В соответствии с Федеральным Законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Полное название Проекта |
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Юные десантники» |
Полное название учреждения |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №31 (корпус №1) «Медвежонок» города Нижневартовска |
Тип проекта |
Социальный, практико-ориентированный |
Целевая аудитория |
Воспитатели, воспитанники старшего дошкольного возраста (6-7 лет), родители воспитанников, социальные партнеры, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре |
Основание для разработки Проекта |
|
Направление проекта |
Модернизация технологий и содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников через организацию кадетского движения |
Цель Проекта |
Воспитание у детей гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственно-социальных ценностей через организацию кадетского движения |
Задачи Проекта |
|
Направленность |
Социально-педагогическая |
Целевые группы |
Родители (законные представители), воспитанники |
Продолжительность и сроки реализации Проекта |
Долгосрочный 2022-2023 учебный год |
Форма реализации Проекта |
Фронтальная, индивидуальная |
Ожидаемые результаты |
|
Дополнительная информация |
Деятельность по реализации Проекта размещена на официальном сайте педагога https://bylinina-m.wixsite.com/mysite/копия-трансляция-педагогического-опыта |
1. Пояснительная записка к проекту по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Юные десантники»
Аннотация
Проект «Юные десантники» в дошкольном образовательном учреждении представляет направление работы с разными группами его участников, показывает методическую систему нравственно-патриотического воспитания дошкольников по приоритетным темам, позволяющим закладывать ростки гражданственности, патриотизма, любви к своей семье, малой Родине и Отечеству. Ценность проекта заключается в том, что в нём предусматривается реальное участие детей в организации своей жизни, освоение и реализация своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, к своей семье и родному краю, посильное участие в общественно-значимых социальных проектах.
Актуальность направления
«Все начинается с детства» - крылатая фраза, которая как нельзя лучше раскрывает суть нравственно-патриотического воспитания. Еще В.А.Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В современных условиях, когда интенсивно изменяется жизнь общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В последние годы происходит переосмысливание сущности нравственно - патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение.
В обществе идет активный поиск эффективных форм и методов работы по нравственно-патриотическому подрастающего поколения. В России стала нарастать популярность учреждений кадетского образования, которые демонстрируют пример создания условий для возрождения лучшего опыта российского образования и культуры, народных и воинских традиций, воспитания и обучения в целях разностороннего и полноценного развития молодежи.
Осознавая уникальную роль кадетского движения в деле воспитания подрастающего поколения на идеалах патриотизма, нравственности, ответственности, долга и служения Отечеству, в МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» на педагогическом совете был утвержден проект об открытии кадетской группы «Юные десантники» в корпусе №1 для детей старшего дошкольного возраста.
Проект ориентирован на решение задач воспитания будущего гражданина-патриота.
Новизна: Уникальность проекта «Юные десантники» состоит в том, что система гражданско-патриотического воспитания детей, отвечающая требованиям ФГОС ДО по «приобщению к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, будет усовершенствована посредством создания кадетского движения в ДОУ. Интеграция образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников кадетской группы в Образовательную программу включена не только в непосредственно-образовательную деятельность, а в разные виды детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Кадетский компонент основан на изучении исторического прошлого страны и является неотъемлемой составляющей духовного богатства человека, нацелен на формирование в сознании человека базовых национальных ценностей, понятий; нация, национальное государство, патриотизм, гражданское общество, мир и согласие, социализация. Реализация кадетского компонента в дошкольной организации обеспечена особой организацией образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, на основе личностно ориентированных технологий, получением прогнозируемых и диагностируемых результатов, главной целью которых является высокий уровень мотивации познавательной деятельности, интерес к обучению, положительное психо-эмоциональное состояние ребенка, формирование нравственно-патриотических чувств дошкольника.
Объект исследования: создание модели кадетской группы. Предметом деятельности служит процесс организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
2. Цель и задачи, предполагаемые результаты проекта
Цель проекта: Воспитание у детей гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственно-социальных ценностей через организацию кадетского движения.
Задачи проекта:
- Способствовать открытию детьми знаний и представлений о кадетском движении в России, о Родине, о геральдике, традициях и истории Отечества, о гражданственности и патриотизме;
- Формировать личность юного кадета через усвоение этических и нравственных норм и правил, самоорганизацию и умение действовать в сложных и экстремальных ситуациях;
- Подготовить дошкольников к сознательному стремлению стать настоящим кадетом и поступить в кадетские классы школ города;
- Обеспечить высокий уровень физической подготовки и стремление к здоровому образу жизни;
- Обеспечить высокий уровень социальной и практической значимости проекта в рамках тесного сотрудничества с социальными партнерами для становления гражданственности у дошкольников.
Принципы реализации проекта:
При разработке проекта нами сформулированы следующие принципы, которые явились своеобразными стратегическими ориентирами в общей образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию:
- принцип гуманизации воспитательной работы с детьми ориентирует педагогов и родителей на главную общечеловеческую ценность - это личность каждого ребёнка. Гуманизация предусматривает ориентацию на важнейшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, детскому саду, родному городу, краю, к Отечеству;
- принцип совместной деятельности (сотрудничество) и общения взрослого и ребенка, ребенка и его сверстников, как движущей силы развития;
- принцип интеграции всей образовательной работы с детьми на основе их социализации;
- принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающий единство воспитания, обучения и развития;
- принцип полноты, предусматривающий вхождение детей во все доступные миры (от мира семьи до мира Родины) в процессе освоения всех основных видов детской деятельности согласно ФГОС ДО;
- принцип учёта возрастных особенностей детей при отборе содержания, тем занятий, задач воспитания и обучения, доступность и последовательность;
- принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительными учреждениями города.
Методы взаимодействия с ребенком:
- личностно-ориентированный - включает в себя дифференцированный подход к каждому ребенку с подбором заданий разной степени сложности с учетом его индивидуальных особенностей;
- создание проблемных ситуаций - постановка проблемы (дидактические игры, упражнения, задания игрового характера нравственной направленности);
- совместная деятельность с ребенком - чтение книг, рассматривание альбомов, дидактические игры, рисование плакатов, изготовление макетов из природного и бросового материала;
- задания для самостоятельной деятельности - сочинение историй о путешествии по улицам города, о достопримечательностях города, изготовление плакатов, поделок, рисунков по темам;
- стимулирование взрослым самостоятельной деятельности ребенка через похвалу, поощрение, одобрение.
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Результаты-эффекты:
Воспитанники:
- Гражданственно - патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Родители (законные представители):
- создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения, семьи и социума по развитию кадетского движения.
Педагоги:
- приобретен педагогами новый опыт работы по организации образовательной деятельности гражданско-патриотической направленности с кадетским компонентом, произошел рост профессионального мастерства;
- пополнилась обновленная развивающая предметно-пространственная среда в группах и территории дошкольного учреждения.
Продукт проекта:
- разработан проект по гражданско-патриотическому воспитанию с кадетским компонентом «Юные кадеты» для воспитанников дошкольного возраста.
- составлен презентационный материал по проведению значимых мероприятий в кадетской группе;
- создана серия мультимедийных дидактических игр по ознакомлению дошкольников с различными родами войск и историей возникновения кадетства;
- создана картотека народных игр;
- создан раздел «Юные кадеты» на официальном сайте ДОУ.
Основные направления проекта:
1. Гражданско-патриотическое:
- изучение истории кадетского движения в России;
- знакомство с военной символикой и формой;
- воспитание патриотических чувств.
2. Культурно-историческое:
- знакомство с традициями кадетской жизни;
- организация выставок, посвящённых знатным землякам - участникам, героям боевых действий, ветеранам ВОВ, поэтам, писателям, художникам, воспевающим славу российскому воину.
3. Спортивно-оздоровительное:
- проведение совместных спортивных праздников;
3. Содержание проекта
Этапы реализации проекта:
I этап - организационный сентябрь-октябрь 2022 г.
Цель: создание условий в группе дошкольной организации для знакомства с историей и традициями кадетского движения в России
II этап - основной ноябрь 2022г. - апрель 2023 г.
Цель: создание условий для специальной, самостоятельной и совместной образовательной деятельности, общения между участниками проекта, способствующих углублению интереса к различным событиям, связанным с кадетским движением.
III этап - заключительный май 2023 г.
Цель: создание условий для оценки полученных результатов с ориентацией на их обобщение и построение перспектив деятельности.
В рамках проекта разработана модель по гражданско-патриотическому воспитанию с кадетским компонентом.
Психолого-педагогические условия реализации проекта.
В учреждении созданы следующие психолого-педагогические условия, обеспечивающие реализацию проекта:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т.е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр;
- обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;
- ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т.е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребенка (отражается в индивидуальной карте развития ребенка);
- формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка;
- создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности (к образовательной среде относится социальная среда в группе, методы оценки развития ребенка и связанное с ними планирование, развивающая предметно-пространственная среда и др.);
- сбалансированность репродуктивной деятельности (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), т.е. детской исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста;
- профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, а также предполагающего создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев по гражданского-патриотическому воспитанию старших дошкольников с кадетским компонентом
Технологии: При проектировании образовательного процесса в кадетской группе по гражданско-патриотическому воспитанию, учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности воспитанников. Для этого используются технологии, позволяющие выстраивать образовательный процесс с учетом всех требований к организации процесса развития ребенка в условиях детского сада:
Личностно-ориентированная технология.
Во главу угла ставится личность ребенка, его самобытность, самоуверенность, уникальность самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Взаимодействие в непосредственно образовательной деятельности строится на личностно-ориентированной основе, используя дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитываются его возможности, способности личностно-ориентированная технология предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.
Здоровьесберегающая технология.
Полноценное развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое и психическое, социальное благополучие.
Для воспитания здорового ребенка создаются условия:
- Взаимодействие с воспитанниками выстраивается в увлекательной, доброжелательной атмосфере, что создает положительный настрой на взаимодействие.
- Обеспечение смены деятельности, которое благотворно влияет на физическое и эмоциональное состояние дошкольников
Игровая технология.
Игровая технология - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Пассов Е.А. отмечает следующие черты игровой деятельности:
- мотивированность, отсутствие принуждения индивидуализированная деятельность;
- обучение и воспитание в коллективе через коллектив;
- развитие психических функций и способностей;
- учение с увлечением.
Игровые методы, используемые в программе достаточно разнообразны. Наиболее предпочтительна дидактическая игра, а также использование квест-игры, элементов соревнования, создание игровых ситуаций, все это вызывает интерес, положительные эмоции, помогает применять имеющиеся знания в новых ситуациях.
Компьютерная технология.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Специально созданные для старших дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщённое представление о всех похожих предметах или ситуациях.
Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация. Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей.
Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение планированию, контролю и оценки игровых результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых методов и неигровых. Виртуальные путешествия помогают ребенку получить обширные знания о достопримечательностях не только своего города, но и округа, и всей страны.
Организация взаимодействия с родителями
Общепризнанно, что семья, где воспитывается ребенок, является одним из наиболее существенных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Поэтому очень важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.
При выстраивании взаимодействия с семьями воспитанников используются как традиционные формы взаимодействия:
- родительские собрания;
- консультации;
- информационные стенды.
Так и интерактивные, которые на данный момент практика определила наиболее оптимальными:
- «Творческая мастерская», целью которой является привлечь родителей к обогащению развивающей среды для дошкольников. И в ходе практической деятельности передать опыт изготовления дидактических игр и пособий для развития ребенка. В мастерской развивается креативность родителей. Умение видеть в обыденных, практически не нужных вещах, интересные, занимательные объекты для обыгрывания с детьми. В процессе вовлеченности в общее дело родители убеждаются, насколько многому дети учатся через игру.
- Выпуск газеты «Мы - кадеты!», «Мастер-класс» позволяют родителям быть всегда в курсе событий, посвящённых патриотическому воспитанию ребенка. Помочь своему ребенку запомнить стихотворение, песню, считалочку, проиграть дома ту или иную ситуацию.
В силу своей профессии педагог обязан позитивно влиять на развитие детей своей группы. Но необходимо, что бы его мастерство, советы были искренне разделены и приняты родителями на основе сформированного доверия и продуктивного взаимодействия. Все эти задачи позволяет решить организация и проведение «Интерактивной площадки», где родители сами могут открыться воспитателю. Рассказать, что для них важно, в чем они могут поучаствовать, что они готовы сделать. Ведь одним из важных аспектов патриотического воспитания ребенка является творчество - детское или же совместно с родителями. Особенно это важно для дошкольного возраста. Так как патриотическое воспитание ребенка начинается в семье: с простых игр, со сказок, которые рассказывают ему на ночь, с отношениями между малышом и взрослым... Это накладывает отпечаток на его дальнейшее развитие, образ мышления. Если внимательно наблюдать за ребенком, в какие сюжетно-ролевые игры он предпочитает играть, можно определить тип отношений семьи, в которой он воспитывается. Поэтому все взрослые своим поведением должны подавать малышу достойный пример для подражания. Так, в семье, где царит спокойная доверительная атмосфера, где никто не препятствует всестороннему развитию ребенка, где каждый член семьи всячески поддерживает друг друга, будет расти настоящий гражданин нашей страны.
Содержание взаимодействия с родителями.
В систему работы по взаимодействию с семьей в рамках патриотического воспитания дошкольников вошли три блока: диагностический, теоретический и практический.
Диагностический блок выявляет запросы родителей по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, мотивацию участия в работе по данному направлению, определяет уровень компетентности родителей в этом вопросе.
Формы реализации:
- анкетирование;
- опрос;
- беседы.
Теоретический блок целью, которого является повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Формы работы:
- групповые родительские собрания (постоянная форма взаимодействия с семьей);
- печатная информация;
- индивидуальные беседы;
- тематические консультации;
- «Почтовый ящик»;
- мини библиотека;
- информационные листы, газеты.
Практический блок.
Формы работы:
- праздники;
- акции;
- участие родителей в конкурсах, выставках;
- интерактивная площадка;
- круглый стол;
- устные журналы;
- мини клубы;
- квест - игры;
- интернет общение;
- день открытых дверей;
- конференции с родителями.
Ожидаемый результат.
- Дети ознакомлены с историей, символикой, достопримечательностями, промышленными объектами, экологической ситуацией в городе и стране.
- Расширены представления детей о Российской Армии, ее функциях, военных профессиях; показывать их общественную значимость.
- Родители, привлечены к патриотическому воспитанию детей в семье.
- Обогащен словарный запас детей, дети ознакомлены с произведениями художественной литературы и музыкой военной тематики, обогащать речь детей.
- Развит познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышена эрудиция, интеллект, творческая активность.
- Сформировано умение работать в группах, совместно с друзьями, педагогами, родителями.
- Сформированы нравственные качества, чувство любви и уважения к Родине, воспитан будущий патриот Отечества;
- Сформировано желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство; желание самоотверженно служить на благо Родины, быть полезным своей Родине.
- Расширены сети социального партнёрства.
- Повышен рейтинг детского сада средствами трансляции педагогического опыта в СМИ, в среде педагогического сообщества и общественности города, достижений воспитанников в художественной, спортивной и интеллектуальной видах деятельности.
- Мониторинг Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы:
- Различает и называет геральдику России, ХМАО, г. Нижневартовска
- Различает и называет былинных героев
- Различает и называет военачальников прошлого и настоящего времени
- Различает и называет рода войск
- Различает и называет военные профессии
- Различает и называет памятники России
- Различает и называет города - герои
- Различает и называет награды Российской Федерации
Критерии уровня знаний детей:
- 3 балла - выполняет задание, отвечает правильно и уверенно;
- 2 балла - отвечает с ошибками, справляется с заданием с небольшой помощью взрослого;
- 1 балл - затрудняется, молчит, отвечает с наводящими вопросами.
- высокий уровень - 19 - 24 балла;
- средний уровень - 13 - 18 баллов;
- низкий уровень - 10 - 12 балл.
Перспективы дальнейшего развития проекта
- Создание условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников кадетской группы, может быть применено, воспроизведено и творчески дополнено любым образовательным упреждением в практической деятельности в том случае, если кадетское движение представляет профессиональный интерес.
- Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.
Ресурсное обеспечение проекта
В организации предметно-пространственной развивающей среды:
- Видеотека:
- Слайд - презентации;
- Изготовление наглядного материала.
Итоговое мероприятие проекта:
- Участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах
- Проведение развлечений, утренников с привлечением отцов
- Представление опыта работы на педагогическом совете ДОО, форсайт-центрах.
Проект реализуется через следующие формы работы с родителями:
- педагогическое мероприятие;
- развлечения
- утренники
- конкурсы
План мероприятий по реализации проекта (дорожная карта)
Список литературы
- Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост.: Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. - М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2004.
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 12. 2015 г. N 1493.
- Кадетские корпуса Российской империи / Гурковский В.А., 1 и 2 том, М.: Белый берег, 2005.- 366с.
- К завещанной доблести/ Исаков Е.П. Педагогические этюды. - М.:«Внешторгиздат», 2002. Интернет-энциклопедия «Кадеты России». 2001.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.-3-изд. исп. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-386с
- Педагог и семья / Арнаутова Е.П., М.: изд. дом «Карапуз», 2002. - 264
- Постановления Правительства РФ от 24.06.2000г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», «Предложения в Федеральный Закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России», в Президентскую программу «Кадеты России».
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537).
- Честь родного погона /Иордан А.Б. Книга о традициях в Российских кадетских корпусах, М.:, 2003. - 490с.