Конспект по развитию речи c для детей подготовительной группы по теме «Космическое путешествие”

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: формировать у детей знания о космосе, планетах, солнечной системе, первом космонавте Юрии Гагарине.

Задачи:

Образовательные:

  • активизировать и развивать словарь по лексической теме «Космос» (солнечная система, Галактика, созвездия, комета, планета, метеориты, скафандер, косомнавт);
  • обучать детей связанному, последовательному пересказу с опорой на вопросы и картинки.
  • закреплять умение ориентироваться в пространстве, на плоскости
  • (листе бумаги) уточнить понятия - справа-слева, верху-внизу, между, впереди, сзади.

Развивающие:

  • развивать навыки диалогической речи- умение отвечать на вопросы и задавать их сверстникам;
  • развивать умение аргументировать ответы;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к профессии космонавт;
  • воспитывать любовь к Родине, к ее историческим событиям;

Предварительная работа:

  • Работа в круге по методике «Три вопроса» (что такое космос?
  • Что мы о нем знаем? Что еще хотим узнать?
  • Беседы с детьми о космосе;
  • Просмотр презентаций о космосе;
  • Чтение художественной литературы по теме « Космос»;
  • Рассматривание макета солнечной системы;

Оборудование: Картинки по теме, планшеты, листы бумаги, карандаши, макеты планет из папье-маше.

Ход занятия

1. Приветствие

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте за руки возьмемся и передадим друг другу хорошее настроение!

Собрались все дети в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Вос: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы и с ними также поделимся хорошим настроением.

А сейчас давайте вспомним наши правила поведения на круге:

  1. если хочешь что-то сказать руку нужно поднимать;
  2. говорит тот у кого в руках игрушка (или какой-то предмет);
  3. мы друг друга уважаем, не шумим и не обижаем;

Воспитатель: Доброе утро, друзья!!! Меня зовут Нолик! Сегодня утром я забежал к вам в группу и очень хотел бы поиграть с вами.

Воспитатель: Ну что, ребята, поиграем с Ноликом немного.

Дети: Да.

Воспитатель: Ну тогда Нолик идет сегодня к Ире (любому ребенку) и вы придумываете игру на утреннем круге.

Ира: Сегодня мы играем в игру «Какого цвета?» Сегодня цвет синий. (дети по очереди придумывают словосочетания со словом «синий» (синий шарф, небо….. и передают друг другу игрушку на круге, в нашем случае это Нолик).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Но Нолик хотел ы поиграть с вами еще в одну игру, правда Нолик? Тот у кого в руках будет Нолик задает вопрос и выбирает того, кому он его задает. Сейчас Нолик у меня и хочу спросить у Маргариты "А что такое космос?" (Маргарита дает свой ответ и задаёт свой вопрос и передает Нолика).

Воспитатель: Ребята, мне все время кажется, что у нас в спальне кто-то стучит, вы пока поиграйте с Ноликом, а посмотрю, кто там. (В это время воспитатель уходит в спальню и быстро переодевается в костюм Звездочета, а ребята самостоятельно заканчивают игру с вопросами и ответами).

2. Основная часть

Появляется Воспитатель в одежде Звездочета.

Доброе утро ребята. Меня зовут Звездочет.

У ночного Звездочета очень трудная работа!
Чтобы звезды сосчитать нужно очень много знать.

Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Отгадайте куда? Я буду называть вам буквы, а попробуйте отгадать слово: К-О-С-М-О-С (воспитатель называет отдельно буквы, дети должны сложить слово).

Молодцы, ребята! Правильно!

Океан бездонный, океан бескрайний!
Безвоздушный, темный и необычайный!
В нем живут Вселенные, звезды и кометы
Есть и обитаемые, может быть планеты!

Воспитатель-Звездочет выкладывает на мольберте картинки планет, созвездий, комет, метеоритов)

Сегодня мы с вами будем исследовать космос! Скажите пожалуйста, а как называются люди, которые летают в космос.

- Космонавты!

А что космонавты надевают на себя в полет?

- Скафандры!

- Правильно, ребята. Итак, надеваем скафандры! Готовность номер 1.

Но для полета на еще нужно сделать пульт управления. У нас будет 5 кнопок. Для этого нам понадобятся наши планшеты и карандаши.

Звездочет:

  • В верхнем правом углу нарисуйте красный квадрат.
  • В нижнем левом углу нарисуйте синий треугольник.
  • В верхнем левом углу нарисуйте красный ромб.
  • В нижнем правом углу нарисуйте синий круг.
  • В середине нарисуйте зеленый овал.

Все сделали пульт управления? Итак соедините овал с квадратом, овал с ромбом, ромб с треугольником, треугольник с кругом, круг с квадратом. Наш пульт активен, и мы можем им управлять.

Звездочет: Внимание! Внимание! Наш экипаж отправляется в полет.

Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8…..

Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость! Вы стали легкими как пушинки. А теперь посмотрите в иллюминатор. У нас там замечательный вид! Смотрите, там Солнце! Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца.

Звездочет: Я знаю стих про планеты, давайте его с вами выучим:

  • Раз - Меркурий
  • Два - Венера
  • Три - Земля
  • Четыре - Марс
  • Пять - Юпитер
  • Шесть - Сатурн
  • Семь - Уран
  • Восемь - Нептун

И сейчас мы с вами превратимся в планеты, на которые приземлится наш космический корабль.

Звездочет вызывает по одному ребенка и просит взять изображение планеты и встать туда, куда говорит ему Звездочет.

Звездочет: Максим, возьми, пожалуйста Солнце и встань в центре группы.

Маргарита, возьми Меркурий и встань так, чтобы Максим был позади тебя!

Катя, возьми Венеру и встань так, чтобы Маргарита была впереди тебя.

Алиса, возьми Землю и встань справа от Максима.

Степан, возьми Марс и встань так, чтобы Максим был впереди тебя. Настя, возьми Сатурн и встань так, чтобы ты была позади Степана.

Тимур, возьми Юпитер и встань так, чтобы ты был между Настей и Степаном.

Стеша, возьми Уран и встань слева от Максима.

Марк, возьми Нептун и встань так, чтобы Настя была впереди тебя.

Звездочет: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием. Давайте вернемся на наш корабль где я расскажу вам историю про первый полет в космос.

Я прочитаю вам небольшой отрывок из рассказа В.Бароздина «Первый в космосе».

Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее неслась ракета, тем сильнее его прижимало к креслу.

Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. В космическом корабле все стало невесомым. Он поднял руку - она так и осталась приподнятой, поднял ногу-она не опустилась.

Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел - а карандаша на месте нет: он плывет по кабине.

Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было обязательно попробовать. Ведь еда в космосе также ничего не весит и как знать, сможет ли он ее проглотить?

Пища у Гагарина была специальная-«космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху. Он не спеша поймал их - и в рот.

Вопросы по тексту:

- Кто был космонавтом в ракете?

- Где находилась ракета с космонавтом?

- Что почувствовал Гагарин в ракете?

- Как он понял, что находится в невесомости?

- Что нужно было обязательно сделать Гагарину в полете?

- В чем находилась пища для космонавтов?

- Как ел Гагарин в ракете?

- Что произошло, когда он пил сок?

Звездочет: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали рассказ.

Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, и мы будем его пересказывать. А чтобы вам было легче, я приготовил вам опорные картинки по тексту. С их помощью вы будете пересказывать текст.

Физкультминутка пластический этюд:

Под музыку мальчики изображают роботов. А девочки - звездочек.

Повторное чтение рассказа.

Пересказ с опорой на картинки.

Звездочет: Спасибо вам, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями.

Мне пора возвращаться к себе в обсерваторию. А вам пора возвращаться на Землю. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8…… полетели!!!

Воспитатель: Ребята! Но вот мы снова с вами на нашей любимой планете Земля! Очень рада всех вас видеть. Давайте с вами немного обсудим что у мы сегодня узнали.

3. Итог занятия

- Ребята, где мы сегодня побывали?

- Что нового мы сегодня узнали?

- Что понравилось, что запомнили?