Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах

Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: Безударные окончания существительных, падежи имен существительных


Цель: формировать умение правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.

Оборудование: запись на доске, карточки, схемы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- Дома вам нужно было выполнить упражнение 242

- Есть ли вопросы по выполнению д.з?

- Есть желающие прочитать рассказ на тему «Берегите лес от пожара».

- Закрыли тетради с д.з., открыли тетради №2, подписали число, классная работа, словарь.

3. Актуализация знаний

1) - Сегодня мы вспомним словарные слова на букву И, с комментированием по слову.

Словарь:

  • иней, инженер - это слова какой части речи? Какого склонения?
  • издали, издалека, интересно - это слова какой части речи, что мы знаем про наречие? (самостоятельная, неизменяемая часть речи)

- Слова иней, инженер можно просклонять?

- А что значит просклонять?

- Все ли имена существительные можно просклонять? (нет)

- Как называются такие имена существительные?

- Приведите пример (метро, какао и т.д.)

2) - Продолжим работать у доски запишем предложение со словарным словом иней.

Деревья в саду покрылись пушистым инеем. (повествовательное, невоскл., распр.)

- Выполним полный синтаксический разбор.

- Дополнительный вопрос - К 1 склонению относятся имена существительные…

Морфологический разбор слова … в саду… (1 ученик у доски)

(В) саду (сад) - сущ., неодуш., нариц., в ед.ч., м.р., П. п. - у, дополнение

- Дополнительный вопрос - Как изменяются имена сущ.? (по числам и падежам)

Морфемный разбор … пушистый… (1 ученик у доски)

- Доп. вопрос - Ко 2 склонению относятся существительные какого рода ?

4. Самоопределение к деятельности

- А теперь посмотрим на схему

- Составим словосочетания

идёт

от подруг…

в куртк…

по площад…

- Назовите пропущенные окончания. Почему?

- От чего же зависит правильное написание окончаний им. сущ. в ед.ч.? (от падежа и склонения)

- Зная падеж и склонение определим окончание существительных в ед.ч.

- А ещё как?

Подобрать слово с ударным окончанием 1 скл - земля

  • 2 скл - село
  • 3 скл - глушь

- Давайте вспомним в каких падежах в ед.ч. пишется - и, -е

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

и (ы)

-

Д.п.

- е

П.п.

- Почему с одним и тем же главным словом употребляются разные предлоги? (Потому что у каждого падежа свои предлоги)

И.п. -

Р.п. -

от, до, с, из, без, у, для, около

Д.п. -

к, по

В.п. -

о, в, на, про, под, за, сквозь, через

Т.п. -

с, за, под, над, между

П.п. -

о, в, на, при

- Значит, сегодня на уроке мы с вами будем учиться чему?

- Сформулируйте задачи урока.

- Составлять словосочетания

- Правильно писать безударные падежные окончания.