Цель: формирование представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Задачи:
- Систематизировать и расширить знания учащихся о правилах здорового образа жизни;
- Создать условия для понимания учащимися необходимости соблюдения этих правил.
- Способствовать развитию навыков сотрудничества, умения вести диалог.
Планируемые результаты
Предметные:
- Правильно строить режим дня;
- Понимать роль правильного питания в жизнедеятельности организма;
- Знать и соблюдать правила гигиены.
Метапредметные:
- Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи самими учащимся, планирование промежуточных этапов решения учебной задачи.
- Познавательные: умение воспринимать поставленную задачу, анализировать предложенную ситуацию и решить её, оценивать проделанную работу, доказывать свои предположения по решению учебной задачи.
- Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в паре и в группе, умения вести диалог, обращаться за помощью, правильно выражать свои мысли.
Личностные: Создать условия для формирования правильного взгляда на здоро-вый образ жизни и выполнения правил личной гигиены.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: парная, групповая, индивидуально-коллективная.
Ресурсы урока:
- Плешаков А.А. Учебник и рабочая тетрадь 2 класс,
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация «Если хочешь быть здоров»
Оборудование:
- веер с цифрами на каждого ученика,
- карточки с пословицами,
- текст телеграммы от Карлсона.
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте!
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
- Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
Здоровья желаем всем и всему!
2. Актуализация знаний
- На предыдущем уроке, мы с вами познакомились с органами человека. Давайте, проверим ваши знания. ( На столах веер с цифрами - дети поднимают нужную цифру)
1. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.
1) легкие;
2) желудок;
3) сердце.
2. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов - сердца и легких. За это его называют «главным командным пунктом организма.
1) печень;
2) мозг;
3) кишечник.
3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью его человек дышит.
1) легкие;
2) мозг;
3) сердце.
4. В этом органе выделятся кислый сок, который способен переварить большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни».
1) кишечник;
2) желудок;
3) печень.
5. Этот орган похож на длинный извилистый коридор. Пища в нем окончательно переваривается, превращается в прозрачные растворы и впитывается в кровь.
1) желудок;
2) печень;
3) кишечник.
(Проверяется и поясняется каждое задание.)
- Молодцы, почти все справились с работой на «отлично»!
- Давайте ещё раз вспомним и покажем, где эти органы находятся.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- В самом начале урока мы с вами говорили друг другу «здравствуйте», а это значит, что желали всем…
- Здоровья!
- В народе говорят: «Здоровому - всё здорово». Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать.
- Почему очень важно беречь и укреплять здоровье?
- А может из вас кто-то уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
- Какова же тема?
- А как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы быть здоровым?
- Давайте совместно попробуем сформулировать цель и задачи урока!
- Откройте учебник на стр. 8. Тема нашего урока «Если хочешь быть здоров».
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
- Прочитайте, что говорит Муравьишка про учебные задачи ?
4. Первичное усвоение нового знания
- А задумывались ли вы, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Правильно. Потому что здоровье человека - это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растёте и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.
- Как называют человека, у которого ничего не болит?
- Пожалуйста, поднимите руку тот, кто ни разу не болел?
- Здоровье - это наше богатство, а любое богатство нужно беречь, иначе можно его потерять. А как нам сберечь, сохранить своё здоровье?
- Сегодня мы поговорим о том, как сохранить своё здоровье, а помогут нам в этом наши помощники - ступеньки здоровья (план урока на доске).
1. Режим дня
- И первый наш помощник - это режим дня. Соблюдать режим дня - это очень важно для здоровья. Слово «режим» - французское, оно означает «точно установленный порядок жизни. Режим дня - это умение управлять своим временем. (Слайд 5)
Работа с учебником
- Чтобы быть здоровым, необходимо соблюдать режим дня. Давайте прочитаем определение режима дня в учебнике.
- Посмотрите, какой режим дня был у мальчика Серёжи? (Стр. 8)
- Что делал Серёжа после того, как проснулся?
- Что он забыл сделать? (Обед после уроков в школе, прогулка, приготовление домашнего задания, ужин.)
- А кто из вас соблюдает режим дня?
- А вот сейчас мы проверим. Предлагаю игру - «Помоги Незнайке составить режим дня».
- Режим дня, который вы прочитали на слайде примерный. Он может немного меняться. Например, вы раньше пришли из школы или легли позже спать, если к вам в дом пришли гости. Дома вы составите в рабочей тетради свой режим.
- Ребята, при составлении режима дня необходимо, чтобы учеба или работа сменялась отдыхом, чтобы не менее 2 ч в день вы проводили на свежем воздухе, не менее трех раз в день кушали (желательно в одно и то же время), спали 8-9 ч, просыпались и ложились спать в одно и то же время. Режим дня - это один из наших помощников в сохранении здоровья.
Работа в тетради
Выполнение задания 1 в рабочей тетради на с. 5
- Какое правило надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? Я думаю, что вы постараетесь соблюдать режим дня.
- Продолжаем дальше.
2. Физкультура и спорт
- Что обязательно нужно делать, чтобы быть сильным, ловким, выносливым и главное обладать крепким здоровьем? (Заниматься физкультурой, спортом, закаляться…)
Вот у нас появляется вторая ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Физкультура и спорт».
3. Правильное питание
- Ребята, сегодня к вам на урок хотел прийти один сказочный персонаж, но, к сожалению, не смог. Как вы считаете, что с ним могло случиться? Ответы детей ( Не смог, заболел).
- Почему он мог заболеть?
- Давайте прочитаем телеграмму , которую он нам прислал.
«Дорогие ребята! Я очень забочусь о своем здоровье: ем только вкусные продукты- конфеты, чипсы, мороженное и варенье, сплю до самого обеда, никогда не делаю зарядку и старюсь меньше мыть руки и чистить зубы. Я живу высоко на крыше и вижу, что многие ребята поступают как я. Но, не смотря на это, я все равно заболел. Не ждите меня, я буду лечиться. Ваш …( кто это?) Карлсон.
- Правильно ли питался Карлсон?
- Каким должно быть питание?
- Вот у нас появляется третья ступенька, ведущая к сохранению здоровья «Правильное питание».
- Правильное питание - это разнообразное питание. Для жизни человеку необходимы питательные вещества, которые находятся в разных продуктах питания. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Если есть возможность, старайтесь больше употреблять овощей и фруктов, пейте молоко и кефир, ешьте творог, поменьше употребляйте сладкого, жирного и соленого. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням. Есть лучше всего в одно и то же время, желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трех раз. И будете здоровы!
Физкультминутка (все встают)
- Давайте поиграем в игру «Полезные и вредные продукты». Если вы считаете продукт полезным - хлопаем, вредным - топаем. (Рыба, кефир, чипсы, пепси, геркулес, торт, жирное мясо, лук, капуста, подсолнечное масло, конфеты, яблоки.)
- Зачем человек ест? Без еды человек не может долго прожить - около месяца, еда человеку необходима в течение всей жизни. Пища даёт организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет. Тот, кто не садится вовремя есть или, наоборот, постоянно что-то жуёт (конфету, булочку, печенье), портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.
- Как человек получает продукты? Человек получает пищу благодаря растениям и животным. Поэтому продукты бывают животного и растительного происхождения.
Работа с учебником
Чтение текста (стр. 9). «Как правильно питаться». Задание 1. Работа в парах. (надо договориться кто за что отвечает…).
- Рассмотрите фотографии на стр. 9 и правильно распределите продукты по группам.
- Работу проводим в парах. Помните о главном правиле работы в парах: это уметь договариваться. Проверка по сигнальным карточкам.
- А сейчас я усложню задание. Откройте тетради на стр. 6-7, найдите 3 задание.
- Какой вывод мы можем сделать?
- Так что значит правильное питание? (Правильное питание - это разнообразное питание).
Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? (Правильно питаться).
- Молодцы! Продолжаем дальше идти к нашей вершине - здоровья.
4. Личная гигиена
- Ещё одно условие сохранения здоровья - соблюдать правила личной гигиены.
- Дети, что обозначают слова - «Личная гигиена»?
- Личная - то есть эти правила выполняет каждый человек. Гигиена - это те действия, которые должен выполнять человек, чтобы поддерживать свое тело и жилище в чистоте.
- Что же нужно делать, чтобы соблюдать правила личной гигиены? (Ответы детей)
- Нужно мыть руки перед едой, правильно ухаживать за зубами, ухаживать за ногтями и волосами, мыться, чтобы наше тело было чистым, содержать в порядке одежду и обувь, помещение в котором живём.
- В каждой семье должны быть предметы гигиены, которыми могут пользоваться все члены семьи, т.е. общие, и те, которыми может пользоваться только один человек, т.е. личные.
Работа с учебником
- Рассмотрите фотографии на стр. 10 учебника и подумайте, какие из этих предметов у каждого человека должны быть личные, а какими могут пользоваться все члены семьи?
- Важно соблюдать правила личной гигиены.
- А как вы их усвоили, мы сейчас проверим. Нужно закончить предложения, которые вы прочитали в учебнике.
1) Перед едой, после прихода с улицы, игры с животными, посещения туалета нужно …
2) Утром и перед сном надо …
3) Перед сном необходимо …
4) Не реже одного раза в неделю нужно …
- Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье? (Правила личной гигиены)
- Продолжаем дальше идти к нашей вершине здоровья.
5. Уход за зубами
- А теперь подумайте, о чём идёт речь? Отгадайте загадку.
Когда мы едим - они работают,
Когда не едим - они отдыхают,
Не будем их чистить -
Они заболеют. (Зубы)
- Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?
- Здоровые зубы прекрасно измельчают пищу во рту. Больные зубы делают это гораздо хуже. Плохо пережеванная пища переваривается с трудом. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, меньше отдыхает и начинает болеть. Поэтому пищу надо пережевывать не спеша, тщательно. Здоровые зубы помогают нам правильно и красиво говорить, украшают улыбку человека.
Работа с учебником
- Как сохранить зубы здоровыми? Давайте познакомимся с правилами ухода за зубами на стр. 11 текст «Как ухаживать за зубами».
- Вот появляется следующая ступенька к здоровью «Уход за зубами».
- Ребята, я думаю, что вы хорошо запомнили все правила и будете их обязательно выполнять.
Работа в тетради
- Проверим себя. Выполним задание в тетради стр. 7 № 6.
- Не менее двух раз в год нужно проверять зубы у врача. К какому врачу нужно обратиться, если возникли проблемы с зубами?
Какое условие для сохранения здоровья мы вывели? (Беречь зубы)
5. Первичное закрепление
- Какие правила вы теперь будете соблюдать, чтобы сохранить здоровье?
- Что бы вы посоветовали своим младшим сестрам и братьям?
- Давайте посмотрим на нашу лесенку (обращение к плану урока). Назовите наших помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, физкультура и спорт, правильное питание, уход за зубами).
- Что вы будете делать, чтобы сохранить здоровье?
- Прочтите вывод Мудрой черепахи на с. 11
- Мудрые люди свои мысли заключали в пословицы. Есть много пословиц про наше здоровье. Попробуйте восстановить пословицы.
Работа в парах. Каждая пара получает разрезанную карточку с пословицей. Ребята должны восстановить порядок слов в пословице. Заслушиваются ответы детей и проверка.
- О чем эти пословицы?
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
В учебнике перечитать материал на стр. 8-11. В рабочей тетради выполнить задания 2 и 5 на стр. 5-7.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Получили ответы на свои вопросы? Выполнили цели урока?