Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физкультурное».
Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник); закрепить умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение определять количество слогов и звуков в слове.
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- закрепление умения употреблять обобщающие слова.
Развивающие:
- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность, развивать внимание и память;
- расширять словарный объём детей, диалогической речи;
- закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;
- развивать моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, наблюдательность;
- воспитывать взаимовыручку, самостоятельность;
- воспитывать у детей доброту, отзывчивость, дружеское взаимоотношение между детьми;
- воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.
Форма работы - фронтальная, индивидуальная, в парах.
Тип занятия - закрепление.
Этапы занятия:
- Организационный момент. Сюрпризный момент.
- Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.
- Основной - непосредственная работа с детьми.
- Закрепляющий - выводы, награждение.
Используемые методы: Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А также познавательный метод (задачи, смекалки, социальный (формы работы, эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям, рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).
Демонстрационный материал: картинка грустной девочки Жени, числовой ряд, карточки с числами, геометрические фигуры, карточки для игры «Живые цифры», предметные картинки: животные.
Раздаточный материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, карточки с цифрами, счетные палочки, лист бумаги, карточки и фишки для звукового анализа.
Ход НОД
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли, и они посмотрят, чему мы научились в старшей группе.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Воспитатель: Дети, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Присаживайтесь на свои места.
Стук в дверь.
Воспитатель: Дети это приходил почтальон, принёс письмо, от кого же это письмо? На конверте напечатано загадка.
Воспитатель:
Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток -
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Василек?
- «Цветик-семицветик»
- Правильно!
А письмо-телеграмму нам прислала девочка из сказки «Цветик-семицветик.»
Дети, вы помните, как ее звали?
Женя правильно.
Воспитатель читает письмо: Дети, я заблудилась в стране знаний и растеряла лепестки. Помогите мне пожалуйста собрать лепестки Цветика-семицветика.
Воспитатель: Страна Знаний очень большая, в ней много всего загадочного и интересного, если вы будете внимательны, мы сможем собрать лепестки и помочь Жене.
Поможем Жене собрать лепестки? (Да).
Отправляемся в путешествие? (Да)
Тогда в путь!
1.
Воспитатель: Женя, живет в стране сказок, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Столица нашей Родины? (Москва)
Как называется село, в котором мы живем? (Молоково)
Молодцы, справились с первым заданием.
2. Игра «Части суток» («Закончи предложение»)
Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Сколько частей в сутках?
Дети: 4.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?
Дети: Утро.
- Сколько всего дней недели? Назовите их.
- Какой сегодня день недели? (среда)
- Какой день недели был вчера? (вторник)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
Игра «В какое время года?»
- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Назовите весенние месяцы
Дети: март, апрель и май - их не забывай.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Вот мы и нашли первый лепесток!
Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон - … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза - … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка - … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик - … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук - … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета - … (воздушный транспорт).
Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины - … резиновый.
- Мяч из пластмассы - … пластмассовый.
- Стакан из стекла - … стеклянный.
- Матрёшка из дерева - … деревянная.
- Утка из резины - … резиновая.
- Игрушка из меха - … меховая.
- Поделка из бумаги - … бумажная.
- Гвоздь из железа - … железный.
Воспитатель: Посмотрите, а вот второй лепесток!
3.
Воспитатель: Вы любите сказки? Тогда слушайте и отгадывайте, о какой сказке идёт речь.
1.
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несёт её домой.
(«Маша и медведь»)
2.
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(«Золушка»)
3.
В этой книжке именины
Много было тут гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Погубить хотел хозяйку,
И чуть - чуть не погубил,
Но коварному злодею
Кто - то смелый отомстил.
(«Муха-Цокотуха»)
4.
У Алёнушке сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)
5.
Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Молодцы! Все сказки угадали.
Воспитатель: Вот вам и третий лепесток!
4. Игра «Живые цифры».
Дети самостоятельно выстраиваются по порядку.
Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10).
- имя ребенка, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
- имя ребенка, посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.
Дети, давайте проверим,
- Какое число вы поставили между числами 3 и 5.
- Какое число вы поставили между числами 7 и 9
- Какое число вы поставили между числами 1 и 3
- Какое число вы поставили между числами 4 и 6;
- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- Назови число, которое больше числа 3 на 1.
- Назови число, которое больше числа 5 на 1.
- Назови число, которое больше числа 7 на 1.
Воспитатель: Дети, посмотрите еще один лепесток!
Молодцы, вы отлично справились.
Физкультминутка
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Игра: «Что где находится?»
Все геометрические фигуры рассорились и убежали. Поможем им вернуться домой? (Да). Вам необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут дружными соседями.
- Овал будет жить в центре листа.
- Квадрат - в верхнем левом углу,
- Прямоугольник - в нижнем правом углу,
- Круг - в верхнем правом углу,
- Треугольник - в нижнем левом углу.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А вот и пятый лепесток!
6. Решение задач.
А)
Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Посчитайте - ка, ребята,
Сколько было всех цыплят? (9)
Б)
Ёжик шёл по лесу, шёл,
На обед грибы нашёл.
Пять под берёзой, один у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (6)
В) Сколько хвостов у трех котов? (3)
Г) А сколько ушей у двух мышей? (4)
Воспитатель: Посмотрите, а вот и шестой лепесток!
Итог занятия
Задание на сообразительность. Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши. Договорились?
- Утром солнышко встаёт…
- Днём светит луна…
- По утрам нужно делать зарядку…
- По утрам нельзя умываться и чистить зубы…
- Лучше всего играть в футбол на проезжей части…
- Плавать на речке можно только со взрослыми…
- Незнакомому человеку дверь не открывать…
- В лесу нужно шуметь и кричать…
- Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…
- Лето самоё тёплое время года…
- Мы справились со всеми заданиями…
Воспитатель: Вот и седьмой лепесток.
Аппликация «Цветик-семицветик»
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились со всеми заданиями! Все лепестки цветика-семицветика мы нашли, теперь Женя будет рада. И она хочет вас поблагодарить за помощь и подарить небольшие подарки-наклейки! А мы с вами отправим ей письмом все лепестки.
Воспитатель: Дети, вам понравилось в стране Знаний? Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Список литературы
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.- 6-е изд., доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н.Е.Вераксы, Э.М.Дорофеевой, И.И.Комаровой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий: 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 5-6 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
- Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
- Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.