Классы: 3
Цели: формировать умение распознавать имена существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.
Ход урока
1. Актуализация знаний
На доске: Шуткаминуткаазаряжаетначас
- Прочитайте. Постарайтесь увидеть предложение.
- Сколько слов?
Шутка-минутка, а заряжает на час.
- Сколько имен существительных?
- Что такое имя существительное?
- Назовите грамматические признаки имени существительного.
2. Минутка чистописания
- Цепочку букв для упражнения по чистописанию составите самостоятельно. Возьмите первые буквы имен существительных.
- Какая цепочка получилась?
ШМЧ ЧМШ … …
- Определите порядок написания.
Выполнение учащимися задания.
Повторение о шипящих:
- исключите одну букву из звена (М)
- добавьте недостающие шипящие (Щ Ж)
3. Словарно-орфографическая работа
На доске: ФШОЧЩНАЖР + ?
- Новое словарное слово вы узнаете, если уберете буквы, обозначающие шипящие звуки.
ФОНАРЬ
- Что обозначает это слово? (осветительный прибор)
- Есть ли другое значение? (синяк от ушиба)
- Запишите. Проведите разбор (определите ударение, разделите на слоги, подчеркните орфограмму)
- Вспомните фразеологизмы с этим словом.
Работа с фразеологизмами:
- Видно без фонаря (и так ясно)
- До фонаря (не касается, не волнует)
/Обратить внимание детей на х-р последнего разговорный, грубоватый/
4. Определение темы урока
Словарно-логическое упражнение:
«Скрипач, сторож и циркач пошли на работу. Они взяли с собой брошь, плащ, ключ. Скрипач не взял брошь. Сторож взял с собой ключ. Какие вещи взяли с собой скрипач и циркач?»
- Запишите слова, обозначающие профессии людей и названия предметов. Определите общую орфограмму и сформулируйте тему урока.
«Ь на конце имен существительных после шипящих»
- По опорным словам назовите цели
На доске:
- повторить правило … …
- учиться распознавать И.С. ж.р. и м.р. с шипящим на конце и учиться правильно их писать
- Начнем с повторения правила.
5. Отработка навыка
1.) - Внимательно послушайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. При повторном чтении, ориентируясь на первое слово, напишите второе слово словосочетаний.
Скорая помощь, дорогая вещь, железный обруч, верный товарищ, детский врач, острый нож, тяжелый багаж, темная ночь
Проверка:
- Что общего в этих словах? (оканчиваются на шипящий)
- Прочитайте слова с Ь на конце.
- На что указывает Ь?
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться при написании? (определить род)
- Как определить род имени существительного?
- Подчеркните изучаемую орфограмму.
ФИЗМИНУТКА
Сейчас будут звучать имена существительные. Если услышите имя существительное женского рода - хлопок над головой, если мужского рода - приседаете.
Дочь, кровать, камыш, роскошь, солнце, лихач ……
2.) Карточка.
Мякиш…, плач…, м.л.деж.., приёмыш…, теч…, малыш…, доч…, кирпич…, царевич…, экипаж…, мыш…, роскош…
- Сформулируйте задание к упражнению.
Проверка с комментированием.
3.) На доске:
- Верный друг всегда придет на выручку.
- Враньё не приведёт к добру.
- Как называются такие предложения?
- Найдите имена существительные, которые можно заменить синонимом, который соответствует теме урока.
- Верный товарищ всегда придёт на помощь.
- Ложь не приведёт к добру.
- Запишите новые предложения по памяти.
4.) Самостоятельная работа.
Карточка:
В полноч… на манеж… вышел циркач… и его доч….
На нем был плащ….
В руках он держал меч….
Скрипач… играл марш….
Вот морж… поймал мяч….
В зале сидела молодёж….
Итог урока
- Чему учились на уроке?
- На что указывает Ь после шипящих на конце имен существительных?
- Легко ли было работать?
- Выполнение, какого задания больше понравилось?