Цель: закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.
Задачи:
образовательные:
- учить детей определять и называть свойства предметов, находить по словесному указанию воспитателя предметы, закрепить названия предметов, учить детей слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них предложениями.
развивающие:
- развивать восприятие, зрительную и тактильную память, внимание, мышление, наблюдательность, речь.
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, культурно-гигиенические навыки.
Активизация словаря: бумага, ткань, бумажная, прочная, шуршит, рвется, мнется, гладкая, твердая, не издает звуков, мятый, платье из бумаги размокнет, платье из ткани намокнет.
Предварительная работа: игры с бумагой, тканью, д/и «Узнай на ощупь».
Оборудование и материалы: кукла Таня, сделанная из бумаги, платье из бумаги, платье из ткани, ёмкости с водой, образцы бумаги и ткани, салфетки, музыкальная колонка для физминутки «Паучок».
Демонстрационный материал: Кукла Таня, образцы бумаги и ткани, платья из ткани и бумаги, ёмкость для проведения опыта, журнальный столик, салфетка.
Раздаточный материал: образцы бумаги и ткани, платья из ткани и бумаги на каждого ребенка, салфетки, ёмкости с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте пожелаем друг другу доброго утра!
Проводится игра: «Приветствие»
Дети стоят в кругу и передают мяч друг другу, называя соседа по имени и желая ему доброго утра.
Воспитатель: Ребята, отгадайте-ка мою загадку:
Ей меняю я наряды
Спать кладу, гулять вожу,
Расчешу и если надо,
Бант красивый повяжу.
С кем же так играю я?
Подскажите-ка, друзья?
(Кукла)
К нам сегодня в гости пришла кукла Таня. Танечка купила в магазине два разных платья. Одно платье из ткани, а другое из бумаги. Танечка не знает ничего о материале, из которого они сделаны. Давайте поможем Тане и расскажем ей о бумаге и ткани.
Опыт № 1: «Определи на ощупь»
Воспитатель раздает каждому ребенку образцы бумаги и ткани и предлагает исследовать ткань и бумагу, запомнить, какая на ощупь ткань и какая бумага.
Вывод: Бумага - твердая, гладкая. Ткань - мягкая, прощупываются ниточки.
Опыт № 2 «Мнется - не мнется»
Воспитатель раздает каждому ребенку платье из бумаги и ткани, предлагает взять в руки и помять их. Бумага шуршит, платье мнется, остается скомканным. Платье из ткани помялось бесшумно и разгладилось.
После проведения опыта предлагает детям ответить:
- Что произошло с платьем из ткани? (Помялось и разгладилось)
- Что произошло с платьем из бумаги? (Помялось и осталось скомканным)
Опыт № 3 «Мокнет - не мокнет»
Воспитатель обращает внимание детей, что оба платья куклы красивые, нарядные, но они оба могут испачкаться, их нужно будет стирать. Предлагает детям намочить платье из ткани и платье из бумаги и узнать, что станет с ними.
А пока платья намокают, проводится физминутка под песенку группы Кукутики «Паучок».
Воспитатель предлагает после игры посмотреть, что стало с платьями, и ответить на вопросы:
- Что произошло с платьем из ткани?
- Что произошло с платьем из бумаги?
- Какое платье можно будет постирать, если оно испачкается?
- Что же прочнее - бумага или ткань?
Вывод: Бумага в воде размокает и рвется. Платье из бумаги стирать нельзя. Ткань в воде намокает и становится мокрой, но не теряет своего свойства, изделия из ткани можно стирать.
Дети приходят к выводу, что платье из ткани прочное, не рвется, сильно не мнется, можно стирать. А платье из бумаги непрочное, может порваться, а если намокнет, то размокнет и также порвется, платье из бумаги стирать нельзя. Кукла Таня благодарит детей, прощается, уходит.
Воспитатель собирает детей в круг просит выразить свои впечатления о занятии.