НОД в старшей группе «Путешествие в страну Знаний»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физкультурное».

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
  • упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
  • закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник); закрепить умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить умение определять количество слогов и звуков в слове.
  • упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
  • упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
  • закрепление умения употреблять обобщающие слова.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность, развивать внимание и память;
  • расширять словарный объём детей, диалогической речи;
  • закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;
  • развивать моторику рук.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, наблюдательность;
  • воспитывать взаимовыручку, самостоятельность;
  • воспитывать у детей доброту, отзывчивость, дружеское взаимоотношение между детьми;
  • воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Форма работы - фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип занятия - закрепление.

Этапы занятия:

  • Организационный момент. Сюрпризный момент.
  • Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.
  • Основной - непосредственная работа с детьми.
  • Закрепляющий - выводы, награждение.

Используемые методы: Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение. А также познавательный метод (задачи, смекалки, социальный (формы работы, эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям, рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).

Демонстрационный материал: картинка грустной девочки Жени, числовой ряд, карточки с числами, геометрические фигуры, карточки для игры «Живые цифры», предметные картинки: животные.

Раздаточный материал: набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, карточки с цифрами, счетные палочки, лист бумаги, карточки и фишки для звукового анализа.

Ход НОД

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли, и они посмотрят, чему мы научились в старшей группе.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.

Воспитатель: Дети, тёплые у нас ладошки?

Дети: Да.

Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.

Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!

Присаживайтесь на свои места.

Стук в дверь.

Воспитатель: Дети это приходил почтальон, принёс письмо, от кого же это письмо? На конверте напечатано загадка.

Воспитатель:

Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток -
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Василек?

- «Цветик-семицветик»

- Правильно!

А письмо-телеграмму нам прислала девочка из сказки «Цветик-семицветик.»

Дети, вы помните, как ее звали?

Женя правильно.

Воспитатель читает письмо: Дети, я заблудилась в стране знаний и растеряла лепестки. Помогите мне пожалуйста собрать лепестки Цветика-семицветика.

Воспитатель: Страна Знаний очень большая, в ней много всего загадочного и интересного, если вы будете внимательны, мы сможем собрать лепестки и помочь Жене.

Поможем Жене собрать лепестки? (Да).

Отправляемся в путешествие? (Да)

Тогда в путь!

1.

Воспитатель: Женя, живет в стране сказок, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Столица нашей Родины? (Москва)

Как называется село, в котором мы живем? (Молоково)

Молодцы, справились с первым заданием.

2. Игра «Части суток» («Закончи предложение»)

Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.

- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

- Сколько частей в сутках?

Дети: 4.

Воспитатель: Назовите их.

Дети: утро, день, вечер, ночь.

Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?

Дети: Утро.

- Сколько всего дней недели? Назовите их.

- Какой сегодня день недели? (среда)

- Какой день недели был вчера? (вторник)

- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)

Игра «В какое время года?»

- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).

- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).

- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).

- В какое время года играют в снежки? (Зимой)

- В какое время года тает снег? (Весной)

- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)

Воспитатель: А какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель: Назовите весенние месяцы

Дети: март, апрель и май - их не забывай.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Вот мы и нашли первый лепесток!

Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.

- Яблоко, груша, слива, лимон - … (фрукты).

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (мебель).

- Собака, кошка, корова, коза - … (домашние животные).

- Папа, мама, бабушка, дедушка - … (родственники - семья).

- Кубик, кукла, машина, мячик - … (игрушки).

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (обувь).

- Пчела, стрекоза, муха, жук - … (насекомые).

- Самолёт, вертолёт, ракета - … (воздушный транспорт).

Игра «Из чего сделаны предметы?»

- Мяч из резины - … резиновый.

- Мяч из пластмассы - … пластмассовый.

- Стакан из стекла - … стеклянный.

- Матрёшка из дерева - … деревянная.

- Утка из резины - … резиновая.

- Игрушка из меха - … меховая.

- Поделка из бумаги - … бумажная.

- Гвоздь из железа - … железный.

Воспитатель: Посмотрите, а вот второй лепесток!

3.

Воспитатель: Вы любите сказки? Тогда слушайте и отгадывайте, о какой сказке идёт речь.

1.

Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несёт её домой.
(«Маша и медведь»)

2.

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
И лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(«Золушка»)

3.

В этой книжке именины
Много было тут гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Погубить хотел хозяйку,
И чуть - чуть не погубил,
Но коварному злодею
Кто - то смелый отомстил.
(«Муха-Цокотуха»)

4.

У Алёнушке сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)

5.

Не послушался братишка
Старшую сестрицу
И попил из лужицы
Мутную водицу.
Много горя принесла
Им нечистая вода.
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Молодцы! Все сказки угадали.

Воспитатель: Вот вам и третий лепесток!

4. Игра «Живые цифры».

Дети самостоятельно выстраиваются по порядку.

Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 10).

- имя ребенка, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.

- имя ребенка, посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.

Дети, давайте проверим,

- Какое число вы поставили между числами 3 и 5.

- Какое число вы поставили между числами 7 и 9

- Какое число вы поставили между числами 1 и 3

- Какое число вы поставили между числами 4 и 6;

- Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;

- Назови число, которое больше числа 3 на 1.

- Назови число, которое больше числа 5 на 1.

- Назови число, которое больше числа 7 на 1.

Воспитатель: Дети, посмотрите еще один лепесток!

Молодцы, вы отлично справились.

Физкультминутка

- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
До носочков дотянулись,
Вправо, влево повернулись
Тихо все на место сели.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

5. Игра: «Что где находится?»

Все геометрические фигуры рассорились и убежали. Поможем им вернуться домой? (Да). Вам необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут дружными соседями.

- Овал будет жить в центре листа.

- Квадрат - в верхнем левом углу,

- Прямоугольник - в нижнем правом углу,

- Круг - в верхнем правом углу,

- Треугольник - в нижнем левом углу.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А вот и пятый лепесток!

6. Решение задач.

А)

Пошла курочка гулять,
Собрала своих цыплят.
Шесть бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Посчитайте - ка, ребята,
Сколько было всех цыплят? (9)

Б)

Ёжик шёл по лесу, шёл,
На обед грибы нашёл.
Пять под берёзой, один у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине? (6)

В) Сколько хвостов у трех котов? (3)

Г) А сколько ушей у двух мышей? (4)

Воспитатель: Посмотрите, а вот и шестой лепесток!

Итог занятия

Задание на сообразительность. Если вы услышите правильный ответ вам нужно хлопнуть в ладоши. Договорились?

- Утром солнышко встаёт…

- Днём светит луна…

- По утрам нужно делать зарядку…

- По утрам нельзя умываться и чистить зубы…

- Лучше всего играть в футбол на проезжей части…

- Плавать на речке можно только со взрослыми…

- Незнакомому человеку дверь не открывать…

- В лесу нужно шуметь и кричать…

- Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…

- Лето самоё тёплое время года…

- Мы справились со всеми заданиями…

Воспитатель: Вот и седьмой лепесток.

Аппликация «Цветик-семицветик»

Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились со всеми заданиями! Все лепестки цветика-семицветика мы нашли, теперь Женя будет рада. И она хочет вас поблагодарить за помощь и подарить небольшие подарки-наклейки! А мы с вами отправим ей письмом все лепестки.

Воспитатель: Дети, вам понравилось в стране Знаний? Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Список литературы

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.- 6-е изд., доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  2. Рабочая программа воспитания к основной образовательной программе ДОО / Под ред. Н.Е.Вераксы, Э.М.Дорофеевой, И.И.Комаровой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Конспекты занятий: 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Конспекты занятий: 5-6 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  6. Колдина Д.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
  7. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.