Формирование ответственного отношения к истории своей страны у учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Разделы: Музыка, Патриотическое воспитание, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: музыка


Каждый из нас является частью нашей страны – России. Наш долг перед отечеством пронести всю свою жизнь память героев, павших за нашу Родину, память обычных мирных граждан, замученных в концлагерях, погибших во время бомбежек и обстрелов, память людей всех национальностей и стран, пострадавших от фашизма. Эта память должна передаваться новым поколениям. Она должна бережно сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Используя разные методы и формы для формирования ответственного отношения обучающихся к событиям связанные с Великой Отечественной войной, важно, пробудить в ребёнке ответственность за свою память о своём прапрадеде, чтобы эта память не угасала, а жила вечно.

С каждым годом мы все дальше отдаляемся от трагических событий Великой Отечественной войны. Все меньше остается людей того времени, тех кто приближал Великую Победу. На концертах, мероприятиях уже нет тех героев кому мы посвящаем свои выступления, но память о них мы будем помнить вечно. Выступления учащихся, посвящённые памятным датам Великой Отечественной войны, должны иметь особое значение. Учащиеся должны чувствовать важность прославления героической истории России и её героев.

На уроках музыки необходимо проводить беседу с учащимися начиная с первых классов о том, что нет семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. Просить учащихся, каждый раз, чтобы они рассказывали о военном пути своего прапрадеда, приносили портреты своих прапрадедов, фронтовые письма, фотографии, чтобы почувствовали свою ответственность и значимость того, что они помнят и берегут память своего героя. Такая беседа поможет расширить знания учащихся о героической истории народа, воспитать уважительное отношение к памяти павших героев войны и к старшему поколению, сформировать чувство гордости за свою страну и за подвиг прапрадедов. Для беседы также можно использовать видеоматериалы: фрагменты художественных и документальных фильмов, концертов. После таких бесед песни военных лет, исполняемые учащимися более глубокие, эмоциональные, осмысленные. В течение учебного года в рамках военно-патриотического воспитания проводятся песенные фестивали и конкурсы. Работа над песней происходит как в урочное, так и во внеурочное время. Ребятам очень нравится принимать участие в масштабных мероприятиях допустим по параллелям пятых, шестых, седьмых классов и т.д. где присутствует соревновательный дух, приятно наблюдать как перед выходом на сцену каждый класс испытывает волнение, как волнуется классный руководитель, как они друг друга поддерживают и с каким вдохновением выступают. Такие мероприятия надолго остаются в приятных волнительных воспоминаниях ребят.

Примерный образец песенных фестивалей:

  • 1 четверть - «Мы о Родине поём», среди первых классов.
  • 2 четверть - «Россия - Родина моя», среди вторых классов.
  • 3 четверть - Инсценирование военно-патриотической песни, среди третьих и четвёртых классов.
  • 4 четверть - «Песни, рождённые Великой Отечественной войной», среди 5-8-х классов.

Хоровой конкурс на лучшее исполнение Гимна России, Гимна Татарстана среди 1-11 классов.

Для формирования ответственного отношения к истории своей страны у обучающихся в школе на уроках музыки и во внеурочной деятельности можно использовать следующие методы:

  1. Исторические рассказы, которые помогут учащимся глубже воспринимать события, жизненные обстоятельства, вызывать заинтересованность и отзывчивость на происходящее.
  2. Изучение и рассмотрение важных событий, исторических документов, писем, музыкального творчества композитора, музыканта-исполнителя. Это позволит учащимся легче вживаться в события и узнавать о них изнутри, эмоционально проживая, сопоставляя творчество и обстоятельства людей, жизнь которых связала Великая Отечественная война. Анализ работы поможет учащимся почувствовать уважение, сочувствие к жертвам и героизму своих соотечественников.
  3. Организация представления презентаций, эссе, где учащиеся могут представить разные обстоятельства человеческой жизни, своё видение и осознание происходящего посредством музыки, литературы, изобразительного искусства.
  4. Задания, связанные с исследованиями и проектами. Они позволяют учащимся глубже погрузиться в исторические темы и события, проводить исследовательские проекты.
  5. Проводить внеурочные мероприятия, организовывать конкурсы, фестивали военно-патриотических песен, инсценировки песен, организовывать выставки рисунков, выставки листовок, плакатов с историями создания песен, рождённые Великой Отечественной войной.
  6. Организовывать мероприятия, концерты, посвящённые памятным датам, событиям, композиторам, музыкантам-исполнителям, связанные с Великой Отечественной войной.

Публичные выступления на мероприятиях, концертах, фестивалях, конкурсах вызывают у детей эмоциональную приподнятость и взволнованность, они испытывают радость и в тоже время гордость от соприкосновения с историей своей страны и причастности к её традициям. Опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, можно выявить уровень понимания учащимися ответственного отношения к истории своей страны. На уроках музыки и во внеурочной деятельности, важно, чтобы учащиеся испытывали эмоциональную отзывчивость, вновь и вновь переживая, сочувствуя событиям войны и каждый раз напоминать, чтобы мы все берегли свою память о дедах, прадедах, прапрадедах для последующих поколений.