Дидактическая игра как средство развития детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дидактическая игра


В системе дошкольного воспитания развивающие (дидактические) игры занимали и продолжают занимают особое место. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр основываясь на сочетании игры с песней и движениями.

Фридрих Фребель, автор одной из первых систем дошкольного воспитания утверждал, что первоначальное образование состоит в правильной организации игры, а не в учении в обыкновенном смысле этого слова. Развивающая игра должна быть пронизана уроком, оставаясь при этом игрой, Ф.Фребель предложил систему дидактических игр, ставшей основой воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. В нее вошли развивающие игры с разными материалами и игрушками (кубиками, шарами, цилиндрами, мячами, лучинами и пр.), последовательно расположенные по возрастающей сложности игровых действий и обучающих задач. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф.Фребелем и его учениками с целью усиления обучающего воздействия игр.

Сам Ф.Фребель, и его ученики и последователи высоко оценивали предложенную им систему дидактических игр. Но жесткая регламентированность деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности; методика проведения игр, основанная на подражании детей действиям, словам воспитателя, - все это вызвало критические замечания известных педагогов, познакомившихся с работой фребелевских детских садов (К.Д.Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Л.Н.Толстой, Е.И.Тихеева).

Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е.И.Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические и автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служит сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны?

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры «Лото», получает карточку и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске необходимых предметов, радуется, если выиграет, т.е. является равноправным участником игры.

Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют систематизируют знания.

Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в игре предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Покажем возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, Российской армии, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни даются детям по определенной системе. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняет и активизирует словарь, формируется правильное звукоподражание, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни

Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)» и др. Само название игр направляет внимание воспитателя на то, что дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные игровые взаимоотношения.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т.е. будущему обучению в школе.

Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком- либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Игра не только помогает в усвоении знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.

Литература

  1. Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников \ Серия «Библиотека учителя» - Ростов н\Д: «Феникс», 2005.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада,- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1991.
  3. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие - М.: «ЦГЛ», 2002.
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 1978.
  5. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Сост. и общая редакция Т.И.Ерофеевой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.
  6. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада. - М., Просвещение, 1988.
  7. Корнеева Т., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике. «Дошкольное воспитание» №3.2000г.
  8. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И.Ерофеева, Л.Н.Павлова, В.П.Новикова.- М.: Просвещение, 1992.
  9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Под ред. Т.А.Марковой. - М., Просвещение, 1982.
  10. Смирнова С.: Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Методическое пособие. Русское слово, 2020 г
  11. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987.
  12. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
  13. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  14. Тарунтаева Т.В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Просвещение, 1980.
  15. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Л.А.Парамонова и др.; Под ред. Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1988.
  16. Усова А.П. Обучение в детском саду. Под ред. А.В.Запорожца. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1970.
  17. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М., Просвещение, 1976.