ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по этому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых.
Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Но дети не задумываются об этом. Они просто очень любят мультфильмы!
Сделать мультик самому - это невероятно! В смысле - невероятно интересно!
Современные условия диктуют и новые требования к человеку: сегодня востребованы активные, коммуникабельные, творческие личности, способные масштабно мыслить и действовать. Искусство анимации и представляет собой совокупность различных видов деятельности, формирующих гармонично развитую личность. Этим объясняется высокая АКТУАЛЬНОСТЬ данной темы самообразования.
Цель: Развитие творческой личности воспитанника, через эстетическую, нравственную и духовную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности.
Задачи:
- познакомить детей с основными видами мультипликации, освоить перекладную рисованную, пластилиновую, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы;
- научить различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;
- познакомить детей с основными технологиями создания мультфильмов - планированию общей работы, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций, установке освещения, съёмке кадров, озвучиванию и сведению видео- и звукорядов.
- развивать интерес к мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;
- развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение.
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- провести мастер-класс для педагогов на тему «Создание мультфильмов своими руками».
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Этап
|
Содержание работы |
Форма отчетности |
Организационно -теоретический |
1. Изучение нормативных документов
|
Консультация для родителей «Использование мультипликации как средство развития творческих способностей ребенка» |
Практический |
1. Повышение качества уровня профессиональной компетентности, при внедрении технологии проектной деятельности по созданию мультипликации.
|
Обмен педагогическим опытом с педагогами ДОУ. Консультация для педагогов «Использование мультстудии в развитии детской инициативы и самостоятельности детей» |
Практический |
1. Установление взаимодействия с социальными партнерами.
|
Выпуск анимационных фильмов |
Практический |
1. Знакомство воспитанников с различными видами анимации.
|
Участие в мероприятиях различного уровня.
|
Контрольно-аналитический |
1. Изучение эффективности деятельности, организованной в рамках проекта.
|
Мастер-классы между педагогами ДОО и педагогами;
|
Создание мультфильма - это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Съемочный процесс, включает:
- придумывание и обсуждение сюжета;
- создание персонажей и декораций;
- съемка мультфильма - в среднем 200-300 кадров (фотографий);
- монтаж.
Алгоритм действия при создании мультфильма следующий:
- Выбираем известную сказку, рассказ или стихотворение (или вспоминаем историю из опыта, или придумываем историю сами), идея - сценарий
- Подготовка к съемке мультфильма, изготовление персонажей.
- Подготовка декораций и фона
- Установка декораций на площадке для съемки.
- Съёмка мультфильма - анимация (один из детей, выполняет роль оператора занимает место у видеокамеры или фотоаппарата (закрепленного на штативе), а остальные осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии с задуманным сюжетом):
-
чем больше детализация движения персонажа, тем движения будут естественными, плавными;
- во время съемки необходимо следить, чтобы статичные предметы (фон) не двигались;
- не забывать, что в декорациях могут происходить изменения (подул ветер - дерево закачалось);
- в кадр не должны попадать посторонние предметы, руки аниматоров, тени;
- чтобы движения персонажей получились четкими, снимать нужно с одной точки, зафиксировав фотоаппарат (желательно в штативе), не удаляя и не приближая изображение.
- Монтаж мультфильма (весь отснятый материал переносится на компьютер, просматривается, лишние кадры удаляются):
- чем больше кадров в секунду, тем движения персонажей более плавные; чем меньше - тем более прерывистые. Расчет времени: обычно мы делаем 4 кадра в секунду, иногда 1 (все зависит от программы). Соответственно, при скорости 1 кадр в секунду для минуты фильма нужно сделать 60 фотографий.
- совсем не обязательно делать каждое движение героя, можно их позже скомбинировать на компьютере. Например, кивок головой - можно снять 2-3 кадра, а потом их повторить.
- Затем дети поочередно записывают голосовое сопровождение, произнося свои реплики на подходящем кадре:
- при необходимости записывайте текст небольшими кусочками;
- во время записи должна быть абсолютная тишина «в студии» (никаких посторонних шумов);
- можно использовать звуковые эффекты (скрип двери, шум прибоя...).
- Музыкальное сопровождение, титры.
Мультфильм может быть выполнен в различных техниках:
- перекладка (рисование персонажей на бумаге и вырезание, для каждого кадры, вырезанные картинки двигаются) - хорошо подходит для тех, кто любит рисовать;
- пластилиновая анимация (лепка из пластилина) - хорошо подходит для тех, кто любит лепить. Может быть плоской (как перекладка) и объемной (как кукольная анимация);
- предметная анимация (используются готовые игрушки: «Лего», кубики, человечки, машинки) - позволяет оживить любимые игрушки, подходит для тех, кто любит строить и конструировать, и для тех, кто не очень любит рисовать;
- сыпучая анимация (рисование сыпучими материалами - крупы, манка, кофе) - от 10 лет, не более 4 участников;
- пиксиляция (анимация с присутствием в кадре самих участников, дает возможность делать различные трюки - оживление предметов, превращения, прохождение сквозь стену, полеты и т.п.) Необходимо хорошее освещение в помещении, где происходит съемка, или возможность снимать на улице.
Техники могут быть смешанными.
При создании мультфильма дети закрепляют умение брать на себя разные роли в соответствии с сюжетом, совершенствуют умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение или песню. Они могут создать историю своей семьи, рассказать о нашей стране или отправиться в путешествие на далекую планету. Можно создать мультфильм о своем детском садике, и героями будут дети группы, рассказать о том, как они сегодня провели свой день, или может о том, как они плавали в бассейне или помогали малышам одеваться на прогулку. Тема мультфильма может быть любой, всё зависит от фантазии ребенка и педагога.
Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста - одно их эффективных средств формирования познавательного интереса. Мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников.
Таким образом, создание мультфильма - это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.
Список использованной литературы
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. - Вып. 16. - 1959.
- Ананьин С.А. Интерес по изучению современной психологии и педагогики. - Киев, 1915. - С. 477.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. - Вып. 73. - М., 1955.
- Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
- Виноградова, Н.А., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
- Гоноболин Ф.Н. Психология. - М, 1973. - С. 123.
- Детство. Программа воспитания и обучения в детском саду. - СПб: детство, 2000.
- Нагибина М.И. «Технология анимации»
- Асенин С.А. Мир мультфильма. - М.: Искусство, 1986.
- Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным. - Ж. Искусство в школе №1, 2006.
- Халатов Н. Мы снимаем мультфильм. - М.: Молодая гвардия, 1986.
- Левин Е.С. Композиция сценария (развитие действия, кульминация, развязка). - М.: «Искусство», 1991.
- Воскресенская И.М. Звуковое решение фильма. - М., 1984.
- Корнева О. Пришло время систематизировать знания. - Ж. Искусство в школе №4, 2007.
- Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990.
- Кудрявцева-Енгалычева В. Создать атмосферу сказки. - Ж. Искусство в школе №3, 2006.
- Мелик - Пашаев А.А., Новяянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.: «Искусство в школе», 1995.
- Мелкоозёрова Е.В. Возможности мультипликации как вида современного искусства при обучении и воспитании дошкольников.
- Норштейн Ю. Изображение должно смотреть. - Ж. Искусство в школе №4, 2007.
- Современный кинематограф и педагогический процесс. - М., 1993.
- Черных Е. Анимация - искусство иносказания. - Ж. Искусство в школе №3, 2006.