Цель: формировать у детей знания о космосе, планетах, солнечной системе, первом космонавте Юрии Гагарине.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать и развивать словарь по лексической теме «Космос» (солнечная система, Галактика, созвездия, комета, планета, метеориты, скафандер, косомнавт);
- обучать детей связанному, последовательному пересказу с опорой на вопросы и картинки.
- закреплять умение ориентироваться в пространстве, на плоскости
- (листе бумаги) уточнить понятия - справа-слева, верху-внизу, между, впереди, сзади.
Развивающие:
- развивать навыки диалогической речи- умение отвечать на вопросы и задавать их сверстникам;
- развивать умение аргументировать ответы;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к профессии космонавт;
- воспитывать любовь к Родине, к ее историческим событиям;
Предварительная работа:
- Работа в круге по методике «Три вопроса» (что такое космос?
- Что мы о нем знаем? Что еще хотим узнать?
- Беседы с детьми о космосе;
- Просмотр презентаций о космосе;
- Чтение художественной литературы по теме « Космос»;
- Рассматривание макета солнечной системы;
Оборудование: Картинки по теме, планшеты, листы бумаги, карандаши, макеты планет из папье-маше.
Ход занятия
1. Приветствие
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте за руки возьмемся и передадим друг другу хорошее настроение!
Собрались все дети в круг!
Я твой друг и ты мой друг!
Крепче за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!
Вос: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы и с ними также поделимся хорошим настроением.
А сейчас давайте вспомним наши правила поведения на круге:
- если хочешь что-то сказать руку нужно поднимать;
- говорит тот у кого в руках игрушка (или какой-то предмет);
- мы друг друга уважаем, не шумим и не обижаем;
Воспитатель: Доброе утро, друзья!!! Меня зовут Нолик! Сегодня утром я забежал к вам в группу и очень хотел бы поиграть с вами.
Воспитатель: Ну что, ребята, поиграем с Ноликом немного.
Дети: Да.
Воспитатель: Ну тогда Нолик идет сегодня к Ире (любому ребенку) и вы придумываете игру на утреннем круге.
Ира: Сегодня мы играем в игру «Какого цвета?» Сегодня цвет синий. (дети по очереди придумывают словосочетания со словом «синий» (синий шарф, небо….. и передают друг другу игрушку на круге, в нашем случае это Нолик).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Но Нолик хотел ы поиграть с вами еще в одну игру, правда Нолик? Тот у кого в руках будет Нолик задает вопрос и выбирает того, кому он его задает. Сейчас Нолик у меня и хочу спросить у Маргариты "А что такое космос?" (Маргарита дает свой ответ и задаёт свой вопрос и передает Нолика).
Воспитатель: Ребята, мне все время кажется, что у нас в спальне кто-то стучит, вы пока поиграйте с Ноликом, а посмотрю, кто там. (В это время воспитатель уходит в спальню и быстро переодевается в костюм Звездочета, а ребята самостоятельно заканчивают игру с вопросами и ответами).
2. Основная часть
Появляется Воспитатель в одежде Звездочета.
Доброе утро ребята. Меня зовут Звездочет.
У ночного Звездочета очень трудная работа!
Чтобы звезды сосчитать нужно очень много знать.
Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Отгадайте куда? Я буду называть вам буквы, а попробуйте отгадать слово: К-О-С-М-О-С (воспитатель называет отдельно буквы, дети должны сложить слово).
Молодцы, ребята! Правильно!
Океан бездонный, океан бескрайний!
Безвоздушный, темный и необычайный!
В нем живут Вселенные, звезды и кометы
Есть и обитаемые, может быть планеты!
Воспитатель-Звездочет выкладывает на мольберте картинки планет, созвездий, комет, метеоритов)
Сегодня мы с вами будем исследовать космос! Скажите пожалуйста, а как называются люди, которые летают в космос.
- Космонавты!
А что космонавты надевают на себя в полет?
- Скафандры!
- Правильно, ребята. Итак, надеваем скафандры! Готовность номер 1.
Но для полета на еще нужно сделать пульт управления. У нас будет 5 кнопок. Для этого нам понадобятся наши планшеты и карандаши.
Звездочет:
- В верхнем правом углу нарисуйте красный квадрат.
- В нижнем левом углу нарисуйте синий треугольник.
- В верхнем левом углу нарисуйте красный ромб.
- В нижнем правом углу нарисуйте синий круг.
- В середине нарисуйте зеленый овал.
Все сделали пульт управления? Итак соедините овал с квадратом, овал с ромбом, ромб с треугольником, треугольник с кругом, круг с квадратом. Наш пульт активен, и мы можем им управлять.
Звездочет: Внимание! Внимание! Наш экипаж отправляется в полет.
Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8…..
Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость! Вы стали легкими как пушинки. А теперь посмотрите в иллюминатор. У нас там замечательный вид! Смотрите, там Солнце! Вы заметили, что все планеты вращаются вокруг Солнца.
Звездочет: Я знаю стих про планеты, давайте его с вами выучим:
- Раз - Меркурий
- Два - Венера
- Три - Земля
- Четыре - Марс
- Пять - Юпитер
- Шесть - Сатурн
- Семь - Уран
- Восемь - Нептун
И сейчас мы с вами превратимся в планеты, на которые приземлится наш космический корабль.
Звездочет вызывает по одному ребенка и просит взять изображение планеты и встать туда, куда говорит ему Звездочет.
Звездочет: Максим, возьми, пожалуйста Солнце и встань в центре группы.
Маргарита, возьми Меркурий и встань так, чтобы Максим был позади тебя!
Катя, возьми Венеру и встань так, чтобы Маргарита была впереди тебя.
Алиса, возьми Землю и встань справа от Максима.
Степан, возьми Марс и встань так, чтобы Максим был впереди тебя. Настя, возьми Сатурн и встань так, чтобы ты была позади Степана.
Тимур, возьми Юпитер и встань так, чтобы ты был между Настей и Степаном.
Стеша, возьми Уран и встань слева от Максима.
Марк, возьми Нептун и встань так, чтобы Настя была впереди тебя.
Звездочет: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с этим заданием. Давайте вернемся на наш корабль где я расскажу вам историю про первый полет в космос.
Я прочитаю вам небольшой отрывок из рассказа В.Бароздина «Первый в космосе».
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в силах даже пошевелиться. Чем быстрее неслась ракета, тем сильнее его прижимало к креслу.
Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. В космическом корабле все стало невесомым. Он поднял руку - она так и осталась приподнятой, поднял ногу-она не опустилась.
Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел - а карандаша на месте нет: он плывет по кабине.
Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо было обязательно попробовать. Ведь еда в космосе также ничего не весит и как знать, сможет ли он ее проглотить?
Пища у Гагарина была специальная-«космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика выдавил фруктовый джем, а потом смородиновый сок. Все проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху. Он не спеша поймал их - и в рот.
Вопросы по тексту:
- Кто был космонавтом в ракете?
- Где находилась ракета с космонавтом?
- Что почувствовал Гагарин в ракете?
- Как он понял, что находится в невесомости?
- Что нужно было обязательно сделать Гагарину в полете?
- В чем находилась пища для космонавтов?
- Как ел Гагарин в ракете?
- Что произошло, когда он пил сок?
Звездочет: Молодцы, ребята, вы все внимательно слушали рассказ.
Сейчас я еще раз прочитаю рассказ, и мы будем его пересказывать. А чтобы вам было легче, я приготовил вам опорные картинки по тексту. С их помощью вы будете пересказывать текст.
Физкультминутка пластический этюд:
Под музыку мальчики изображают роботов. А девочки - звездочек.
Повторное чтение рассказа.
Пересказ с опорой на картинки.
Звездочет: Спасибо вам, ребята, вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Мне пора возвращаться к себе в обсерваторию. А вам пора возвращаться на Землю. Начинаем обратный отсчёт: 10, 9, 8…… полетели!!!
Воспитатель: Ребята! Но вот мы снова с вами на нашей любимой планете Земля! Очень рада всех вас видеть. Давайте с вами немного обсудим что у мы сегодня узнали.
3. Итог занятия
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Что нового мы сегодня узнали?
- Что понравилось, что запомнили?