Одной из причин, препятствующих включению в социум уч-ся с интеллектуальной недостаточностью, является низкий уровень развития речевой культуры. Речь учащихся и выпускников коррекционных школ примитивна, шаблонна, недостаточно точна, особенно беден и ограничен их словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это приводит к трудностям в установлении контактов с окружающими людьми, препятствуют самореализации ребенка, его личностному росту, процессам адаптации и интеграции. Выпускники не умеют использовать имеющиеся знания, не могут найти себя в жизни, выстроить общение с окружающими. Поэтому по проблеме речевого развития умственно-отсталого школьника, конкретные способы, средства и методы каждый учитель подбирает индивидуально, исходя из особенностей класса, имеющихся проблем в речи детей.
Школа, как микросоциум, играет немаловажную роль в становлении личности ребенка, как важной социальной единицы общества. Она как промежуточное звено для школьника, организующая работу по усвоению норм и эталонов человеческого поведения. Эффективность данного педагогического механизма проявляется. Когда ученик знает, как необходимо поступить, не отрываясь от традиций. Овладеть данным процессом детям с ОВЗ крайне сложно ввиду особенностей их развития.
Особенно важно овладеть нормами поведения старшеклассников, т.к. им предстоит работать, жить, общаться с другими людьми. Для успешного овладения ими должна проводиться целенаправленная коррекционная работа. На уроках чтения и развития речи ярким примером «социально-правильного поведения» являются главные действующие герои литературных произведений изучаемых по программе.
Особое место на уроках по составлению характеристики для оценки поступка героя должно отводиться словарной работе. Она проходит по следующим направлениям:
- обогащение словаря (усвоение новых ранее изученных слов, словосочетаний, новых значений уже имеющихся слов в лексиконе учащихся);
- уточнение словаря (сопоставление близких и противоположных по значению. Сравнение значений; усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических единицах; усвоение смысловых оттенков значений слов);
- активизация словаря (способ перенесения наибольшего количества слов из пассивного словаря в активный).
Они в дальнейшем вводятся в словосочетания, предложения при пересказе прочитанного, в устную беседу, рассказ. На этапе первичного восприятия, перед которым обязательно ставится цель чтения, работу провожу лишь с теми словами, словосочетаниями, которые затрудняют процесс осознанного восприятия. Ими являются устаревшая лексика (чело, очи, пучина, недоимки), слова иносказательного значения ( перл, парубки). Данные слова необходимо объяснить до чтения. Как правило, они включаются учителем в рассказ или в беседу. Для раскрытия авторского замысла, идейного содержания, идейного содержания в процессе вторичного чтения, при анализе произведения провожу наблюдение за поэтическими выражениями (ушами прядет, лихие друзья, девушка на поре семнадцатой весны). При этом использую приёмы:
- показ предмета, рисунка, макета;
- замена слова описательным оборотом;
- подбор синонимов и антонимов;
- рассказ о предмете или явлении;
- подведение частного понятия под общее;
- расчленение общего понятия на частные;
- объяснение слова через состав;
- включение слова в контекст.
Планирую урочную работу с такими заданиями, которые побуждают детей к использованию в собственной речи слов, словосочетаний самого автора. В беседе использую вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без использования новых слов.
Наиболее эффективной формой служат различные виды пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают обязательные слова и выражения, необходимые для использования точной передачи идеи произведения.
Для наиболее глубокого и осознанного понимания практикую составление плана. Это облегчает понимание и выделение основной мысли и также позволяет проследить последовательность событий. Эта работа развивает аналитико-синтетическую деятельность учащихся с нарушением интеллекта.
При составлении плана использую прием выборочного чтения, когда дети отыскивают и зачитывают отрывок текста, являющийся ответом на чётко поставленный вопрос. Это осуществляется под непосредственным контролем с моей стороны. Приём нацеливает выделять нужное из слов автора и использовать собственные мысли, развивает умение дробить текст на части, из целого выделять частное. Процесс обучения всегда оживляется, повышается уровень речевого развития, что крайне необходимо для успешной социализации. Крайне важно, чтобы ученик лишь использовал синтаксические конструкции писательского слова с соблюдением последовательности причинно-следственной зависимости.
В практике работы использую следующие приемы, повышающие эффективность работы ученика:
- отработка выразительного навыка чтения;
- нацеливание учащихся на пересказ;
- подробный анализ текста произведения;
- деление текста на смысловые части;
- составление плана;
- подробный пересказ с коллективны обсуждением ошибок, дополнением;
- высказывание собственного мнения;
- допридумывание (- А что бы произошло, если …)
Существуют разные виды пересказа. Но наиболее развивающий, по моему мнению, считаю творческий пересказ. Данный вид пересказа в сочетание с приёмами (изменение лица рассказчика, пересказ от лица от одного из персонажей, словесное рисование) существенно повышает уровень развития эмоционально-волевой сферы ребёнка с особенностями развития. Ученик входит в образ героя, его возраст, характер, глядит на события глазами персонажа. Творческие дополнения побуждают и стимулируют самостоятельную речь школьников. Они вспоминают факты из своей жизни, других, прочитанных ими книг, придумывают свою концовку истории.
Применение разнообразных методов, приёмов, видов речевых устных упражнений позволяют повысить уровень самооценки, усвоить морально-этические нормы поведения, вырабатывают навык коммуникации, развивает художественный вкус, чувство ответственности, взаимопомощи. Накапливая нравственный опыт, у ребенка формируются навыки в преодолении жизненных трудностей, наводит размышление о себе, своем ближайшем окружении, формирует умение сглаживать конфликтные ситуации, вырабатывает чувство ответственности, справедливости, товарищества.
Систематичность в организации работы помогает осознать ребенку нравственную сторону поступка и чувств литературного героя, что позволяет обогатить жизненный опыт, который необходим в дальнейшей самостоятельной жизни.