В работе пары «Наставник-наставляемый» можно использовать следующие приёмы:
Журнал рефлексии
- Наставляемый ведет дневник, в котором записывает свои мысли, чувства и уроки после каждой встречи с наставником.
Метод "Пять почему"
- Наставляемый выбирает конкретную ситуацию или опыт и задает себе вопрос "почему" пять раз, чтобы глубже понять причины своих действий и эмоций.
Рефлексивные вопросы
- Подготовьте список вопросов, на которые наставляемый должен ответить, например: "Что я узнал?", "Что мог бы сделать иначе?" и "Как я могу применить этот опыт в будущем?"
Метод "Сильные и слабые стороны"
- Педагоги анализируют свои сильные и слабые стороны в контексте полученного опыта и наставничества.
Письмо самому себе
- Наставляемый пишет письмо, адресованное самому себе, в котором делится своими мыслями и чувствами о процессе наставничества и своих целях.
Метод "Колесо жизни"
- Наставляемый создает визуальное представление своих жизненных сфер (карьера, здоровье, отношения и т.д.) и анализирует, где он чувствует себя удовлетворенно, а где есть пространство для роста.
Наставнический круг
- Встреча с несколькими наставниками и наставляемыми, где каждый может поделиться своим опытом и получить разнообразные точки зрения.
«Роли наоборот»: смена ролей наставника и наставляемого.
- Иногда полезно поменяться ролями: наставляемый становится наставником, делясь своими знаниями и опытом, а наставник слушает и задаёт вопросы. Этот прием укрепляет уверенность подопечного и расширяет кругозор обоих участников.