Дошкольный возраст - важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей ДОУ, все больше внимания уделяют оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с современными требованиями.
Несомненно, движение составляет основу практически любой деятельности ребенка. Наблюдения показывают, что у современных детей снижается интерес к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, или, наоборот, хаотическая гиперактивность.
Одним их путей решения задач физического развития и повышения двигательной активности является использование нетрадиционного физкультурного оборудования, которое способно:
- служить дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы;
- решить задачи формирования двигательных навыков в основных видах движений;
- обогатить двигательный опыт;
- развивать творчество и фантазию;
- заинтересовать детей;
- изменить стиль работы воспитателей.
Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Предметное окружение имеет огромное значение для развития двигательной активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.
Задачи физического развития можно решать с применением нетрадиционного оборудования, которое позволяет:
- повышать интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- чередовать различные виды активности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью;
- повысить моторную плотность физкультурных занятий;
- уточнять представления о форме предметов, положении частей, их относительной величине, о цвете предметов; развивать чувство цвета и формы;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память.
В реализации этих задач особое значение придается использованию нестандартного физкультурного оборудования, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
Первая задача воспитателя - правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Здесь предлагается исходить из того, какие основные виды движений следует развивать в дошкольном возрасте: ходьбу и бег; равновесие и координацию; подпрыгивание на месте (в два года) и спрыгивание с высоты (в три года); катание, прокатывание и бросание мяча; ползании, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно и др.
Исходя из выше сказанного, у нас в саду педагогами и инструктором по физической культуре изготовлены различные нетрадиционные атрибуты для развития основных движений, сенсорных представлений дошкольников, используемых в организованной и совместной двигательной деятельности из бросового материала, тканей различной фактуры и т.п.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале. Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно:
- обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности;
- приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
- создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий;
- приучать применять предметы спортивно-игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности;
- пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
Опыт работы позволил подтвердить мнение о том, что использование нетрадиционного оборудования в процессе проведения физкультурных занятий способствует повышению интереса и увеличивает степень двигательной активности детей дошкольного возраста. Двигательная активность на занятии - важный показатель его эффективности. Она играет двоякую роль: создает условия для овладения конкретным движением и обеспечивает удовлетворение потребностей детей в движении. Таким образом, задача педагогического воздействия на двигательную активность детей с использованием нетрадиционного оборудования, заключается в постепенном вовлечении малоподвижных детей в активную двигательную деятельность и переключении на более спокойную чрезмерно подвижных детей, что позволяет укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность дошкольников.
Нестандартное оборудование помогает развивать физические качества и направлено на:
- профилактику плоскостопия,
- развитие, глазомера, меткости, ловкости,
- развитие дыхания, развитие мелкой моторики,
- развитие ориентировки в пространстве, координации и равновесия,
- укрепление мышц рук и плечевого пояса.
Использование нестандартного оборудования и пособий, способствует комплексному физическому воспитанию и закреплению движений коррекционно-воспитательной работы. У детей развивается зрительное восприятие, пространственная ориентировка, координация движений, мелкая моторика. Активизируются зрительные функции.
Примеры нестандартного оборудования
«Червячок здоровья» (для профилактики плоскостопия)
Цель: развитие мышц нижних конечностей, координации, ловкости, внимания, массаж рефлекторных зон стопы; формирование навыков различных видов ходьбы, прыжков.
Использование: на физкультурных занятиях (в основной части и в заключ.части), является хорошим помощником в оздоровительной работе (закаливание, профилактика), в гимнастике после сна.
Материал: флисовая ткань, губки для тела, фасоль, пуговицы различного диаметра, подставки под горячее, карандаши или деревянные палочки.
«Цветик-семицветик» (для мелкой моторики рук)
Цели: развивает умственную деятельность, координацию движения пальцев рук, приручает руку к осознанным, точным и целенаправленным движениям.
Материал: ткань для изготовления цветка, пуговицы, молния, липучки, шнуровка.
Использование: на физкультурных занятиях, в досуговой деятельности.
«Дорожка из линолеума» - применяется для прыжков через нее боком, ходьбы по ней прямо, боком приставным шагом, ползании, для бега и т.д.
«Моталочки» (для моторики рук)
Материал: веревка, палочки, игрушка.
Задачи: развивать мелкую моторику рук, ловкость и быстроту.
«Ленточки»
Материал: колечки и атласные ленты разного цвета.
Цели: Развивать координацию движений, ловкость, быстроту в играх с ленточками; способствовать развитию внимания, мышления и воображения.
«Солнышко»
Материал: Плотная ткань, ленточки, карандаши.
Цель: помогает в развитии мелкой моторики, учит детей действовать по сигналу. Развитие у детей навыка ползания, воспитание правильной осанки.
Мешочки для метания
Материал: плотная ткань, наполнитель - песок (горох или другой материал).
Задачи: для развития силы рук, для занятий ОРУ, ОВД, для метания и подвижных игр, а также для развития мелкой моторики.
Мешки для прыжков
Материал: плотная ткань и тесьма.
Цель: для прыжков, игр и эстафет.
Дорожка многофункциональная (для профилактики плоскостопия)
Материал: плотная ткань, разнообразный материал для массажа стопы (камни, крышечки, пуговицы и многое другое).
Задачи: осуществлять профилактику плоскостопия; укреплять иммунитет, развивать внимание, мышление, сообразительность.
Шагайки (волшебные ведерки)
Цель: для координации движений, для игр и эстафет, для индивидуальной работы.
Парашют
Используется на физкультурных занятиях, праздниках.
Развивает быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание, слуховое и зрительное внимания, формирует умение ориентироваться в пространстве, закрепляет цвет и форму, используется для релаксации.
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И все будет получаться!!!!!
Литература
- Нагорных Н.С. Нестандартное оборудование для физкультурных занятий « Дошкольная педагогика». - 2003г.
- Утрубина К.К. «Занимательная физкультура для дошкольников». 2011г.
- Гуленина О.А. Использование нестандартного физкультурного оборудования «Дошкольная педагогика». - 2008г.