Цель: формировать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
Оборудование: запись на доске, карточки, схемы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- Дома вам нужно было выполнить упражнение 242
- Есть ли вопросы по выполнению д.з?
- Есть желающие прочитать рассказ на тему «Берегите лес от пожара».
- Закрыли тетради с д.з., открыли тетради №2, подписали число, классная работа, словарь.
3. Актуализация знаний
1) - Сегодня мы вспомним словарные слова на букву И, с комментированием по слову.
Словарь:
- иней, инженер - это слова какой части речи? Какого склонения?
- издали, издалека, интересно - это слова какой части речи, что мы знаем про наречие? (самостоятельная, неизменяемая часть речи)
- Слова иней, инженер можно просклонять?
- А что значит просклонять?
- Все ли имена существительные можно просклонять? (нет)
- Как называются такие имена существительные?
- Приведите пример (метро, какао и т.д.)
2) - Продолжим работать у доски запишем предложение со словарным словом иней.
Деревья в саду покрылись пушистым инеем. (повествовательное, невоскл., распр.)
- Выполним полный синтаксический разбор.
- Дополнительный вопрос - К 1 склонению относятся имена существительные…
Морфологический разбор слова … в саду… (1 ученик у доски)
(В) саду (сад) - сущ., неодуш., нариц., в ед.ч., м.р., П. п. - у, дополнение
- Дополнительный вопрос - Как изменяются имена сущ.? (по числам и падежам)
Морфемный разбор … пушистый… (1 ученик у доски)
- Доп. вопрос - Ко 2 склонению относятся существительные какого рода ?
4. Самоопределение к деятельности
- А теперь посмотрим на схему
- Составим словосочетания
идёт
|
от подруг… в куртк… по площад… |
- Назовите пропущенные окончания. Почему?
- От чего же зависит правильное написание окончаний им. сущ. в ед.ч.? (от падежа и склонения)
- Зная падеж и склонение определим окончание существительных в ед.ч.
- А ещё как?
Подобрать слово с ударным окончанием 1 скл - земля
- 2 скл - село
- 3 скл - глушь
- Давайте вспомним в каких падежах в ед.ч. пишется - и, -е
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
|
Р.п. |
и (ы) |
- |
-и |
Д.п. |
- е |
-и |
|
П.п. |
-е |
-е |
-и |
- Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? (Потому что у каждого падежа свои предлоги)
И.п. - |
|
Р.п. - |
от, до, с, из, без, у, для, около |
Д.п. - |
к, по |
В.п. - |
о, в, на, про, под, за, сквозь, через |
Т.п. - |
с, за, под, над, между |
П.п. - |
о, в, на, при |
- Значит, сегодня на уроке мы с вами будем учиться чему?
- Сформулируйте задачи урока.
- Составлять словосочетания
- Правильно писать безударные падежные окончания.