/з, ссылка на размещения всех материалов в облачном хранилище.
Время показало успешность данного подхода - старшие учащиеся класса скрипки через год после участия в мероприятии стали Лауреатами 1 степени городского конкурса.
Видеозапись проведения мероприятия представлена на канале You tube: https://www.youtube.com/watch?v=egOnKooEloA
Ссылка на необходимые материалы для проведения мероприятия и дальнейшего использования учащимися (дневник, правила домашних занятий, памятки, советы): https://cloud.mail.ru/public/fp3N/LZ6UjdT61
Сценарий воспитательного мероприятия в классе скрипки
«Работа над произведением - передача опыта от старших к младшим учащимся».
Здравствуйте, ребята, сегодня у нас с вами классный час.
Мы успешно выступили на Международном конкурсе «Сибирь зажигает звезды» в Иркутске, ребята стали лауреатами 2, 3 степени, это очень хорошие результаты. Старшие ребята уже имеют большой опыт выступлений, а некоторые наши ученики впервые приняли участие в таком конкурсе. Им всем пришлось готовиться, и постараться свою программу исполнить лучшим образом.
Наш классный час посвящен тому, как сделать домашние занятия такими, чтобы все вы могли готовиться и выступать в таких конкурсах - мы с вами поговорим о правилах домашних занятий.
Какие правила у нас должны быть, давайте поговорим:
Наводящие вопросы:
- Заниматься нужно перед уроком? (каждый день)
- Заниматься нужно раз в день? (несколько раз в день, небольшими порциями)
- Нужно играть произведение только от начала до конца? (нужно учить произведение по фрагментам)
- Разбирать произведение нужно самому? (да, самому, если сложно спросить у педагога)
- На что обратить внимание при разборе произведения? (тональность размер, темп, какие сложности в произведении)
- Что надо постараться узнать? (к какому времени, эпохе относится произведение, кто композитор, его биография, из какой он страны, о чем произведение).
- Вы определили сложности произведения, а теперь что нужно сделать, чтобы это произведение зазвучало хорошо? (проработать те сложности, которые встречаются, на этюдах, гаммах, упражнениях).
Ребята, вы молодцы, хорошо соображаете, видимо вы уже многому научились.
А сейчас ваши старшие товарищи расскажут над тем, как они работают над своими произведениями.
- Малиенко Михаил. Концерт Шпора. (Эпоха романтизм, Германия, скрипач-виртуоз, тональный план произведения - ре минор, Фа мажор, си минор, Ре мажор, новые сложные элементы - двойные ноты - терции, сексты, октавы, децимы. Пассажи легато - дикция в пальцах, трели в пассажах - специальный этюд, распределение смычка в арпеджио, поиск красочного вибрато, гамма на баске).
- Исполняет первое соло Концерта, рассказывает и показывает, как работал над Концертом.
- Масковцева Анна - Верачини Ларго (эпоха барокко, Италия, скрипач-виртуоз, тональный план произведения - фа# минор, до # минор, сложности - много исполнения в высоких позициях, для этого соответственно этюды, упражнения на распределение смычка, кистевые движения в правой руке, поиск красивого вибрато). Аня исполняет Ларго, рассказывает и показывает, как работает над ним.
- Кира и Артемий, Юля рассказывают кратко о своей работе над конкурсной программой.
- Софья Цыбулина - Вивальди, концерт «Весна», оркестровые тутти - какие нужно проучить гаммы, упражнения, этюды, чтобы исполнить этот концерт. Масковцева Анна - коротко о том, как работать над сольной партией.
- Соня рассказывает о А.Вивальди.
- Ансамбль исполняет А.Вивальди «Весну».
Информация педагога о Дневнике домашних занятий
Дневник домашних занятий - это форма в помощь организации вашей работы, для рационального использования времени для занятий. Замечено в ходе многолетних исследований, что если человек планирует свою жизнь, он достигает гораздо более лучших результатов, более успешен в обществе, более благополучен, чем тот человек, у которого нет четких целей. Также и в нашей деятельности - игре на скрипке, нам надо достичь определенных, желательно успешных результатов за меньшее количество времени, значит, нам надо четко планировать свои занятия. В помощь и разработан наш дневник. В этом дневнике мы прописываем все разделы работы над произведением, или над целой программой, которые включают в себя проработку гамм в тональностях произведений, упражнений и этюдов на встречающиеся виды техники, также готовим базу для следующих этапов освоения инструмента. На каждый раздел нужно прописать количество времени. Имея в виду, что в разные дни бывает большая или меньшая нагрузка, мы может зарезервировать больше или меньше минут или часов занятий, но в любом случае этот дневник не позволит выпустить из внимания все этапы работы.
Педагог показывает дневник домашних занятий.
Наши старшие ребята уже используют Дневник домашних занятий в работе. Миша, покажи, пожалуйста, свой дневник.
Ребята, подведем итоги. Что нужно отработать, чтобы чисто сыграть произведение? (гаммы и арпеджио).
А чтобы в произведении хорошо играл смычок? (упражнения и этюды для правой руки).
Какие цифровые ресурсы вы можете использовать в работе над произведениями. (аккомпанементы гамм).
Нужно заниматься каждый день? (желательно да).
Что нужно сделать, чтобы заниматься успешно? (планировать свои занятия).
Ребята, вы молодцы, сегодня было очень приятно провести этот классный час, большое спасибо нашим докладчикам-конкурсантам. В помощь вам и родителям у нас есть памятки, чтобы вы еще раз для себя все уточнили. В группе будут размещены ссылки на скачивание Дневника и правил домашних занятий, наших памяток. https://cloud.mail.ru/public/fp3N/LZ6UjdT61
Также смотрите в группе класса ссылки на видеоаккомпанементы для ваших гамм.
https://www.youtube.com/watch?v=HEYncZultcU&list=
PLAtXejF8qPDbtMT1XrRk10mtmzEOytuya
Спасибо за внимание.